Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-01-03/08-2022 о прекращении действий (бе... от 13 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области из Общественного совета при Пензенском УФАС России поступило обращение по вопросу наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства при утверждении Администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области проекта межевания территории, расположенной по адресу: <...>.

В ходе рассмотрения поступившего заявления антимонопольным органом установлено следующее.

Земельный участок площадью 1 635 кв. м. с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу <...>, принадлежит на праве собственности С<...> Данный земельный участок отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания административного здания». На земельном участке расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами <...> (административное здание) и <...> (склад).

На основании заявления С<...> от 11.08.2021 Администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области 10.09.2021 вынесено постановление № 311 о подготовке документации по проекту межевания территории земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> (далее – Проект межевания).

24.11.2021 С<...> обратился в Комитет местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области с заявлением о проведении публичных слушаний по утверждению проекта межевания территории, разработанному в соответствии с постановлением Администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 10.09.2021 № 311.

20.12.2021 С<...> направил заявление в Администрацию Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и в Комитет местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области об утверждении проекта межевания территории, разработанного по инициативе С<...>.

Также, 22.12.2021 С<...> подал заявление в Комитет местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области о рассмотрении проекта межевания территории на заседании Комитета, назначенного на 24.12.2021.

Комитетом местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области 27.01.2022 по результатам рассмотрения заявления С<...> принято решение № 221-38/3 о проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проекта межевания.

По результатам публичных слушаний, проведенных 25.03.2022, организационным комитетом принято решение утвердить проект межевания территории и рекомендовать исполняющему обязанности главы администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области принять соответствующее постановление (протокол, рекомендация, заключение о результатах публичных слушаний от 25.03.2022).

Постановлением Администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 30.03.2022 № 109 утвержден проект межевания территории, расположенной по адресу: <...>.

Указанным проектом межевания территории предусмотрено образование следующих земельных участков:

- :ЗУ1 площадью 2 483 кв. м., путем перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, находящегося в частной собственности и свободных неразграниченных земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», территориальная зона «СХ-1 – Производственная зона сельскохозяйственных предприятий», вид разрешенного использования земельного участка «6.9 Склады».

- :ЗУ2 площадью 2 090 кв. м., путем формирования из свободных земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», территориальная зона «СХ-1 – Производственная зона сельскохозяйственных предприятий», вид разрешенного использования земельного участка «12.0 Земельные участки (территории) общего пользования».

- :ЗУ3 площадью 1 237 кв. м., путем формирования из свободных земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Категория земель «земли населенных пунктов», территориальная зона «Ж-1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами», вид разрешенного использования земельного участка «12.0 Земельные участки (территории) общего пользования».

- :ЗУ4 площадью 8 кв. м., путем формирования из свободных земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», территориальная зона «СХ-1 – Производственная зона сельскохозяйственных предприятий», вид разрешенного использования земельного участка «3.1.1 Предоставление коммунальных услуг».

Согласно обоснованию разработки проекта межевания территории, изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером <...> обусловлено необходимостью достижения прямоугольной формы с целью устранения вклинивания земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, т.е. для устранения изломанности границ и выравнивания общей линии границ нескольких земельных участков. Северная сторона земельного участка с кадастровым номером <...> занята лесной растительностью, что затрудняет использование земельного участка и приводит к необходимости вырубки деревьев. Соответственно, увеличение площади существующего земельного участка с кадастровым номером <...> направлено на его рациональное использование.

Из изложенного следует, что в результате утверждения проекта межевания территории образованы следующие земельные участки:

- три земельных участка (ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4) из свободных земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности,

- один земельный участок (ЗУ1 площадью 2 483 кв. м.) за счет перераспределения земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1 635 кв. м., находящегося в частной собственности, и свободных земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности.

Таким образом, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории площадь земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего на праве собственности С<...>., увеличена за счет свободных земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, на 848 кв. м. Данному земельному участку установлен вид разрешенного использования «6.9 Склады».

В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее -ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Согласно части 9 статьи 43 ГрК РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13 статьи 46 ГрК РФ).

Из вышеуказанных норм следует, что при подготовке и утверждении проекта межевания территории уполномоченным органам местного самоуправления необходимо руководствоваться не только действующими на территории соответствующего муниципального образования градостроительными регламентами, но и положениями иных нормативно-правовых актов, в том числе ЗК РФ.

Таким образом, при утверждении проекта межевания территории в целях перераспределения земель публичной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, необходимо установить наличие оснований, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

Как следует из заявления, поступившего в антимонопольный орган, рассматриваемый проект межевания территории подготовлен по заявлениям предпринимателей, ведущих производственную деятельность на территории <...>.

В соответствии с утвержденным постановлением Администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 30.03.2022 № 109 проектом межевания территории перераспределение земельных участков осуществляется с целью исключения вклинивания, вкрапливания и изломанности границ.

При этом, площадь земельного участка с кадастровым номером 58:24:0292101:241, принадлежащего на праве собственности С<...>., увеличена за счет свободных земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, на 848 кв. м., т.е. площадь участка С<...> увеличена в 1,5 раза.

Данному земельному участку установлен вид разрешенного использования «6.9 Склады». Указанный вид разрешенного использования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, предполагает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.

Доказательства, свидетельствующие о невозможности формирования самостоятельного земельного участка, который может быть предоставлен из числа публичных земель на общих основаниях (путем проведения торгов), не представлены.

Вместе с тем, случаи перераспределения земель, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не предполагают перераспределение земельных участков с целью увеличения площади существующего земельного участка в целях использования для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных максимальных размеров земельных участков.

Из вышеуказанной нормы следует, что перераспределение земельных участков возможно при одновременно наличии следующих условий:

- в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

- целью перераспределения является исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

- площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, увеличивается в результате перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Таким образом, перераспределение земельных участков, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, и может быть осуществлено только в случае устранения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.

Пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации определяет вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосицу как недостаток землепользования, наличие которого препятствует образованию и рациональному использованию земельных участков.

Установление оснований для перераспределения, то есть наличие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, является необходимым для решения вопроса о возможности перераспределения спорных земельных участков.

Доказательств, подтверждающих существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего С<...> на праве собственности, для цели исключения которых на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ осуществляются вышеуказанные действия, направленные на перераспределение земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в антимонопольный орган не представлены.

Кроме того, доказательства, свидетельствующие о том, что администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области при утверждении проекта межевания территории (постановление от 30.03.2022 № 109) были установлены иные основания для перераспределения земель в соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, в антимонопольном органе отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, у Администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области правовые основания для утверждения проекта межевания отсутствовали.

Земельным кодексом РФ установлен приоритет предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, путем проведения торгов. Предоставление земельных участков путем перераспределения является исключением из общих правил и должно применяться в исключительных целях.

Утверждение Администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области проекта межевания является основанием для обращения С<...> с заявлением о перераспределении земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приобретения вновь образованного земельного участка без конкурентных процедур в собственность.

Вышеуказанные действия Администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области фактически ограничивают доступ иных лиц на получение права пользования земельным участком из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также приводят (могут привести) к исключению возможности приобретения прав на данный земельный участок на общих основаниях, а именно посредством проведения торгов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Возможность ограничения конкуренции возникает при необоснованном предоставлении преимущества конкретному лицу, поскольку лица, не получившие такие преимущества, оказываются в неравных условиях по отношению к тем участникам гражданского оборота, которые их получили.

Рассматриваемые действия администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области по утверждению проекта межевания территории  (постановление от 30.03.2022 № 109) в нарушение действующего законодательства, создают необоснованные преимущества С<...> в приобретении в собственность земельного участка, находящегося в публичной собственности без торгов, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

С учетом вышеизложенного Пензенское УФАС России приходит к выводу, что в действиях Администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области по утверждению постановлением от 30.03.2022 № 109 проекта межевания, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаком нарушения статьи 15 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,  Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения, для чего в срок до 30.09.2022:

- отменить постановление Администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 30.03.2022 № 109 «Об утверждении Проекта межевания территории, расположенной по адресу: <...>»;

- о выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны