Решение №4765-3 Решение от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3-1133/2021

 

«29» декабря 2021 года                                                              г. Пенза, ул. Урицкого, 127 

                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

- П<...> – заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- Ф<...>  – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

- В<...> – члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

при участии:

- заявителя – представителей ООО НПФ «МЕТА» Ш<...> (директор, выписка из ЕГРЮЛ), Д<...>(доверенность от 14.12.2021 № 1);

- заказчика – представителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» С<...> (доверенность от 01.09.2020 б/н), К<...> (доверенность от 01.09.2020 б/н);

рассмотрев жалобу ООО НПФ «МЕТА» (ИНН 1215021186, ОГРН 1021200772768, ул. Баумана, д. 100, оф. 202, г. Йошкар-Ола, 424000) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» (ИНН 5837023637, ОГРН 1055803503359, ул. Лермонтова, д. 36, г. Пенза, 440026) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки комплекса аппаратно-диагностического для медицинских исследований на базе хроматографа (извещение № 32110861227 от 25.11.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 09.12.2021 поступила жалоба ООО НПФ «МЕТА» (ИНН 1215021186, ОГРН 1021200772768, ул. Баумана, д. 100, оф. 202, г. Йошкар-Ола, 424000) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» (ИНН 5837023637, ОГРН 1055803503359, ул. Лермонтова, д. 36, г. Пенза, 440026) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки комплекса аппаратно-диагностического для медицинских исследований на базе хроматографа (извещение № 32110861227 от 25.11.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из жалобы заявителя следует, что комиссией по осуществлению закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» по результатам рассмотрения заявки ООО НПФ «МЕТА» неправомерно принято решение о признании ее несоответствующей требованиям извещения о закупке по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок от 06.12.2021 № 2235943. Данное обстоятельство привело к признанию участника № 1 победителем закупки. Указанные действия комиссии по осуществлению закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области», по мнению заявителя, нарушают установленный порядок определения победителя запроса котировок.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 13.12.2021 № 4454-3 назначено и проведено 20.12.2021 в 14 часов 00 минут.

Правовая позиция ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» изложена в возражениях на жалобу от 15.12.2021. Из позиции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» следует, что при рассмотрении заявки ООО НПФ «МЕТА» комиссией по осуществлению закупок установлено несоответствие технических характеристик, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.6, 2.1.8, 2.4.1 приложения № 1 заявки данного участника, техническим требованиям к закупаемому товару, установленным в приложении № 1 извещения о закупке.

В соответствии с порядком описания предмета закупки (приложение № 5 извещения о закупке) при описании участником характеристик предлагаемого товара в соответствии с объектом закупки не допускается использование союза «или».

Вместе с тем, ООО НПФ «МЕТА» указанное требование извещения о закупке не исполнено, что послужило основанием для отклонения заявки данного участника.

На заседании Комиссии Управления 20.12.2021 представители ООО НПФ «МЕТА» поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представители ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» с доводами жалобы не согласились, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу поддержали в полном объеме, просили в удовлетворении жалобы отказать.

20.12.2021 Комиссией Управления рассмотрение жалобы отложено до 29.12.2021.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 21.12.2021 № 2558-3э назначено и проведено 29.12.2021 в 14 часов 00 минут.

На рассмотрении жалобы 21.12.2021 представители ООО НПФ «МЕТА» указали, что в пункте 2.4.1 приложения № 1 заявки участника № 1 при описании характеристики товара использован союз «или». Вместе с тем, заявка данного участника признана соответствующей требованиям извещения о закупке.

Представители ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» пояснили, что при оценке обжалуемых пунктов котировочных заявок комиссия по осуществлению закупок заказчика руководствовалась положениями абзаца 3 страницы 3 приложения № 5 «Правила описания объекта закупки» извещения о закупке.

При этом, комиссией по осуществлению закупок не учтены требования абзаца 5 страницы 2 приложения № 5 «Правила описания объекта закупки».

Данное обстоятельство привело к необъективной оценке поступивших заявок участников запроса котировок.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Из положений части 11 статьи 3 Закона о закупках следует, что жалоба на положения документации о проведении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО НПФ «МЕТА» подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При осуществлении закупочной деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» руководствуется Положением о закупке от 29.06.2021, утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

25.11.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» разместило извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки комплекса аппаратно-диагностического для медицинских исследований на базе хроматографа (извещение № 32110861227 от 25.11.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Дата начала срока подачи заявок – 25.11.2021.

Дата окончания срока подачи заявок – 03.12.2021 в 10:00.

Дата подведения итогов – 06.12.2021.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 064 577,20 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 06.12.2021 № 2235943 на участие в запросе котировок поступили заявки от 2 (двух) участников (ООО НПФ «МЕТА», ЗАО СКБ «ХРОМАТЭК»). По результатам рассмотрения заявок комиссией по осуществлению закупок принято решение:

- признать заявку ЗАО СКБ «ХРОМАТЭК» соответствующей требованиям документации;

- признать заявку ООО НПФ «МЕТА» несоответствующей требованиям документации. В пунктах 2.1.2, 2.1.6, 2.1.8, 2.4.1 заявки участник не указал конкретный показатель характеристики товара.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно пункту 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны иные сведения, определенные положением о закупке.

Пунктом 2.8 Положения о закупке предусмотрен обязательный перечень сведений, подлежащих включению в извещение о конкурентной закупке, а также возможность указания иных сведений на усмотрение заказчика.

В соответствии с разделом «Требования к котировочной заявке участника» извещения о закупке заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать, в том числе, описание участником закупки товаров, работ, услуг, которые являются предметом закупки, по форме (Приложение № 2) и в соответствии с инструкцией по заполнению заявки (Приложение № 5).

Согласно приложению № 2 (форма котировочной заявки) извещения о закупке котировочная заявка должна содержать наименование и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии).

В приложении № 1 извещения о закупке установлены технические требования к комплексу аппаратно-программному для медицинских исследований на базе хроматографа, а именно:

№ п.п.

Технические требования

Требуемый параметр

Фактические параметры предлагаемой продукции (работ, услуг)

2.1.2

Хроматограф должен иметь возможность автономной работы без персонального компьютера  или выносной панели управления, при этом обеспечивать резервное хранение хроматограмм в памяти хроматографа объемом не менее 4GB

наличие

 

2.1.6

Автономный запуск режима анализа хроматографа после включения без персонального компьютера  или выносной панели управления

наличие

 

2.1.8

Возможность  установки или замены индивидуальных детекторов с универсальным посадочным местом в любой последовательности без замены аналитической части (модуля)

наличие

 

2.4.1

Возможность работы в режимах с делением потока (Split) или без деления потока (Splitless)

наличие

 

Порядок описания участником предмета закупки в котировочной заявке предусмотрен в приложении № 5 извещения о закупке (далее – Порядок).

Так, в соответствии с вышеуказанным Порядком предоставляемые участником закупки значения минимальных и (или) максимальных показателей характеристик товара не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и не должны сопровождаться словами «эквивалент», «аналог», «хуже», «лучше», «выше», «ниже», «шире», «уже», «свыше», «не более», «не менее», «более», «менее», «или», «либо», «от», «до», «≥» (больше или равно), «≤» (меньше или равно), то есть должны быть конкретными (за исключением случаев указания остаточного срока годности (срока хранения) и срока гарантии).

При предоставлении участниками закупок сведений по показателям характеристик, установленных в описании объекта закупки также следует руководствоваться правилами, указанными в данном Порядке.

Указанным Порядком определены показатели, которые не изменяются. В случае, если характеристики товара отнесены к «показателям, которые не изменяются:» (в соответствующей графе установлено слово «наличие»), в контракт включаются показатели характеристик, установленные заказчиком в неизменном виде.

Запрещается участнику закупки изменять показатели, которые не изменяются. В случае, если участником закупки в нарушение положений извещения запроса котировок изменены значения неизменных показателей и данные значения не соответствуют значениям, установленным в описании объекта закупки, такая заявка признается несоответствующей требованиям, указанным в извещении запроса котировок.

Из изложенного следует, что согласно положениям Порядка описания предмета закупки технические требования к закупаемому товару, установленные в пунктах 2.1.2, 2.1.6, 2.1.8, 2.4.1 приложения № 1 извещения о закупке являются неизменными показателями. Участнику закупки в силу требований, установленных Порядком, запрещено изменять данные показатели.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с уведомлением-требованием от 13.12.2021 № 4454-3 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» в материалы дела представлены копии заявок ООО НПФ «МЕТА» и ЗАО СКБ «ХРОМАТЭК».

Сопоставив установленные извещением о закупке требования к котировочной заявке, технические требования к закупаемому товару, установленные в пунктах 2.1.2, 2.1.6, 2.1.8, 2.4.1 приложения № 1 извещения о закупке, и сведения, указанные в заявке ООО НПФ «МЕТА», Комиссией Управления установлено, что заявка Общества соответствует положениям извещения о закупке.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что у комиссии по осуществлению закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» отсутствовали правовые основания для отклонения заявки ООО НПФ «МЕТА» по указанным в протоколе от 06.12.2021 № 2235943 основаниям, а именно, в связи с не указанием в пунктах 2.1.2, 2.1.6, 2.1.8, 2.4.1 заявки конкретных показателем характеристик товара.

Одним из принципов закупок товаров, работ, услуг, которыми обязаны руководствоваться заказчики, является принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из изложенного, действия комиссии по осуществлению закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области», выразившиеся в отклонении заявки ООО НПФ «МЕТА», содержат нарушение пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, договор поставки по результатам запроса котировок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» не заключен.

Учитывая допущенные комиссией по осуществлению закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» нарушения Закона о закупках, Комиссия считает необходимым выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать жалобу ООО НПФ «МЕТА» (ИНН 1215021186, ОГРН 1021200772768, ул. Баумана, д. 100, оф. 202, г. Йошкар-Ола, 424000) на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» (ИНН 5837023637, ОГРН 1055803503359, ул. Лермонтова, д. 36, г. Пенза, 440026) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки комплекса аппаратно-диагностического для медицинских исследований на базе хроматографа (извещение № 32110861227 от 25.11.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2.         Признать комиссию по осуществлению закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» (ИНН 5837023637, ОГРН 1055803503359, ул. Лермонтова, д. 36, г. Пенза, 440026) нарушившей пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.         Выдать организатору торгов - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области» (ИНН 5837023637, ОГРН 1055803503359, ул. Лермонтова, д. 36, г. Пенза, 440026) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений порядка проведения торгов.

4.         Материалы жалобы передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны