Постановление б/н постановление от 2 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

 по делу № 058/04/14.3-45/2024
об административном правонарушении

 02 апреля 2024 года                                                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Д<...>, рассмотрев   протокол   и   материалы   дела   об административном правонарушении № 058/04/14.3-45/2024, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «УНО» (ИНН 5402049460; ОГРН 1195476004151; далее – ООО МКК «УНО»), по факту нарушения требования части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установленному решением Пензенского УФАС России от 29.01.2024 по делу № 058/05/28-778/2023, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без участия защитника ООО МКК «УНО».  

УСТАНОВИЛ:

 

На рассмотрение поступил протокол от 22.02.2024 № 058/04/14.3-45/2024 об административном правонарушении, составленный ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) <...>в отношении ООО МКК «УНО», в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Из протокола об   административном   правонарушении от 22.02.2024 № 058/04/14.3-45/2024  и материалов дела следует.

Пензенским УФАС России было рассмотрено дело № 058/05/28-778/2023 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО МКК «УНО» по факту нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»).

Решением Комиссии Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о  нарушении  законодательства  о  рекламе от 29 января 2024 года по делу № 058/05/28-778/2023, реклама: «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ. Онлайн перевод на карту не выходя из дома. ЗАЙМЫ. ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%» (текст указан крупным шрифтом). Внизу мелким шрифтом указано: «ООО МКК «УНО» рег. Номер записи в гос. реестре микрофинансовых организаций 1903550009244. Условия акции «0%»: займ предоставляется гражданам РФ при наличии паспорта, впервые оформляющим займ в ООО МКК «УНО», на сумму от 2 000 руб. до 30 000 руб., на срок 14 дней. Займ считается бесплатным при оплате не позднее 4-го дня пользования. Плата за пользование займом: 0% в день с 1 по 4 день, пользование займом 0.8% в день (292% в год) с 5-го дня пользования займом. Города участвующие в акции в Пензенской области: г. Пенза, г. Кузнецк, г. Сердобск, в Самарской области: г. Самара, г.Новокуйбышевск, г. Тольятти, г. Жигулевск...», распространяемая ООО МКК «УНО» на фасаде здания по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.

При рассмотрении настоящего дела защитник ООО МКК «УНО» не присутствовал. ООО МКК «УНО» в установленном порядке уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №058/04/14.3-45/2024.

Факт совершения ООО МКК «УНО», по распространению ненадлежащей рекламы, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.

Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 058/05/28-778/2023 следует, что Федеральной антимонопольной службой в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее Пензенское УФАС России) 11.12.2023 вх. № 5950-ЭП/23 направлены материалы, представленные Центральным банком Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1 на фасаде здания размещен баннер с информацией следующего содержания: «ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ. Онлайн перевод на карту не выходя из дома. ЗАЙМЫ. ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%» (текст указан крупным шрифтом). Внизу мелким шрифтом указано: «ООО МКК «УНО» рег. Номер записи в гос. реестре микрофинансовых организаций 1903550009244. Условия акции «0%»: займ предоставляется гражданам РФ при наличии паспорта, впервые оформляющим займ в ООО МКК «УНО», на сумму от 2 000 руб. до 30 000 руб., на срок 14 дней. Займ считается бесплатным при оплате не позднее 4-го дня пользования. Плата за пользование займом: 0% в день с 1 по 4 день, пользование займом 0.8% в день (292% в год) с 5-го дня пользования займом. Города участвующие в акции в Пензенской области: г. Пенза, г. Кузнецк, г. Сердобск, в Самарской области: г. Самара, г.Новокуйбышевск, г. Тольятти, г. Жигулевск...» (фото приложено в материалы дела).

 В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Информация, распространяемая на баннере по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1 («ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%...»), содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к компании «ЧестноДеньги», на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуг, оказываемых данной компанией, в том числе на осуществление предоставления займа (финансовая услуга).

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является финансовая услуга (займ).

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона N 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

При этом норма части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, содержит указание на необходимость расчета диапазона ПСК именно потребительского кредита (займа), соответственно с 23.10.2023 требование об указании в рекламе диапазонов значений ПСК при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

Информация, предусмотренная пунктом 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

В силу понятия реклама, содержащегося в статье 3 ФЗ «О рекламе», реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Информация о диапазонных значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рассматриваемой рекламе, размещенной на фасаде здания по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1, требования пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не соблюдены. Информация о диапазонных значений ПСК не предоставляется до предоставления информации о процентных ставках.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из представленных в материалы дела документов, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «УНО».

Действия ООО МКК «УНО» были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1.

Время совершения административного правонарушения: 26.10.2023.

Таким образом, в действиях ООО МКК «УНО», содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения ООО МКК «УНО» к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истекли. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.

В части возможного применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, антимонопольный орган отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 3 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе.

В данном случае административное правонарушение не является выявленным в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

Таким образом, статья 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение, в данном случае, применению не подлежит.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В информационной базе платформы «Дело» (ЕИАС-Дело) по состоянию на 06.03.2024 года присутствуют сведения о привлечения ООО МКК «УНО» к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (статьи 14.3 КоАП РФ), в частности:

- дело № 012/04/14.3-938/2022 Марийское УФАС России – дата постановления 25.01.2023 (дата вступления в законную силу – 02.02.2023).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ к числу обстоятельств, отягчающими административную ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ООО МКК «УНО» от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающей в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.

Совершенное ООО МКК «УНО» правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Наличие в действиях ООО МКК «УНО» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в полной мере доказано и подтверждено материалами дела.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.

При рассмотрении настоящего административного дела сведений о тяжелом имущественном положении ООО МКК «УНО» не поступало.

Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Учитывая характер совершенного ООО МКК «УНО» административного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 4.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «УНО» (ИНН 5402049460; ОГРН 1195476004151) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО МКК «УНО» наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Связанные организации

Связанные организации не указаны