Постановление №1631-2 Постановление в отношении ООО "Чистый город" от 27 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 058/04/14.32-339/2022 об административном правонарушении

26 мая 2022 года                                                                                                                            г.Пенза

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.32-339/2022, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН 5837038471, 440034, г.Пенза, проезд Металлистов, д.2, офис 128, далее – ООО «Чистый город») по факту нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующими субъектами-конкурентами Обществом с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (ИНН 5837041393, далее – ООО «Спецтранс») и Обществом с ограниченной ответственностью «Экоград» (ИНН 5260317506, далее – ООО «Экоград»), которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах, установленного решением Пензенского УФАС России по делу № 058/01/11-827/2020 от 23.08.2021 г., ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии защитника ООО «Чистый город» – К<...>,

УСТАНОВИЛА:

На рассмотрение поступил протокол от 12.05.2022 г. № 058/04/14.32-339/2022 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) <...> в отношении ООО «Чистый город», в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела № 058/01/11-827/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 23.08.2021 г. действия ООО «Чистый город», выразившиеся в заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград», которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах, признаны нарушением требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ принятое Комиссией антимонопольного органа решение, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства  Российской Федерации, является поводом к возбуждению  дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 12.05.2022 г. (исх. № 1430-2) дело №058/04/14.32-339/2022 назначено к рассмотрению на 11 часов 26 мая 2022 года.

16.05.2022 г. в Пензенское УФАС России поступили письменные объяснения ООО «Чистый город», из которых следует, что Общество виновным себя в совершении вменяемого правонарушения не считает, поскольку антимонопольного соглашения не заключало.

Также в объяснениях указывается на оспаривание решения антимонопольного органа, послужившего основанием для привлечения ООО «Чистый город» к административной ответственности, в Арбитражном суде Пензенской области. С учётом данного обстоятельства, в целях обеспечения наиболее объективного и беспристрастного рассмотрения дела об административном правонарушении, Общество ходатайствует о передаче протокола и материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «Чистый город» на рассмотрение в арбитражный суд.

26.05.2022 г. при рассмотрении дела № 058/04/14.32-339/2022 защитник ООО «Чистый город» <...> ознакомлен с правами, предусмотренными Конституцией РФ и КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела защитник ООО «Чистый город» поддержал ранее представленные объяснения Общества в полном объёме. Указал на несогласие с вменённым правонарушением ввиду незаключения ООО «Чистый город» антиконкурентного соглашения.

Одновременно защитник <...> поддержал ходатайство, заявленное в объяснениях от 16.05.2022 г., указал, что в целях беспристрастного и объективного рассмотрения настоящего административного дела протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.32-339/2022 подлежат направлению для рассмотрения в Арбитражный суд Пензенской области в соответствии с положениями КоАП РФ.

Рассмотрев заявленное ходатайство принимаю решение отказать в его удовлетворении исходя из следующего.

В силу положений абзаца 4 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.17.3, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершённых юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно абзацу 5 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.9, статьями 14.9.1, 14.12, частями 1-4.1, 5.1-8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, частями 2 и 3 статьи 14.57, 14.61 настоящего Кодекса. При этом общей нормой части 2 статьи 23.1. КоАП РФ предусмотрено, то дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьёй 14.32 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Анализ приведённых норм в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.32 КоАП РФ рассматриваются судьями арбитражных судов только в случаях передачи их на рассмотрение судье административным органом.

В остальных случаях полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.32 КоАП РФ, предоставлены статьёй 23.48 КоАП РФ антимонопольному органу.

В рассматриваемом случае решение о передаче настоящего дела об административном правонарушении на рассмотрение в арбитражный суд не принималось.

Согласно части 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трёх суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

12.05.2022 г. протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.32-339/2022 были переданы на рассмотрение руководителю Пензенского УФАС России, в связи с чем правомерно подлежат рассмотрению должностным лицом антимонопольного органа.

Обстоятельств, препятствующих объективному и беспристрастному рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении в отношении ООО «Чистый город» должностным лицом Пензенского УФАС России, не установлено. Доказательств данного довода защитником не представлено.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/11-827/2020, приняв во внимание объяснения ООО «Чистый город», прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ООО «Чистый город» действий, которые являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/11-827/2020 и подтверждается представленными в деле доказательствами.

Пензенским УФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении конкурсных процедур установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Из представленной информации и информации, размещенной на сайте закупок www.zakupki.gov.ru, установлено следующее.

Согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пензенской области (Северная зона) (далее – Соглашение) со всеми приложениями и дополнениями, заключенным региональным оператором с Правительством Пензенской области в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области 28.09.2018 г., ООО «УБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на 10 лет на территории «Северной зоны» Пензенской области.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах)  под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Соглашением ООО «УБО» оказывает услугу по вывозу ТКО на территориях Бессоновского, Шемышейского, Мокшанского, Пензенского, Лунинского, Иссинского районов Пензенской области, городского округа Пенза, ЗАТО города Заречного Пензенской области.

Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 г. № 1133 (далее – Правила № 1133), установлены случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, а также порядок проведения торгов.

Так, в силу положений пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Вместе с тем, пунктом 10 Правил № 1133 установлено, что региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подп.«а» п.3 настоящих Правил, – в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подп.«б» п.3 настоящих Правил, – в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Согласно Приложению № 3 к Соглашению (с учётом дополнительного соглашения от 09.10.2018 г.) цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для Регионального оператора формируются по результатам торгов на всей территории в зоне деятельности Регионального оператора (Северная зона). 

Региональный оператор обязан соблюдать положения, установленные Соглашением. Таким образом, ООО «УБО» обязано проводить торги в отношении всей территории в зоне своей деятельности.

В 2018 и 2019 годах ООО «УБО» проводило аукционы по отбору подрядных организаций на оказание услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования №№ 0400700003818000001, 0400700003818000002, 0400700003818000003, 0400700003819000001, 0400700003819000002, 0400700003819000003.

26.10.2018 г. ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003818000001 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Железнодорожный район (за исключением поселка Монтажный) городского округа Пензы; Октябрьский район городского округа Пензы; Пензенский, Лунинский, Иссинский районы Пензенской области) в 2019 году.

Аукцион проводился на площадке АО «Электронные торговые системы»: www.etp-ets.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г.   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 444 883 957,83 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Экоград» ИНН 5260317506.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.11.2018 г. № 0400700003818000001-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником подавшим единственную заявку – ООО «Экоград» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

26.11.2018 г. между ООО «УБО» и ООО «Экоград» заключен контракт.

26.10.2018 г. ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003818000002 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Ленинский район городского округа Пензы; Первомайский район городского округа Пензы; Мокшанский, Шемышейский, Бессоновский районы Пензенской области) в 2019 году.

Аукцион проводился на площадке АО «Электронные торговые системы»: www.etp-ets.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 515 295 860,32 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Чистый город» ИНН 5837038471.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.11.2018 г. № 0400700003818000002-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Чистый город» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

26.11.2018 г. между ООО «УБО» и ООО «Чистый город» заключен контракт.

26.10.2018 г. ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003818000003 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Железнодорожный район (поселок Монтажный) городского округа Пензы; ЗАТО Заречный Пензенской области) в 2019 году.

Аукцион проводился на площадке АО «Электронные торговые системы»: www.etp-ets.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 81 788 304,42 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Спецтранс» ИНН 5837041393.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.11.2018 г. № 0400700003818000003-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Спецтранс» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

26.11.2018 г. между ООО «УБО» и ООО «Спецтранс» заключен контракт.

Из представленных электронной площадкой материалов установлено, что IP-адрес, используемый участниками при подачи заявок и подписании контракта, совпадает <...>, а также файлы (электронные документы) участников, направляемые в составе заявок, созданы и сохранены единым автором.

Согласно данным оператора связи ПАО «Ростелеком» IP-адрес <...>, выделен в период проведения аукционов ООО «Спецтранс» в соответствии с договором от 11.05.2017 № 358001003484 по адресу г. Пенза, ул. Индустриальная, дом 38.

Из представленных электронной площадкой АО «Электронные торговые системы» материалов установлено, что у ООО «Спецтранс» указан при регистрации на электронной площадке и используется телефонный номер +7<...>.

Согласно данным оператора связи ПАО «Мегафон» телефонный номер +7<...> выделен в период проведения аукционов ООО «Экоград» в соответствии с договором от 01.06.2016 г. № 5004693.

06.08.2019 г. ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003819000001 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Железнодорожный район городского округа Пензы; Октябрьский район городского округа Пензы; Пензенский, Мокшанский, Лунинский, Иссинский районы Пензенской области) в 2020-2022 годах.

Аукцион проводился на площадке ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»: www.etpgpb.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 1 546 823 614,48 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Экоград» ИНН 5260317506.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.08.2019 г. № 0400700003819000001-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Экоград» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

06.09.2019 г. между ООО «УБО» и ООО «Экоград» заключен контракт.

06.08.2019 г. ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003819000002 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Первомайский район городского округа Пензы; Бессоновский район Пензенской области.) в 2020-2022 годах.

Аукцион проводился на площадке ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»: www.etpgpb.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 950 138 271,35 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Чистый город» ИНН 5837038471.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.08.2019 г. № 0400700003819000002-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Чистый город» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

06.09.2019 г. между ООО «УБО» и ООО «Чистый город» заключен контракт.

06.08.2019 г. ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003819000003 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Ленинский район городского округа Пензы; Шемышейский район Пензенской области; ЗАТО Заречный Пензенской области) в 2020-2022 годах.

Аукцион проводился на площадке ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»: www.etpgpb.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 841 793 616,31 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Спецтранс» ИНН 5837041393.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.08.2019 г. № 0400700003819000003-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Спецтранс» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

06.09.2019 г. между ООО «УБО» и ООО «Спецтранс» заключен контракт.

Из представленных электронной площадкой материалов установлено, что файлы (электронные документы) участников, направляемые в составе заявок, созданы и сохранены единым автором 06.11.2018 г. в 9:49.

Аукционная документация на проведение аукционов №№ 0400700003818000001, 0400700003818000002 и 0400700003818000003 размещена 26.10.2018 г. То есть, файлы, направленные участниками, имеют более позднюю дату создания, и не могли быть получены из аукционной документации.

Из представленных электронной площадкой ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» материалов установлено, что у ООО «Спецтранс» указан при регистрации на электронной площадке и используется телефонный номер +7<...>.

По основаниям, указанным ранее, телефонный номер +7<...> выделен в период проведения аукционов ООО «Экоград».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) ООО «Спецтранс» адресом регистрации Общества является г.Пенза, ул.Индустриальная, дом 38, офис 306.

Также в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Экоград» адресом регистрации Общества является г.Пенза, ул.Лермонтова, дом 8А, офис 10.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Чистый город» адресом регистрации Общества является г.Пенза, пр.Металлистов, дом 2, офис 128.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно представленной ООО «Экоград» информации в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Общество в соответствии с договором аренды от 01.05.2015 г. № 22/05 и дополнительным соглашением от 01.11.2018 г. арендовало у ООО «УБО города» ИНН 5837026050 объекты недвижимости по адресу: г.Пенза, ул.Индустриальная, д.38, в том числе кабинеты (диспетчерская) под офис 2 этаж (32,25 кв.м.) и кабинеты №№ 303, 306, 307 под офис 3 этаж (26,09 кв.м.). С 17.01.2019 г. ООО «Экоград» арендовало указанные помещения в соответствии с договором аренды от 17.01.2019 г. № 9 у ООО «Спецтранс» ИНН 5837074840, в том числе кабинеты (диспетчерская) под офис 2 этаж (64,5 кв.м.) и кабинеты №№ 303, 306, 307 под офис 3 этаж (52,18 кв.м.). В соответствии с приложениями к дополнительным соглашениям от 31.05.2019 г. и от 27.02.2019 г. площадь арендуемых помещений изменена, в том числе кабинеты (диспетчерская) под офис 2 этаж (64,5 кв.м.) и кабинеты №№ 303, 306, 307 под офис 3 этаж (14,92 кв.м.)

Указанные помещения той же площадью в том же периоде арендовало ООО «Чистый город» у ООО «УБО города» ИНН 5837026050 в соответствии с договором от 01.05.2015 г. № 19/05 и дополнительным соглашением от 01.11.2018 г., и у ООО «Спецтранс» ИНН 5837074840 в соответствии с договором аренды от 17.01.2019 г. № 8 с 17.01.2019 г. и дополнительными соглашениями от 31.05.2019 г. и от 27.02.2019 г.

Также ООО «Спецтранс» в указанный период арендовало эти же помещения у ООО «УБО» в соответствии с договором от 01.05.2015 г. № 21/05 и дополнительным соглашением от 01.11.2018 г., и у ООО «Спецтранс» ИНН 5837074840 в соответствии с договором аренды от 17.01.2019 г. № 7 с 17.01.2019 г. и дополнительными соглашениями от 31.05.2019 г. и от 27.02.2019 г.

В соответствии с указанными договорами аренды предоставление доступа к сети интернет не предусмотрено.

При этом, доказательств того, что ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» не имели возможности подключиться (получать доступ к интернету) к другому оператору связи, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Таким образом, в период проведения аукционов в 2018 и 2019 годах ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» фактически размещались в одних помещениях, не являющихся местом регистрации юридических лиц. Указанные обстоятельства подтверждают, что действия указанных лиц по подаче заявок на участие в аукционе и подаче ценовых предложений не являются случайными и подтверждают наличие возможности информационного обмена между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» во время проведения аукционов (подачи заявок).

Наличие возможности информационного обмена между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» на этапе формирования заявок указывают на то, что данные действия хозяйствующих субъектов не являются случайными.

Частью 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры при подготовке к проводимому аукциону и в момент его проведения. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие субъекты в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Антиконкурентное (картельное) соглашение между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» заключается в исключении между данными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы в целях подержания цены контракта максимально приближенной к начальной и распределения контрактов между собой.

Целью указанного соглашения между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» является исключение между участниками картеля конкурентной борьбы и назначение «победителя» до проведения конкурсной процедуры.

Из представленной ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» информации о технике, имеющейся в их распоряжении до проведения аукциона, они не моги исполнить контракт своими силами по выбранным закупкам в 2018 году. Предварительно хозяйствующими субъектами не велись переговоры с потенциальными субподрядчиками.

В отсутствие договорённостей о распределении аукционов ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» не могли предполагать какой из участников каким объёмом техники обладает. Таким образом, распределение контрактов исходя из имеющихся в распоряжении машин имело место быть только при наличии осведомлённости о намерении данных Обществ участвовать в проводимых закупках.

При проведении аукционов в 2019 году объём и состав распределённых территорий был значительно изменен заказчиком.

В аукцион № 0400700003819000001 включены дополнительно посёлок Монтажный и Мокшанский район. В аукцион № 0400700003819000003 включены Ленинский район г.Пензы и Шемышейский район. В свою очередь, в аукционе №0400700003819000002 остались лишь Первомайский район г.Пензы и Бессоновский район. Вследствие перераспределения обслуживаемых территорий изменились объёмы оказываемых услуг и вывозимые объёмы ТКО.

В ходе рассмотрения дела в качестве объективных причин выбора конкретного аукциона ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» указывали на сложившиеся «исторические» маршруты оказания услуг.

Однако, согласно представленным ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» реестрам договоров оказания услуг 2018 года указанные Общества осуществляли деятельность на всей территории г.Пензы.

Исходя из объёма ранее обслуживаемых объектов и «исторических маршрутов», ООО «Чистый город» и ООО «Спецтранс» надлежало выбрать аукцион №0400700003818000001, поскольку указанный аукцион включал для данных субъектов большее количество исторических маршрутов.

При этом, стоит отметить, что аукцион № 0400700003818000003 включал территорию, на которой ООО «Спецтранс» оказывало наименьшее количество услуг, то есть там находилось наименьшее количество исторических маршрутов. В виду чего выбор данного аукциона для ООО «Спецтранс» не мог является наиболее выгодным.

В рамках рассмотрения дела Комиссией Пензенского УФАС России получены сведения о фактическом исполнении ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» заключенных контрактов по проведенным в 2018 и 2019 годах аукционам.

Между ООО «Экоград» (заказчик) и ООО «Спецтранс» заключен договор на оказание транспортных услуг от 01.01.2019 г. № 26/02. Предметом данного договора является оказание услуг по вывозу отходов в соответствии с представленными Заказчиком маршрутными листами. При этом, в договоре установлено, что стоимость услуг определяется на основании акта оказания услуг. Цена за единицу не определена.

Аналогичные договоры заключены между:

- ООО «Экоград» (заказчик) и ООО «Чистый город» от 01.01.2019 г. №23/02;

- ООО «Спецтранс» (заказчик) и ООО «Чистый город» от 01.01.2019 г. №27/02,

- ООО «Спецтранс» (заказчик) и ООО «Экоград» от 01.01.2019 г. № 28/02,

- ООО «Чистый город» (заказчик) и ООО «Спецтранс» от 01.01.2019 г. №25/02,

- ООО «Чистый город» (заказчик) и ООО «Экоград» от 01.01.2019 г. №24/02.

Согласно представленным сведениям установлено, что хозяйствующие субъекты-конкуренты осуществляли совместное исполнение контрактов по вывозу ТКО.

При этом, ООО «Спецтранс» в большем объёме оказывало услуги на территориях конкурентов, в свою очередь, большую часть объёма услуг на своей территории передавало на субподряд.

Тем самым между указанными лицами была достигнута договорённость по взаимовыгодному и совместному исполнению заключенных контрактов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период проведения рассматриваемых аукционов и исполнения заключенных контрактов между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» имеются финансовые операции в виде предоставления займов по договорам.

Между ООО «Спецтранс» (кредитор) и ООО «Чистый город» заключен договор займа от 10.06.2015 г. № 01/15 по 8% годовых. Займы предоставлялись в том числе 17.09.2018 г. в размере 250 тыс.руб., 18.12.2018 г. – 400 тыс.руб., 27.12.2018 г. – 1 млн.руб., 11.02.2019 г. – 700 тыс.руб.

Согласно представленным пояснениям денежные средства получались ООО «Чистый город» в целях создания резерва денежных средств по оплате по договорам оказания услуг в целях осуществления основной деятельности (ремонт мусоровоза, оплата топлива и пр.) и выплате заработной платы. Полученные денежные средства возвращены в 2020 году. Проценты по полученным займам не выплачивались.

В свою очередь между ООО «Экоград» (кредитор) и ООО «Спецтранс» заключен договор займа от 16.11.2018 г. № 16/11 по 8,5% годовых. Займ предоставлен 16.11.2018г. в размере 250 тыс.руб. Согласно представленным пояснениям денежные средства получались ООО «Спецтранс» в целях покрытия кассовых разрывов. Проценты по полученному займу не выплачивались.

Также между ООО «Экоград» (кредитор) и ООО «Чистый город» заключен договор займа от 27.12.2018 г. № 27/12 по 8,5% годовых. Займ предоставлен 27.2.2018г. в размере 800 тыс.руб. Согласно представленным пояснениям денежные средства получались ООО «Чистый город» в целях покрытия кассовых разрывов. Проценты по полученному займу не выплачивались.

Данные хозяйствующие субъекты в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ не оказывают услуги по предоставлению займов.

Оказание финансовой помощи между субъектами конкурентами в период проведения торгов, а также в период исполнения контрактов свидетельствует об отсутствии соперничества между ними и указывает на наличие неконкурентных отношений.

Соглашением может быть признана договорённость в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных лиц, сознательно ставящие своё поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершённые ими на конкретном товарном рынке, попадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определённым Законом о защите конкуренции.

В совокупности с ранее указанными обстоятельствами установлено, что у ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» имелась возможность выстраивания совместного поведения в целях устранения между собой конкуренции и заключения контрактов по максимальной цене.

Таким образом, ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» намеренно следовали общему плану поведения, позволяющему извлечь выгоду из ограничения между собой конкуренции на проводимых закупках.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведён анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведён по следующим этапам:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, – в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Временной интервал по аукционам №№ 0400700003818000001, 0400700003818000002, 0400700003818000003, 0400700003819000001, 0400700003819000002, 0400700003819000003 определён с даты опубликования извещения до даты заключения контракта, т.е. с октября 2018 года по сентябрь 2019 года.

Предметом торгов являются услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Северная зона).

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в аукционах, образуют хозяйствующие субъекты, заявки которых допущены для участия в аукционах. Данные субъекты являлись друг другу конкурентами на право заключения контракта.

Свобода предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации гарантирована Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены Законом о защите конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договорённость в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе: отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

То обстоятельство, что в аукционе могли принять участие иные хозяйствующие субъекты, не исключает факта наличия картельного соглашения между указанными выше лицами.

Кроме того, «недостижение» заданной цели в результате реализации «данной схемы», не могло бы свидетельствовать об отсутствии антиконкурентного картельного соглашения, так как в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения направленные на поддержание цен на торгах вне зависимости от наступления общественно опасных последствий таких соглашений, поскольку положения указанной нормы предусматривают запрет на соглашения, которые могут привести к таким последствиям.

В результате реализации антиконкурентного соглашения участники получили доход в размере 4 380 723 624,71 рубля.

Реализация данного соглашения напрямую повлияла на размер тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для ООО «УБО» на 2019 и 2020-2022 годы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет "per se") (Разъяснения ФАС России от 30.05.2018 г. № 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах»).

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела № 058/01/11-827/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 23.08.2021 г. действия ООО «Чистый город», выразившиеся в заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград», которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах, признаны нарушением требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Место совершения правонарушения – г.Пенза, пр.Металлистов, д.2, офис 128 (юридический адрес ООО «Чистый город»).

Время совершения правонарушения – с 26.10.2018 г. по 06.09.2019 г.

Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них – влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ООО «Чистый город» содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, а именно, заключение и участие хозяйствующим субъектом в соглашении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

У ООО «Чистый город» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП ООО «Чистый город» признаётся виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства по делу №058/01/11-484/2020 принято Комиссией Пензенского УФАС России в полном объёме 23.08.2021 г.

То есть на момент вынесения настоящего постановления по делу об административном правонарушении срок давности привлечения ООО «Чистый город» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства не истёк.

На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Исходя из письменных пояснений и представленных ООО «Чистый город» налоговых сведений установлено, что общая сумма выручки Общества за 2019 год составила <...> руб.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность согласно статье 4.2 КоАП РФ, учитывается то обстоятельство, что Общество впервые совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ,  при рассмотрении дела не установлены.

Согласно произведённым расчётам в соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ и рекомендациями ФАС России, сумма штрафа составляет 14 036 106 рублей 82 копейки.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на интересы общества и государства. Государственный контроль за соблюдением запрета на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения и участие в нем направлен на обеспечение хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности и пресечения ограничения конкуренции.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения ограничения (устранения) конкуренции. Следовательно, опасность совершённого ООО «Чистый город» правонарушения заключается в факте совершения действий, запрещённых антимонопольным законодательством.

Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере конкуренции. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО «Чистый город» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений.

Оценив конкретные обстоятельства совершения ООО «Чистый город» административного правонарушения, а именно то, что данное правонарушение привело (могло привести) к поддержанию цены на торгах при проведении вышеперечисленных электронных аукционов, считаю, что основания для признания правонарушения малозначительным и применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.

Согласно финансовой отчётности за 2021 год, представленной ООО «Чистый город», у Общества сложился положительный финансовый результат (прибыль).

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьями 23.48, 29.9, а также частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, с учётом характера, совершённого ООО «Чистый город» административного правонарушения, финансового положения юридического лица, обстоятельства, смягчающего административную ответственность,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН 5837038471, 440034, г.Пенза, проезд Металлистов, д.2, офис 128) состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО «Чистый город» наказание в виде административного штрафа в размере 14 036 106 (четырнадцать миллионов тридцать шесть тысяч сто шесть) рублей 82 копейки.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В силу части 1.3-2. статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа юридическим лицом, являющимся субъектом малого или среднего предпринимательства, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-4 статьи 14.32 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления                                                 Е.А. Прокаева

Связанные организации

Связанные организации не указаны