Заключение №1280-3 Заключение от 25 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№ 058/01/17.1-582/2021

 

«25» апреля 2022 года                                                                                       г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- П<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- Ф<...>  – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...>  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии ответчика:

– представителя МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» М<...> (доверенность от 16.07.2021 № 39);

в отсутствие:

- заинтересованных лиц – Ш<...>, Б<...>, А<...>;

- лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/17.1-582/2021, возбужденное в отношении муниципального автономного учреждения Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступила информация из Прокуратуры Бессоновского района Пензенской области о нарушении антимонопольного законодательства муниципальным автономным учреждением Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» (ИНН 5809004512, ОГРН 1185835018258, ул. Спортивная, д. 7А, с. Чемодановка, Бессоновский район, Пензенская область, 442761) при передаче муниципального имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, в аренду.

В ходе рассмотрения поступившей информации установлено следующее.

Постановлением Администрации Бессоновского района Пензенской области от 18.12.2018 № 1093 создано МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный».

В соответствии с пунктом 2 постановления от 18.12.2018 № 1093 основной целью создания автономного учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры и спорта.

МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» (далее – Учреждение) действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области от 18.12.2018 № 1093.

Согласно пункту 1.1 Устава Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры и спорта.

Для выполнения цели своей деятельности в соответствии с действующим законодательством автономное учреждение имеет право осуществлять в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя (пункт 2.1.1 Устава).

Для достижения целей, указанных в пункте 1.1 настоящего Устава, автономное учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке виды деятельности, предусмотренные пунктом 2.1.2 Устава, в том числе, сдачу в аренду помещений для проведения занятий и мероприятий.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Собственником имущества автономного учреждения является муниципальное образование Бессоновский район Пензенской области.

Автономное учреждение без согласия учредителя не в праве распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (пункт 3.2 Устава).

В соответствии с пунктом 4.2 Устава функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляет Администрация Бессоновского района Пензенской области.

Согласно сведениям из ЕГРН нежилое здание дом культуры «Юбилейный» площадью 2 004,5 кв.м., с кадастровым номером 58:05:0360103:1106, расположенное по адресу: ул. Спортивная, д. 7А, с. Чемодановка, Бессоновский район, Пензенская область, 442761 принадлежит муниципальному образованию Бессоновский район Пензенской области на праве собственности.

Постановлением Администрации Бессоновского района Пензенской области от 14.02.2019 № 113 за Учреждением закреплено право оперативного управления на недвижимое имущество: нежилое здание Дом культуры «Юбилейный» площадью 2 004,5 кв.м., с кадастровым номером 58:05:0360103:1106, расположенное по адресу: ул. Спортивная, д. 7А, с. Чемодановка, Бессоновский район, Пензенская область, 442761.

14.02.2019 на основании постановления Администрации Бессоновского района Пензенской области от 14.02.2019 № 113 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области и Учреждением заключен договор о закреплении вышеуказанного муниципального имущества на праве оперативного управления.

Согласно пункту 1.3 договора от 14.02.2019 имущество, закрепленное за Учреждением настоящим договором, является муниципальной собственностью Бессоновского района.

Пунктом 2.1 договора от 14.02.2019 определено, что Учреждение владеет и пользуется закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, целями деятельности Учреждения, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом Учреждения с ограничениями, установленными настоящим договором.

В соответствии с пунктом 2.2 договора от 14.02.2019 Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете и из других источников.

Учреждение не в праве совершать действия, влекущие за собой ухудшение, порчу имущества, закрепленного за ним настоящим договором, или приводящие к отчуждению, передаче имущества в неустановленном собственником порядке; использовать имущество, закрепленное за Учреждением, для обеспечения своих обязательств перед любыми юридическими и физическими лицами, а также перед государством, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.2 договора от 14.02.2019).

01.09.2020 Учреждением заключены 3 (три) договора на оказание услуг по предоставлению помещения для занятий спортом, а именно для проведения занятий по футболу в спортивном зале, расположенном по адресу: ул. Спортивная, д. 7А, с. Чемодановка, Бессоновский район, Пензенская область, 442761:

- договор на оказание услуг по предоставлению помещения площадью 20 кв.м. для занятий спортом, заключенный с А<...>;

- договор на оказание услуг по предоставлению помещения площадью 20 кв.м. для занятий спортом, заключенный с Б<...>;

- договор на оказание услуг по предоставлению помещения площадью 20,86 кв.м. для занятий спортом, заключенный с Ш<...>

Согласно пункту 1.1 вышеуказанных договоров Учреждение предоставляет пользователю на возмездной основе право по предоставлению помещения для проведения занятий по футболу в спортивном зале, расположенном по адресу: ул. Спортивная, д. 7А, с. Чемодановка, Бессоновский район, Пензенская область, 442761.

Срок действия договоров – с момента подписания до 31.05.2021 (пункт 2.1 договоров).

Пунктом 4.1.1 договоров предусмотрена обязанность Учреждения предоставить пользователю право пользования спортивным залом.

Установлено что, при заключении данных договоров согласие собственника муниципального имущества Учреждением не запрашивалось и не получалось.

В соответствии с представленными документами фактическая площадь предоставленного в пользование муниципального имущества составляет 379,5 кв.м.

Согласно материалам дела, Учреждением передано муниципальное имущество физическим лицам с целью проведения данными лицами за плату занятий по футболу.

Таким образом, целью предоставления недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, является извлечение прибыли физическими лицами, осуществляющими деятельность, приносящую доход.

Данные договоры на оказание услуг по предоставлению помещения для занятий спортом от 01.09.2020 заключены Учреждением  без проведения торгов.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества регламентирует статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной частью.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 названной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в том числе, в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями.

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 названной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе (часть 5.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" сайт www.torgi.gov.ru определен в качестве официального сайта Российской Федерации для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, а также Перечень видов имущества, в отношении которого заключение подобных договоров, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.

В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  организатором конкурсов или аукционов являются уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Из материалов по делу следует, что договоры на оказание услуг по предоставлению помещения от 01.09.2020 заключены Учреждением без проведения конкурса или аукциона.

Доказательства заключения рассматриваемых договоров аренды по результатам проведения торгов в ходе рассмотрения дела не установлены.

МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» в пояснениях указывает, что рассматриваемые договоры на оказание услуг по предоставлению помещения для занятий спортом от 01.09.2020 заключены Учреждением на основании пункта 3 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов, что не противоречит требованиям статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Управления не принимает данный довод в качестве обоснования законности действий Учреждения на основании следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с  физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Согласно Уставу, МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры и спорта (пункт 1.1 Устава).

Для достижения целей, указанных в пункте 1.1 настоящего Устава, автономное учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности, приносящей доходы:

-        организация занятий в клубных формированиях всех групп населения;

-        организация занятий спортом всех групп населения;

-        прочие услуги в сфере культуры (услуги организациям, учреждениям; физическим лицам по организации и проведению занятий, мероприятий, в том числе с предоставлением в аренду помещений, инвентаря и пр.);

-        проведение различных по форме и тематике культурно-массовых, физкультурно-массовых и тематических мероприятий, праздников, конкурсов, развлекательных программ;

-        осуществление справочной, информационной и рекламно-маркетинговой дельности;

-        предоставление физическим и юридическим лицам дополнительных досуговых и сервисных услуг в сфере культуры;

-        сдача в аренду помещений для проведения занятий и мероприятий;

-        сдача концертных и театральных костюмов в прокат.

При этом, копии документов, подтверждающих, что Учреждение относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а также документов, подтверждающих предоставление помещений по договорам от 01.09.2020 физкультурно-спортивным организациям для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» в материалы дела не представлено.

Таким образом, передача недвижимого имущества МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» в соответствии с пунктом 3 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не могла быть осуществлена ввиду следующих обстоятельств:

- МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» не относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

- доказательств того, что лица, с которыми Учреждением заключены договоры от 01.09.2020, являются физкультурно-спортивным организациями не представлено.

Несоблюдение МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» процедуры предоставления недвижимого имущества, предусмотренной частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, создало преимущества для указанных лиц, и ограничило доступ к получению такого права иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в данной сфере, которые также могут (могли) иметь намерение приобрести права в отношении муниципального имущества.

МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» информация о возможности получения соответствующего помещения в аренду не доведена до максимально возможного количества заинтересованных лиц - потенциальных участников торгов и не обеспечена их состязательность при заключении соответствующих договоров, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Исходя из изложенного, заключение МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный» договоров на оказание услуг по предоставлению помещения для занятий спортом от 01.09.2020, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, без проведения торгов приводит к нарушению пункта 2 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее также – Порядок) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Временным интервалом исследования товарного рынка следует считать сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Предметом договоров от 01.09.2020, заключенных с нарушением антимонопольного законодательства, является право по предоставлению помещения на возмездной основе для проведения занятий по футболу в спортивном зале, расположенном по адресу: ул. Спортивная, д. 7А, с. Чемодановка, Бессоновский район, Пензенская область, 442761 (ОКВЭД 68.20.2 «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом»).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в действиях МАУ Бессоновского района Пензенской области «Центр культуры, досуга и спорта «Юбилейный», выразившихся в передаче муниципального имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, в аренду без проведения торгов, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушения пункта 2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела материалы являются достаточными для принятия Комиссией решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны