Решение №1488-3 Решение от 17 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-328/2022

 

«13» мая 2022 года                                                         г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- П<...> – государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие заявителя – ООО «Центр юридической и деловой помощи», организатора торгов - финансового управляющего Ш<...> (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом);

рассмотрев жалобу ООО «Центр юридической и деловой помощи» (ИНН 5837045711, ОГРН 1115837000135, ул. Захарова, д. 20, оф. 44, г. Пенза, 440008) на действия организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Б<...> (сообщение № 8516635 от 13.04.2022, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 28.04.2022 поступила жалоба ООО «Центр юридической и деловой помощи» (ИНН 5837045711, ОГРН 1115837000135, ул. Захарова, д. 20, оф. 44, г. Пенза, 440008) на действия организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Б<...> (сообщение № 8516635 от 13.04.2022, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).

Из жалобы заявителя следует, что организатором торгов – финансовым управляющим Ш<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Б<...> (сообщение № 8516635 от 13.04.2022, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) допущены следующие нарушения:

- в сообщении о проведении торгов не указаны реквизиты для перечисления задатка, в проекте договора о задатке отсутствуют реквизиты специального счета для перечисления задатка для участия в торгах;

- в сообщении организатором торгов не разъяснено право участника торгов перечислить задаток без подписания договора о задатке;

- в сообщении о проведении торгов неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки документа об оплате задатка;

- организатором торов установлена дата начала приема заявок (04.04.2022) ранее даты публикации сообщения о проведении торгов (13.04.2022);

- на электронной торговой площадке «ПТП-Центр» отсутствует информация о проведении торгов.

Также, заявитель просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

 Правовая позиция финансового управляющего Ш<...> изложена в письменном отзыве на жалобу от 11.05.2022 (вх. № 2368э). Организатор торгов указал, что сообщение № 8516635 от 13.04.2022, размещенное на сайте ЕФРСБ, аннулировано, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 04.05.2022 № 1354-3 назначено и проведено 13.05.2022 в 12 часов 00 минут.

На рассмотрение жалобы 13.05.2022 ООО «Центр юридической и деловой помощи», финансовый управляющий Ш<...> не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО «Центр юридической и деловой помощи» подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.

В соответствии с частью 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Положениями статей 110, 138, 139 Закона о банкротстве регламентирован порядок реализации имущества должника путем проведения торгов.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2021 по делу № А63-1238/2021 Б<...> признан несостоятельным (банкротом). Финансовым управляющим Б<...> утверждена Ш<...>

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.10.2021 по делу № А63-1238/2021 утверждено Положение о порядке, об условиях и сроках реализации имущества должника – Б<...>

13.04.2022 организатором торгов – финансовым управляющим Ш<...> на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 8516635 о проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Б<...>

Лот №1: Транспортного средства HYUNDAI ACCENT, регистрационный знак УО48ТК26, Идентификационный номер (VIN): Х7MCF41GP5A045225, год выпуска 2005, цвет: красный, рабочий объем (см³): 1495.0, Мощность (кВт/л.с.): 75.000/102.0.

Начальная цена лота – 162 000,00 руб.

1. Относительно довода заявителя о том, что в сообщении о проведении торгов не указаны реквизиты для перечисления задатка, в проекте договора о задатке отсутствуют реквизиты специального счета для перечисления задатка для участия в торгах, Комиссией Управления установлено следующее.

Абзацем 3 части 8 статьи 110 Закона о несостоятельности предусмотрено, что организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.

В сообщении о продаже имущества должника должны содержаться сведения о размере задатка, сроках и порядке внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток (абзац 8 части 10 статьи 110 Закона о банкротстве).

В сообщении № 8516635 о проведении торгов, размещенном на сайте ЕФРСБ, в разделе «Текст» указана следующая информация:

«Счет для внесения задатков:

Получатель: Б<...>

ИНН 263600254849

Расчетный счет: 40817810348007941050

Банк: ПЕНЗЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8624 ПАО СБЕРБАНК

К/с 30101810000000000635

БИК 045655635».

Организатором торгов – финансовым управляющим Ш<...> на сайте ЕФРСБ размещен проект договора о задатке.

В соответствии с пунктом 2.1 договора задаток должен быть внесен заявителем на расчетный счет организатора торгов, указанный в разделе 4 настоящего договора.

В разделе 4 договора о задатке указаны следующие реквизиты:

«Финансовый управляющий Б<...>

ИНН 263600254849

Расчетный счет: 40817810348007941050

Банк: ПЕНЗЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8624 ПАО СБЕРБАНК

К/с 30101810000000000635

БИК 045655635».

Таким образом, организатором торгов в сообщении о проведении торгов, договоре о задатке указаны сведения о реквизитах счета для перечисления задатка для участия в торгах.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 40.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения исполнения обязанности должника (в том числе гражданина) по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, внешний или конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве открывает отдельный банковский счет должника. В договоре такого банковского счета должника указывается, что денежные средства, находящиеся на этом счете, предназначены для погашения требований о возврате задатков, а также для перечисления суммы задатка на основной счет должника в случае заключения внесшим его лицом договора купли-продажи имущества должника или наличия иных оснований для оставления задатка за должником.

В силу пункта 3 статьи 138 Закона о банкротстве конкурсный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, в соответствии с настоящей статьей (специальный банковский счет должника).

В силу пункта 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с названным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.

Таким образом, рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении финансовым управляющим своих обязанностей, в части открытия специального счета в рамках дела о банкротстве, не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражном суде по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В данной ситуации у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению действий финансового управляющего Ш<...> в части не указания в проекте договора о задатке реквизитов специального счета для перечисления задатка для участия в торгах.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления признает рассматриваемый довод жалобы необоснованным.

2. По доводу жалобы заявителя о том, что в сообщении организатором торгов не разъяснено право участника торгов перечислить задаток без подписания договора о задатке, Комиссией Управления установлено следующее.

В ходе рассмотрения Комиссией установлено, что организатором торгов в разделе «Правила подачи заявок» сообщения № 8516635, размещенного на сайте ЕФРСБ, указано:

«Для участия в открытых торгах заявитель представляет оператору электронной площадки в форме электронного сообщения подписанный квалифицированной электронной подписью заявителя договор о задатке и направляет задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже. Заявитель вправе направить задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с электронным сообщением о продаже признается акцептом договора о задатке».

Таким образом, данный довод жалобы заявителя не находит подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

3. Относительно довода жалобы заявителя о том, что в сообщении о проведении торгов неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки документа об оплате задатка, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

- наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

- номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Как следует из сообщения № 8516635 торги по реализации имущества банкрота проводятся в электронной форме.

Разделом «Правила подачи заявок» сообщения № 8516635, размещенного на сайте ЕФРСБ, предусмотрено, что заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать следующие сведения: а) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); б) фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); в) номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя; г) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

Иные требования к составу заявки сообщением № 8516635 не установлены.

Сопоставив положения части 11 статьи 110 Закона о банкротстве в части требований к составу заявки, а также сведения, указанные в сообщении № 8516635 нарушения в действиях организатора торгов Комиссией не установлены.

4. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что организатором торов установлена дата начала приема заявок (04.04.2022) ранее даты публикации сообщения о проведении торгов (13.04.2022), Комиссия Управления установила следующее.

Исходя из положений абзаца 11 части 8 статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Таким образом, дата начала приема заявок на участие в торгах поставлена в зависимость от даты размещения сообщения о проведении торгов и не может быть ранее дня публикации сообщения.

В соответствии с сообщением № 8516635 дата и время начала подачи заявок установлена 04.04.2022 в 11:00.

При этом, сообщение № 8516635 опубликовано на сайте ЕФРСБ 13.04.2022.

Таким образом, организатор торгов установил дату начала приема заявок (04.04.2022) ранее даты публикации сообщения о проведении торгов (13.04.2022), что не соответствует требованиям части 8 статьи 110 Закона о банкротстве.

При указанных обстоятельствах, Комиссией в вышеуказанных действиях организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> установлено нарушение части 8 статьи 110 Закона о банкротстве.

5. По доводу жалобы заявителя о том, что на электронной торговой площадке «ПТП-Центр» отсутствует информация о проведении торгов, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 110 Закона о банкротстве торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.

Согласно абзацу 4 части 20 статьи 110 Закона о банкротстве порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.

Приказом от 23.07.2015 N 495 Минэкономразвития России утвержден порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – Порядок).

Согласно пункту 3.1 Порядка для проведения торгов организатор торгов представляет оператору электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта заявку на проведение торгов в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью организатора торгов.

Согласно пункту 3.2 Порядка в течение одного дня с момента поступления представленной организатором торгов заявки на проведение торгов такая заявка посредством программно-аппаратных средств сайта регистрируется оператором электронной площадки, и организатору торгов направляется электронное уведомление о принятии указанной заявки.

Не позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, с помощью программно-аппаратных средств сайта автоматически создается проект электронного сообщения о продаже имущества или предприятия должника (далее - электронное сообщение о продаже), доступ к которому до момента его подписания организатором торгов предоставляется исключительно организатору торгов, представившему заявку на проведение торгов.

Организатор торгов подписывает проект электронного сообщения о продаже не позднее одного рабочего дня с даты его создания квалифицированной электронной подписью, после чего электронное сообщение о продаже подлежит размещению оператором электронной площадки на электронной площадке в открытом доступе в соответствии с подпунктом "а" пункта 8.1 настоящего Порядка.

Подпунктом «а» пункта 8.1 Порядка оператором электронной площадки на электронной площадке размещается электронное сообщение о продаже, размещение которого предусмотрено абзацем четвертым пункта 3.2 настоящего Порядка, - не позднее десяти минут после подписания электронного сообщения о продаже квалифицированной электронной подписью организатора торгов.

В соответствии с сообщением № 8516635 торги проводятся с использованием средств ЭТП «ПТП-Центр».

В ходе рассмотрения Комиссией установлено, что на сайте ЭТП «ПТП-Центр» (https://ptp-center.ru/index.html) сообщение о проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Б<...> организатором торгов не размещено.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в рассматриваемых действиях организатора торгов нарушения части 7 статьи 110 Закона о банкротстве, пункта 3.2 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

01.05.2022 организатором торгов – финансовым управляющим Ш<...> на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение № 8623447.

Согласно указанному сообщению, сообщение от 13.04.2022 № 8516635 аннулировано организатором торгов в связи с технической ошибкой.

При указанных обстоятельствах, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1.         Признать жалобу ООО «Центр юридической и деловой помощи» (ИНН 5837045711, ОГРН 1115837000135, ул. Захарова, д. 20, оф. 44, г. Пенза, 440008) на действия организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Б<...> (сообщение № 8516635 от 13.04.2022, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) обоснованной.

2.         Признать организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> нарушившей часть 7, часть 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пункт 3.2 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495.

3.         Обязательное для исполнения предписание организатору торгов – финансовому управляющему Ш<...> не выдавать.

4.         Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны