Решение б/н решение от 14 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/21-79/2023

 

14 марта 2023  года                                                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2023 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 058/05/21-79/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в феврале 2023 года на лицевой стороне фасада жилого дома  рекламы алкогольной продукции (пива) с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 21.02.2023 по факту распространения рекламы алкогольной продукции (пива), размещенной на первом этаже жилого дома , возбуждено дело № 058/05/21-79/2023 по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель

При рассмотрении настоящего дела ИП   не присутствовал. В адрес Пензенского УФАС России представил ходатайство о рассмотрении дела № 058/05/21-79/2023 без его участия.

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.

16 февраля 2023 года в рамках мониторинга объектов наружной рекламы, сотрудниками Пензенского УФАС России установлено, что в оконном проеме на лицевой стороне фасада здания, справа от входа в магазина «», расположенного на первом этаже жилого дом, размещается баннер с информацией следующего содержания:

 - «Натуральный продукт. Частная пивоварня Хмельбум» (с изображением банок с надписью «Жигулевское пиво» и кружек с пенным напитком).

Знак безалкогольной продукции (пиктограммы) на указанном баннере отсутствует.

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указанного о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является производитель и продавец алкогольной продукции (пива), а также сама алкогольная продукция – «Жигулевское пиво».

Поскольку в рассматриваемой рекламе отсутствует пиктограмма, указывающая на то, что рекламируемый товар является безалкогольным, такая информация воспринимается, как реклама алкогольной продукции.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребителя (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процентов объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процентов объема готовой продукции.

Пленум ВАС РФ в пункте 2 Постановления от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Поскольку Федеральный закон «О рекламе» (в том числе статья 19) не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в связи с чем рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения. В спорном случае рассматриваемая в рамках дела рекламная надпись (изображение) было нанесено на лицевой стороне фасада здания в оконном проеме и, соответственно, было направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц – потребителей указанной рекламы, что нарушает пункт 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Пиво под торговой маркой «Жигулевское» выпускается также с содержанием этилового спирта пять и более процентов. В соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Название частной пивоварни «Хмельбум» в совокупности с надписью «Жигулевское пиво» (с изображением банок, кружек с пенным напитком) позволяет индивидуализировать данный объект как производство пива и магазин, реализующий алкогольную продукцию, соответственно указанные в рекламе сведения воспринимаются как реклама производителя и продавца алкогольной продукции.

В нарушение требований части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» рассматриваемая в рамках настоящего дела реклама Жигулевского пива распространяется вне стационарного торгового объекта.

Надписи: «Натуральный продукт Частная пивоварня Хмельбурм (с изображением банок с надписью «Жигулевское пиво», кружек с пенным напитком)», ассоциируется с алкогольной продукцией (пивом) и формирует у потребителей рекламы именно интерес к пиву, алкогольной продукции.

Кроме того, воспроизведенная в рассматриваемой рекламе информация, размещенная на лицевой стороне фасада здания в оконном проеме, т.е. представленная значительной части населения г. Пензы, очевидно ассоциируется у потребителя, в силу закона, относящегося к взрослой возрастной категории, с алкогольной продукцией, по своему содержанию привлекает интерес к пиву «Жигулевское». Данная информация направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к алкогольной продукции. Следовательно, такая информация является рекламой алкогольной продукции, а поэтому должна соответствовать специальным требованиям и ограничениям, установленным статьей 21 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, реклама алкогольной продукции, распространяемая в оконном проеме на лицевой стороне фасада справа от входа в магазина «Хмельбум», расположенного на первом этаже жилого дома (г. Пенза), нарушает требования пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-5 статьи 21 настоящего закона несет рекламораспространитель.

Деятельность по вышеуказанному адресу осуществляет индивидуальный предприниматель ....

Таким образом, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ИП .

Учитывая вышеизложенное и основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ИП  нарушил требования пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

13.03.2023 ИП  представил в Пензенское УФАС России письменные пояснения и доказательства, из которых следует, что реклама приведена в соответствие с требованиями законодательства о рекламе (на баннере наклеена пиктограмма «безалкогольная продукция 0%алк.).

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу предписание ИП  не выдавать.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (пива) - «Натуральный продукт Частная пивоварня Хмельбум (с изображением банок с надписью «Жигулевское пиво», кружек с пенным напитком)», распространяемую в оконном проеме на лицевой стороне фасада здания, справа от входа в магазина «», расположенного на первом этаже жилого дома №, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что реклама снята с распространения, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны