Определение №3905-3 определение о назначении дела от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 058/01/16-910/2020 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«29» декабря 2020 г.                                                                                                      г. Пенза

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

 

В Пензенское УФАС России из прокуратуры Земетчинского района Пензенской области поступила информация о нарушении действующего законодательства РФ при осуществлении строительства посадочной вертолетной площадки в р.п. Земетчино в рамках мероприятий по обеспечению своевременности оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».

В ходе рассмотрения поступившей информации установлено следующее.

02.04.2020 между Министерством здравоохранения Пензенской области и государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Земетчинская районная больница» (далее – Учреждение) было заключено соглашение № 66к о порядке и условиях предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений ГБУЗ «Земетчинская районная больница» (далее – Соглашение).

Согласно пункту 2.1.1. Соглашения Учредитель обязуется предоставить в 2020 году Учреждению субсидию в сумме 2 600 500, 00 руб.

В графе «Направление расходов» таблицы пункта 2.1.2 Соглашения указано: «Субсидии бюджетным учреждениям на капитальные вложения: реализация мероприятий в рамках регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (строительство посадочной вертолетной площадки для санитарной авиации)».

Исходя из пункта 2.1.2 Соглашения срок предоставления субсидии - текущий финансовый год (2020), размер субсидии – 2 600 500,00 руб.

В соответствии с пунктом 2.3.1. Соглашения учреждение обязуется использовать субсидию в соответствии с направлениями расходования и сроками предоставления субсидии, указанными в пункте 2.1.2 настоящего соглашения.

В целях строительства вертолетной площадки постановлением Администрации Земетчинского района Пензенской области от 10.04.2020 № 154-п Учреждению в бессрочное пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Пензенская область, Земетчинский район, Пролетарский сельсовет, земельный участок 7, кадастровый номер <...> :08:0420301:379.

20.08.2020 ГБУЗ «Земетчинская районная больница» с индивидуальным предпринимателем Никитиным В.В. по результатам проведения электронного аукциона заключен государственный контракт № 085520000052001717 на разработку проектно-сметной документации (ПСД) по объекту «Строительство вертолетной площадки в р.п. Земетчино в рамках мероприятий по обеспечению своевременности оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации» (далее – Контракт), стоимость работ составила 2 567 030 руб.

Предметом контракта является оказание услуг по разработке ПСД и иных инженерных изысканий на строительство вертолетной площадки в целях строительства объекта капитального строительства.

Срок оказания услуг по Контракту – с даты заключения контракта в течение 90 календарных дней (п.1.3. Контракта).

Согласно представленной ГБУЗ «Земетчинская районная больница» по запросу антимонопольного управления информации Контракт расторгнут по соглашению сторон без исполнения обязательств, что подтверждается соглашением от 16.11.2020 о расторжении контракта № 085520000052001717 от 20.08.2020.

В последующем, в отсутствие ПСД и результатов иных инженерных изысканий ГБУЗ «Земетчинская районная больница» (Заказчик) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 01.10.2020 заключило с ООО «Земетчиноавтодор» (Подрядчик) следующие договоры:

- договор № 93/20 на подготовительные работы по устройству вертолетной площадки в р.п. Земетчино Пензенской области на сумму 597 417, 60 руб.;

- договор № 91/20 на устройство верхнего слоя ж/б плиты вертолетной площадки в р.п. Земетчино Пензенской области на сумму 599 180, 40 руб.;

- договор № 92/2020 от 01.2 на устройство нижнего слоя ж/б плиты вертолетной площадки в р.п. Земетчино Пензенской области на сумму 596 308, 80 руб.;

- договор № 107/20 на дополнительные работы по устройству вертолетной площадки в р.п. Земетчино Пензенской области на сумму 28 249, 52 руб. (далее – Договоры)

Документально оформленные параметры объекта строительства указанные договоры не содержат.

Срок выполнения работ до 01.12.2020 (п.1.2 Договоров).

Исходя из представленных документов работы Подрядчиком выполнены.

По результатам выполненных работ между Заказчиком и Подрядчиком подписаны акты приемки выполненных работ по Договорам от 16.11.2020.

17.11.2020 (после подписания актов выполненных работ по указанному объекту) на основании запроса ГБУЗ «Земетчинская районная больница» (от 28.10.2020 № 534) о выделении денежных средств на строительство вертолетной площадки в сумме 1824000,00 руб., между Министерством здравоохранения Пензенской области и Учреждением заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 02.04.2020                 № 66, согласно которому размер субсидии на строительство вертолетной площадки с учетом дополнительно запрашиваемой суммы составил 4 424 500, 00 руб. 

30.11.2020 составлен акт приемки в эксплуатацию законченного объекта «Строительство вертолетной площадки в р.п. Земетчино в рамках мероприятий по обеспечению своевременности оказания экстренной медицинской помощи с использованием санитарной авиации».

Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вместе с тем, как установлено прокуратурой Пензенской области и подтверждено письмом ГБУЗ «Земетчинская районная больница» от 03.12.2020                  № 571 разрешение на строительство объекта капитального строительства – вертолетной площадки Заказчику не выдавалось.

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 10 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Из анализа представленных документов установлено, что разрешение на ввод объекта капитального строительства -  посадочной вертолетной площадки для санитарной авиации отсутствует.

Из вышеизложенного следует, что в нарушение действующего законодательства РФ вертолетная площадка, как объект капитального строительства, построена и эксплуатируется в отсутствие проектно-сметной документации, разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Рассматриваемые Договоры с единственным поставщиком (№№ 91/20, 92/20, 93/20, 107/20 от 01.10.2020) заключены с одним лицом ООО «Земетчиноавтодор» на общую сумму 1 821 156,32 руб.

 Из анализа вышеобозначенных Договоров и представленных в антимонопольный орган документов и информации следует, что указанные договоры направлены на достижение единой хозяйственной цели (строительство посадочной вертолетной площадки в р.п. Земетчино Пензенской области), имеющей единый интерес, одну дату заключения договоров, что свидетельствует о наличии признаков искусственного дробления единой сделки, в виду того, что на момент заключения рассматриваемых Договоров у   ГБУЗ Земетчинская районная больница» имелась потребность на выполнение всего объема работ по строительству объекта капитального строительства – вертолетной площадки.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе.

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Данная норма Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений о количестве договоров, не превышающих 600 000 рублей, в том числе, по данному и тому же виду услуг, у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок в случаях, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.

На момент подписания рассматриваемых Договоров у заказчика имелась нужда в закупке всего объема работ – строительство объекта капитального строительства на сумму 1 821 156,32 руб., что превышает предельно допустимый размер стоимости контракта, при размещении которого стороны вправе заключить договор в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Заключение нескольких договоров до 600 000 рублей в целях избежания проведения конкурентных процедур и формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, не соответствует целям введения возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В результате заключения Договоров с единственным подрядчиком ООО «Земетчинавтодор» получило доступ к выполнению работ по строительству вертолетной площадки по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Заключение договоров с единственным поставщиком (подрядчиком) и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственному поставщику и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанных договоров. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

В силу требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное в действиях государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Земетчинская районная больница» и общества с ограниченной ответственностью «Земетчиноавтодор» усматриваются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Пензенского УФАС России от 17 декабря 2020 года № 153 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Земетчинская районная больница» и общества с ограниченной ответственностью «Земетчиноавтодор» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 058/01/16-910/2020 к рассмотрению на «26» января 2021 в 11 часов 00 минут.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 058/01/16-910/2020 в качестве:

 

 

ответчиков:

- государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Земетчинская районная больница» (ИНН 5813000895, ОГРН 1025800762954, 442000, Пензенская область, Земетчинский район, р.п. Земетчино, ул. Кирова, д. 127) (далее – ГБУЗ «Земетчинская РБ»);

- общество с ограниченной ответственностью «Земетчиноавтодор» (ИНН 5813003617, ОГРН 1025800763120, 442000, Пензенская область, Земетчинский район, р.п. Земетчино, ул. Смирнова, д. 103) (далее также Общество);

заинтересованного лица:

- Министерство здравоохранения Пензенской области (ИНН 5836012921, ул. Пушкина, 163, г. Пенза, Пензенская область, 440008) (далее – Минздрав Пензенской области);

лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

- индивидуального предпринимателя Никитина Вячеслава Вячеславовича (ИНН 583509478600, ул. Мира, 40, кв. 128, г. Пенза, 440046).

Связанные организации

Связанные организации не указаны