Предупреждение №2551-3 Предупреждение № 3-01-03/12-2021 от 28 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-01-03/12-2021
о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства 

 

«28» июля 2021 года                                                                             г. Пенза

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области проведена плановая проверка в отношении Министерства сельского хозяйства Пензенской области (ИНН 5836013019, ОГРН 1035803002443, ул. Володарского, д. 49, г. Пенза, 440000).

В ходе проверки по результатам анализа нормативных правовых актов Министерства сельского хозяйства Пензенской области установлено следующее.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области определен Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 (далее – Приказ № 32).

Согласно подпункту 10.4 Приказа № 32 без проведения аукциона договор на размещение НТО в местах, определенных Схемой, заключается в том числе, в случае размещения на новый срок НТО, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном Схемой, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом, исполнявшим свои обязательства в соответствии с установленными условиями по действующему договору на размещение указанного НТО.

Договор на размещение НТО в случае, предусмотренном настоящим подпунктом, заключается на условиях ранее заключенного договора на размещение указанного НТО. В случае, если срок вновь заключаемого договора на размещение НТО более периода (срока) размещения данного НТО, определенного Схемой, то договор на размещение НТО заключается на срок до окончания периода (срока), определенного Схемой, на момент обращения.

Таким образом, заключение договора на размещение НТО на новый срок и срок действия договора поставлены в зависимость от периода (срока) нахождения НТО в Схеме.

Согласно пункту 4 Приказа № 32 заявка хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона по основанию, предусмотренному подпунктом 10.4 пункта 10 настоящего Порядка, подается не ранее чем за 90 дней до истечения срока договора на размещение НТО и не позднее дня истечения срока договора на размещение НТО.

При обращении лица за заключением указанного договора непосредственно перед истечением срока договора и окончанием срока размещения НТО в Схеме, указанное обстоятельство может привести к невозможности перезаключения договора на новый срок, так как срок размещения НТО в Схеме на дату заключения договора истечет или повлечет заключение договора на непродолжительный срок.

Вместе с тем, истечение срока нахождения НТО в Схеме не является основанием для его исключения из Схемы, и как следствие не является основанием для отказа от заключения договора размещения НТО без проведения торгов.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов (часть 4 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ предусмотрено сохранение мест размещения НТО в случае утверждения схемы размещения НТО либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до указанных изменений.

Согласно письму Минпромторга России от 27.01.2014 № ЕВ-820/08 по смыслу части 6 статьи 10 Закона о торговле, схема размещения НТО - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Подпункт 10.4 пункта 10 Приказа № 32 предусматривает требование о заключении договора на размещение НТО в случае, предусмотренном настоящим подпунктом, заключается на условиях ранее заключенного договора на размещение указанного НТО.

Следовательно, предусмотренное требование о заключении договора на срок, не превышающий срок размещения НТО в схеме противоречит требованию о заключении договора на условиях ранее заключенного договора.

Таким образом, установление в подпункте 10.4 пункта 10 Приказа № 32 требование о заключении договора на срок, не превышающий срок размещения НТО в схеме, создает возможность необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов, лишая их права в установленном порядке претендовать на заключение договора на размещение НТО на новый срок без проведения торгов.

Кроме того, рассматриваемое требование создает правовую неопределенность и может повлечь злоупотребления со стороны органа местного самоуправления при принятии решений о заключении договоров на размещение НТО на новый срок без проведения торгов.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В рассматриваемых действиях Министерства сельского хозяйства Пензенской области, выразившихся в установлении требования о заключении на новый срок договора на размещение НТО без проведения торгов на срок не превышающий срок размещения НТО в схеме, приводит (может привести) к ограничению конкуренции, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Министерства сельского хозяйства Пензенской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,  Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство сельского хозяйства Пензенской области о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения, для чего в срок до  15.09.2021:

- изложить подпункт 10.4 пункта 10 Приказа Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 в следующей редакции: «размещение на новый срок НТО, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном Схемой, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом, исполнявшим свои обязательства в соответствии с установленными условиями по действующему договору на размещение указанного НТО.

Договор на размещение НТО в случае, предусмотренном настоящим подпунктом, заключается на условиях ранее заключенного договора на размещение указанного НТО.».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны