Предупреждение б/н предупреждение от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-01-03/05-2024 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

16 апреля 2024 года г. Пенза

В Пензенское УФАС России поступило обращение жителя города Пенза Пензенской области в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Управление благоустройства и очистки» (далее – Общество, ООО «УБО») по вопросу указания в квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО запрета на размещение в контейнерах и контейнерных площадках определенного мусора, а именно: строительные отходы, растительные отходы и автомобильные шины.

По результатам анализа документов и информации установлено следующее.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «УБО» (ОГРН 1105837002512, ИНН 5837044683, 440000, г.Пенза, ул.Суворова, стр 10, офис 11) является сбор неопасных отходов (ОКВЭД 38.11). По результатам конкурсного отбора об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Пензенской области зона «Северная» ООО «УБО» выбран региональным оператором на данной территории (протокол о результатах проведения конкурсного отбора N 3 от 13.09.2018).

Согласно Соглашению, заключенному между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и ООО «УБО» от 28.09.2018г., «УБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО (далее – Соглашение)  «УБО» осуществляет деятельность по обращению с ТКО по регулируемым тарифам в области ТКО, устанавливаемым Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (п.1.2 Соглашения). Статус регионального оператора присваивается Региональному оператора с момента вступления в силу Соглашения и действует 10 лет (п.1.3 Соглашения).

Зона деятельности Регионального оператора определена зоной деятельности регионального оператора «Северная зона», установленная схемой обращения с отходами (п.1.4 Соглашения).

Таким образом, ООО «УБО» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Пензенской области зона деятельности «Северная».

В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 10.04.2020г. №226-пП «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами на территории Пензенской области» (далее – Территориальная схема обращения с отходами на территории Пензенской области) к «Северной зоне» относятся следующие районы/городские округа: Городской округ город Пенза, городской округ город Заречный (ЗАТО), Бессоновский, Иссинский, Лунинский, Мокшанский, Пензенский, Шемышейский муниципальные районы.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В силу статьи 24.7 Закон об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Приказом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской обл. от 28.11.2022 N 98-т «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пензенской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области и Департамента по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» ООО «УБО» на 2023- 2028 год установлены и введены в действие предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Из поступившего обращения следует, что ООО «УБО» в квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО указала на запрет на размещение в контейнерах и контейнерных площадках определенного мусора, а именно: строительные отходы, растительные отходы и автомобильные шины. Информация о иных местах размещения указанных видов отходов Обществом не указана.

Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закон об отходах производства и потребления твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Пунктом 1 статьи 20 Закон об отходах производства и потребления ТКО предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя среди прочего Федеральный классификационный каталог отходов. Согласно разъяснениям Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06 понятийным аппаратом Закона N 89-ФЗ определено, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации). К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства, индивидуальным жилым домом) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В пункте 3.1.17 СП 476.1325800.2020 "Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов", утвержденного и введенного в действие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 24 января 2020 г., N 33/пр, определено, что придомовая территория (приватная) - территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). Приватная территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями.

С 1 мая 2023 г. утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1093-ст ГОСТ Р 70386- 2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы", в пункте 3.21 которого дано определение придомовой территории как территории, на которой расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанной территории объектами. Исходя из приведенных нормативных положений в состав отходов, подлежащих учету, включены также такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории жилого дома и многоквартирного дома, вследствие чего придомовая территория объекта индивидуального жилищного строительства или многоквартирного дома подлежит рассмотрению как целостный объект при формировании бытовых отходов, а региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя среди прочего Федеральный классификационный каталог отходов. В Федеральном классификационном каталоге отходов группа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (7 30 000 00 00 0) в том числе включает в себя вид отходов "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (7 31 300 00 00 0), в который входят такие отходы, как "растительные отходы при уходе за газонами, цветниками" (7 31 300 01 20 5) и "растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" (7 31 300 02 20 5). Под древесно-кустарниковой растительностью понимаются деревья и кустарники, произрастающие совместно на одном земельном участке (пункт 3.5 ГОСТ Р 53052-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 433-ст).

Под содержанием зеленых насаждений в соответствии с пунктом 3.13 ГОСТ Р 56195- 2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1447-ст (далее - ГОСТ Р 56195-2014), понимается комплекс работ (мероприятий) по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями содержания зеленых насаждений, в том числе включающих мероприятия по посеву газонов, устройству цветников, подготовке участков для озеленения, посадке деревьев и кустарников, по обеспечению их сохранности и проведение, в случае необходимости, санитарной или омолаживающей обрезки. Согласно пунктам 6.3, 6.3.1 ГОСТ Р 56195-2014 уборка придомовой территории подразделяется на летнюю и зимнюю. В перечень работ по уборке придомовой территории в летний период входит помимо иного надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с порядком, действующим в муниципальном образовании, на территории которого находится многоквартирный дом. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ. Соответственно их вывоз производится исполнителем работ.

Согласно территориальной схеме обращения с отходами на территории Пензенской области, раздел 2 которой «Количество образующихся отходов» содержит сведения о количестве образования отходов на территории Пензенской области по данным статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), и таблицу в Приложении N 3 «Данные статистической отчетности 2-ТП (отходы) за периоды 2016, 2017 и 2018 годов» к территориальной схеме, в котором в том числе поименованы «растительные отходы при уходе за газонами, цветниками» (7 31 300 01 20 5) и «растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками» (7 31 300 02 20 5). Образующиеся в результате ухода за придомовой территорией жилых домов, многоквартирных домов растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, расположенными на этой придомовой территории, относятся к ТКО. Так как данные отходы включены в территориальную схему обращения с отходами на территории Пензенской области и входят в морфологический состав ТКО, то их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. В Федеральном классификационном каталоге отходов группа отходов: «Прочие  отходы строительства и ремонта» (8 90 000 00 00 0), в том числе отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (8 90 000 01 72 4) Согласно территориальной схеме обращения с отходами на территории Пензенской области, раздел 2 которой «Количество образующихся отходов» содержит сведения о количестве образования отходов на территории Пензенской области по данным статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), и таблицу в Приложении N 3 «Данные статистической отчетности 2-ТП (отходы) за периоды 2016, 2017 и 2018 годов» к территориальной схеме, в котором поименованы такие виды отходов отходы (мусор), как отходы строительных и ремонтных работ (8 90 000 01 72 4).

Таким образом, образующиеся отходы от текущего ремонта жилых помещений, относятся к ТКО. Так как данные отходы включены в территориальную схему обращения с отходами на территории Пензенской области и входят в морфологический состав ТКО, то их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение должны также обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО. ООО «УБО», указав к квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО информацию о запрете размещения на контейнерной площадке и в контейнерах таких видов отходов, как строительный отходы и растительные отходы (листва, порубочные остатки, пни), фактически установило такие условия для потребителей по обращению с ТКО, в результате которых потребители вынуждены отдельно оплачивать услуги по вывозу строительных и растительных отходов. Указанное свидетельствует о навязывании ООО «УБО» невыгодных (не предусмотренных действующим законодательством) условий для потребителей услуг по обращению с ТКО. В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закон об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. ООО «УБО», являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Пензенской области зона деятельности «Северная», обязано обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО в своей зоне деятельности. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

По результатам анализа товарного рынка установлено, что региональный оператор – ООО «УБО» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в границах «Северной зоны» Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товар (услуги) на указанном рынке.

Таким образом, региональный оператор – ООО «УБО» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по обращению ТКО в границах «Северной зоны» Пензенской области с долей 100% и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

Исходя из вышеизложенного, Общество не вправе навязывать потребителям условия невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Таким образом, в действиях ООО «УБО», выразившихся в запрете размещения на контейнерных площадках и в контейнерах таких отходов, как строительные отходы и растительные отходы, усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 29 мая 2024 года, а именно прекратить навязывать потребителям условия невыгодные для них или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами путем прекращения распространения информации о запрете размещения на контейнерных площадках и в контейнерах таких отходов, как строительные и растительные отходы, относящиеся к ТКО. О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны