Решение б/н решение от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/5-629/2023

 

01 февраля  2024  года                                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2024 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

рассмотрев дело № 058/05/5-629/2023, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Медиа» (ИНН 7451457963; ОГРН 1227400007977; Челябинская область, г.о. Челябинский, вн. р-н Советский, г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 21в, офис 316/6; далее – ООО «Медиа») по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС поступило коллективное обращение жителей города Заречного Пензенской области, перенаправленное Собранием представителей ЗАТО города Заречного Пензенской области (вх. № 3855/23 от 18.09.2023), по вопросу распространения на остановочных павильонах города Заречного Пензенской области рекламы: «АвтоЛига приложение заказа авто» под заголовком: «когда срочно надо свалить» с изображением мультипликационных персонажей.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «Медиа» (ИНН 7451457963; ОГРН 1227400007977; Челябинская область, г.о. Челябинский, вн. р-н Советский, г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 21в, офис 316/6), что подтверждается договором №080 от 15.01.2023, заключенным с индивидуальным предпринимателем Пшеницыным Александром Сергеевичем (ИНН 583804912141).

Во исполнение п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24.11.2020 N 1922, Пензенское УФАС России направило в ФАС России ходатайство о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении рекламного законодательства в отношении ООО «Медиа».

Письмом исх. N КТ/91309/23 от 02.11.2023 ФАС России наделила Пензенское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на остановочных павильонах города Заречного Пензенской области рекламы: «АвтоЛига приложение заказа авто» под заголовком: «когда срочно надо свалить» с изображением мультипликационных персонажей: 1) грабитель с чулком на голове и мешком (из которого сыпется награбленное) бежит к машине; 2) двое хулиганов (один с дубинкой) пристают к испуганному человеку с портфелем в руках; 3) хулиган пристает к испуганной девушке, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении ООО «Медиа» (ИНН 7451457963; ОГРН 1227400007977; Челябинская область, г.о. Челябинский, вн. р-н Советский, г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 21в, офис 316/6).

Пензенским УФАС России определением от 03.11.2023 по факту распространения вышеуказанной рекламы возбуждено дело № 058/05/5-629/2023 по признакам нарушения части 6 статьи 5 «О рекламе» в отношении ООО «Медиа».

Представитель ООО «Медиа» на рассмотрение дела не явился. 15.11.2023 ООО «Медиа» представило в адрес Пензенского УФАС России письменные пояснения, из которых следует, что баннеры с рассматриваемой рекламой были демонтированы 28.08.2023, т.е. задолго до обращения жителей г. Заречного и никак не могли кого-либо призывать к совершению противоправных действий. В целях справедливого рассмотрения настоящего дела и избежания неоднозначных трактовок спорной рекламы в части предполагаемого побуждения к совершению противоправных действий, ООО «Медиа» считает необходимым вынести вопрос о соответствии спорной рекламы нормам пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе на рассмотрение Общественного совета при Пензенском УФАС России в соответствии с Положением об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

В связи с необходимостью получения документов и доказательств рассмотрение дела № 058/05/5-629/2023 отложено.

Определением от 28.11.2023 исх. № ЕП/4336/23 срок рассмотрения дела продлен до 03.02.2024.

Определением от 29.11.2023 исх. № ЕД/4344/23 рассмотрение дела отложено и назначено к рассмотрению на 25.12.2023 в 10 час. 00 мин. по адресу: г.Пенза, ул. Урицкого, 127, к.301.

25.12.2023 представитель ООО «Медиа» на рассмотрение дела не явился. На момент 2024-491 рассмотрения в материалах дела отсутствовало подтверждение о надлежащем извещении ООО «Медиа» о месте и времени рассмотрения дела. В связи с нуказанным рассмотрение дела № 058/05/5-629/2023 отложено.

Определением от 27.12.2023 исх. № ЕП/4844/23 рассмотрение дела отложено и назначено к рассмотрению на 01.02.2024 в 10 час. 00 мин. по адресу: г.Пенза, ул. Урицкого, 127, к.301.

На рассмотрение дела 01.02.2024 представитель ООО «Медиа» не явился.

30.01.2024 ООО «Медиа» в адрес Пензенского УФАС России представило письменные пояснения из которых следует, что рассматриваемая реклама была размещена 03.08.2023 на остановочных павильонах рядом с ориентирами по следующим адресам в г. Заречном: ул. Зеленая, д. 33, проспект Мира, ул. Ленина, д. 33. Демонтаж произведен одновременно по всем адресам 28.08.2023. В письме ООО «Медиа» ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

На заседании Комиссии, состоявшейся 01 февраля 2024 года, заявители поддержали доводы, изложенные в заявлении.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что на остановочных павильонах в августе 2023 года в городе Заречном Пензенской области размещена информация следующего содержания: «АвтоЛига приложение заказа авто» под заголовком: «когда срочно надо свалить» с изображением мультипликационных персонажей: 1) грабитель с чулком на голове и мешком (из которого сыпется награбленное) бежит к машине; 2) двое хулиганов (один с дубинкой) пристают к испуганному человеку с портфелем в руках; 3) хулиган пристает к испуганной девушке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, распространяемая на остановочных павильонах (г. Заречном: ул. Зеленая, д. 33, проспект Мира, ул. Ленина, д. 33), содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к компании «АвтоЛига приложение заказа авто», на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуг, оказываемых данной компанией.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является «АвтоЛига приложение заказа авто».

В соответствии с пунктом 1 частью 4 статьи  5 ФЗ «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

В целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе» рассмотрение изображений и содержания рассматриваемой рекламы было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе и Общественного совета при Пензенском УФАС России.

Решением Экспертного совета и Общественного совета было установлено, что реклама приложения заказа авто «АвтоЛига» под заголовком «когда срочно надо свалить» и изображениями возможного правонарушения в совокупности может побуждать к совершению противоправных действий.

Довод ООО «Медиа», изложенный в пояснениях от 15.11.2023 вх № 5241-ЭП/23, о том, что на баннерах исключительно в карикатурном стиле изображены ситуации, предполагающие необходимость срочного отъезда, без выражения одобрения совершению тех или иных действий изображенными персонажами, отклонен по следующим основаниям.

В данном случае в рекламе, размещенной на остановочных павильонах города Заречного Пензенской области, содержится побуждение к совершению противоправных действий, поскольку по смыслу рекламы создается впечатление, что компания «АвтоЛига» (приложение заказа авто) способствует избежать ответственности за хулиганские и противоправные действия, ответственность за которые установлена КоАП РФ и УК РФ.

Согласно статье 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Согласно статье 161 УК РФ грабеж – открытое хищение чужого имущества.

Таким образом, указанная реклама может побуждать к совершению правонарушения, а рекламируемые услуги будут способствовать избежать наказания («когда срочно надо свалить»).

Закон о рекламе рассматривает потребителей рекламы как лиц, подпадающих под влияние рекламы и подверженных ее влиянию, следствием чего является или может явиться соответствующее воздействие рекламы на них. Такой подход к поведенческой характеристике потребителей дает основания полагать, что реклама способна побудить потребителей не только воспользоваться рекламируемыми услугами, но и к совершению иных, напрямую не связанных с рекламируемыми услугами действий, о которых он получил представление из рекламы.

Следуя принципу верности правомерному поведению, реклама ввиду ее публичности способна оказать влияние на процесс становления правомерного поведения в обществе, закрепить в сознании потребителей поведенческую привычку следовать установленным нормам поведения. Таким образом, поведение, изначально не выражающее уважение к праву в рекламе не допускается.

Рассматриваемая реклама распространяется в многолюдных местах, на остановочных павильонах города Заречного, на которую люди даже невольно обращают внимание в силу ее размера и размещения. Данная реклама адресована неопределенному кругу лиц, независимо от их возраста или убеждений. Среди этих граждан могут быть и дети любого возраста. Ребенок, посмотрев на рекламу, в силу своего возраста и развития, может воспринимать ее для себя так, что поведение мультипликационных персонажей (грабеж, хулиганство) – это нормально.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Таким образом, необходимо соблюдать информационную безопасность детей и ограничивать их в доступе к такой информации, так как именно детская психика является самой восприимчивой и незащищенной от воздействия внешних факторов. Информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение, поскольку, ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни.

Размещение рекламной информации, имеющей свободное распространение, текстового содержания, сопровождаемого изображением возможных правонарушителей (грабителя и хулиганов) – нельзя признать допустимым в силу существующего запрета на использование в рекламе противоправных действий.

Таким образом, реклама приложения заказа авто «АвтоЛига» под заголовком «когда срочно надо свалить» и изображениями возможного правонарушения в совокупности может побуждать к совершению противоправных действий.

Учитывая изложенное, реклама приложения заказа авто «АвтоЛига» под заголовком «когда срочно надо свалить» нарушает требования пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «Медиа» (ИНН 7451457963; ОГРН 1227400007977; Челябинская область, г.о. Челябинский, вн. р-н Советский, г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 21в, офис 316/6), что подтверждается договором №080 от 15.01.2023, заключенным с индивидуальным предпринимателем Пшеницыным Александром Сергеевичем (ИНН 583804912141).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Медиа» нарушило требования пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 ФЗ «О рекламе», целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 33 ФЗ «О рекламе» предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела ИП Пшеницин А.С. (рекламораспространитель) 19.12.2023 в адрес Пензенского УФАС России представил письменные пояснения из которых следует, что рассматриваемая реклама, размещенная на остановочных павильонах в августе 2023 года в городе Заречном Пензенской области, демонтирована.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу предписание ООО «Медиа» не выдавать.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу приложения заказа авто «АвтоЛига» под заголовком «когда срочно надо свалить» с изображением мультипликационных персонажей: 1) грабитель с чулком на голове и мешком (из которого сыпется награбленное) бежит к машине; 2) двое хулиганов (один с дубинкой) пристают к испуганному человеку с портфелем в руках; 3) хулиган пристает к испуганной девушке, распространяемую ООО «Медиа» на остановочных павильонах в августе 2023 года в городе Заречном Пензенской области, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

          2. Предписание ООО «Медиа» о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Решение изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны