Решение б/н решение от 23 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Стройтехконтроль»

187110 Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши. ул. Ленинградская, д. 14 оф. 16

170100, г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 21, оф. 13, stkontrol_69@bk.ru

Заказчик:

Отдел образования администрации Пензенского района Пензенской области 442400, Пензенская область, Пензенский район, с. Кондоль, ул. Нагорная, д. 17

Уполномоченное учреждение:

МКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области»

442400, Пензенская область, с. Кондоль, Нагорная, д. 6А

Специализированная организация:

ООО МСО «Ценный советник»

440046, г. Пенза, ул. Попова, д. 36, оф. 213

info@censovet.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 058/06/106-374/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

23 мая 2022 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • … – руководителя Управления, председателя Комиссии Управления,
  • … – начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии Управления,
  • … – специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,

при участии:

со стороны подателя жалобы – ООО «Стройтехконтроль»: … – представителя по доверенности,

со стороны специализированной организации: ООО МСО «Ценный советник»: … – генерального директора,

в отсутствии:

муниципального заказчика – Отдел образования администрации Пензенского района Пензенской области: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен,

уполномоченного учреждения – МКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области»: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен,

рассмотрев жалобу ООО «Стройтехконтроль» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением МКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области», специализированной организацией ООО МСО «Ценный советник» для нужд заказчика Отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области электронного конкурса «Работы по ведению технического надзора (строительного контроля) «Строительства объекта "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 11 очередь строительства жилой застройки района
г. "Спутник ". Общеобразовательная организация на 2425 мест (97 классов)»» (извещение № 0855300003922000066 от 13.05.2022), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о закупке), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

16 мая 2022 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройтехконтроль» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением МКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области», специализированной организацией ООО МСО «Ценный советник» для нужд заказчика Отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области электронного конкурса «Работы по ведению технического надзора (строительного контроля) «Строительства объекта "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 11 очередь строительства жилой застройки района г. "Спутник ". Общеобразовательная организация на 2425 мест (97 классов)»» (извещение № 0855300003922000066 от 13.05.2022).

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 23.05.2022 в 11 часов 30 минут.

Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.

По мнению заявителя, извещение о проведении электронного конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

  1. заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки, а именно об уровне ответственности членов саморегулируемых организаций в области строительства, учитывая, что уровень ответственности члена СРО для участия в закупке по строительному контролю должен соответствовать, по мнению заявителя, объекту, строительство которого подлежит контролю в рамках настоящей закупки (договора строительного подряда);
  2. заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта», т.к. порядок не содержит объективного определения максимального удовлетворения потребностей заказчика, а также не имеется возможности получения промежуточных баллов;
  3. заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки», в том числе не конкретизирован предмет контрактов (договоров), которые конкурсная комиссия сможет оценить применительно к данному показателю.

При рассмотрении жалобы представитель ООО «Стройтехконтроль» поддержал доводы жалобы в полном объеме.

До рассмотрения жалобы по существу от заказчика поступил отзыв на жалобу от 20.05.2022 № 388/01-18, согласно которому заказчик считает доводы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На заседании Комиссии Управления представитель специализированной организации поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу от 19.05.2022, в соответствии с которым просил в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.

В результате рассмотрения жалобы, материалов по жалобе и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

13.05.2022 специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0855300003922000066 о проведении электронного конкурса «Работы по ведению технического надзора (строительного контроля) «Строительства объекта "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 11 очередь строительства жилой застройки района г. "Спутник ". Общеобразовательная организация на 2425 мест (97 классов)»».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 953 333,33 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 03.06.2022 08:00.

Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок – 06.06.2022.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта – 07.06.2022.

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок – 08.06.2022.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 09.06.2022

Идентификационный код закупки: 223581800319158180100100110027112414.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

1. Пунктом 12 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Частью 2.1 статьи 52 ГрК предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК определены исключения из общего правила в отношении лиц, которым не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Как указано выше объектом закупки являются работы по ведению технического надзора (строительного контроля) «Строительства объекта "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 11 очередь строительства жилой застройки района
г. "Спутник ". Общеобразовательная организация на 2425 мест (97 классов)»

В извещении о проведении электронного конкурса указано на установление единого требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и о представлении в составе заявки выписки (копии выписки) из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86 - наличие у участника взноса в фонд возмещения вреда, согласно ч. 12, 13 ст. 55.16 ГрК РФ Данное требование не распространяется: - на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; - на организации в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).

Как следует из части 1 статьи 53 ГрК строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 53 ГрК определено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В соответствии с пунктом 22 статьи 1 ГрК, технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности. Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – Положение).

Пунктом 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:

  • лицом, осуществляющим строительство;
  • застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Из пунктов 5 и 6 Положения следует, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, и строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, содержательно отличаются.

Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем поименованы в пункте 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.

Исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса. Т.е. по общему правилу, лицу, осуществляющему строительный контроль на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, членство в СРО необходимо.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Частями 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, а также минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

При этом:

  • минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
  • минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств составляет четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
  • минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда составляет сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
  • минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда составляет один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Представитель специализированной организации при рассмотрении жалобы указал, что в извещении не указан конкретный уровень ответственности члена саморегулируемой организации в отношении фондов обеспечения договорных обязательств и возмещения вреда, но при этом заказчик устанавливал данное требование исходя из цены контракта на строительный контроль, что соответствует первому уровню ответственности.

Заявитель со ссылкой на позицию, нашедшую отражение в письме Минстроя России от 12.02.2021 № 5265-ТБ/02, считает, что обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.

Следует отметить, что начальная (максимальная) цена контракта проводимой закупки на услуги строительного контроля составляет 19 953 333,33 рублей.

В силу установленных требований частями 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ, а также исходя из пояснений специализированной организации к участнику обжалуемой закупки применяется требование, относительно взносов в компенсационный фонд: двести тысяч рублей и сто тысяч рублей, следовательно, необходимый совокупный объем внесенных средств для участника закупки составляет триста тысяч рублей.

Цена контракта на «Строительство объекта "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 11 очередь строительства жилой застройки района г. "Спутник ". Общеобразовательная организация на 2425 мест (97 классов)», т.е. работы, подлежащие строительному контролю, составляет 2 488 853 361,00 рублей, что соответствует третьему уровню ответственности – четыре миллиона пятьсот тысяч рублей и один миллион пятьсот тысяч рублей, т.е. совокупно шесть миллионов рублей.

При установлении требований к участникам закупки на стадии ее опубликования, заказчик, должен в том числе учитывать, что установление ряда требований может привести к ситуации, при которой исполнение контракта изначально может являться убыточным для потенциального исполнителя, что в свою очередь ведет к ограничению количества участников закупки.

Внесение взноса, исходя из размера обязательств по договору на выполнение работ по строительству объекта, является экономически невыгодным участникам рынка, специализирующимся только на осуществлении строительного контроля, в связи с тем, что стоимость контрактов для таких работ, как правило, имеет существенно более низкую цену.

В рассматриваемом случае заказчиком требование о членстве участника закупки в СРО, а также об уровне ответственности установлено исходя из начальной (максимальной) цены контракта рассматриваемой закупки.

Следует отметить, что законодательством в настоящее время не урегулирован вопрос о том, как именно следует определять уровень ответственности по договорам строительного контроля.

Аналогичная позиция нашла свое подтверждение в Постановлении арбитражного суда Поволжского округа по делу № А55-22284/2020 от 16.06.2021.

Кроме того, в рассматриваемом случае права заявителя в части ограничения для участия в закупке не нарушаются, учитывая, что последний обладает третьим уровнем ответственности.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные заказчиком требования к участникам закупки не противоречит нормам действующего законодательства и способствует увеличению круга потенциальных участников, специализирующихся на осуществлении строительного контроля. Таким образом, рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

2. Согласно пункту 11 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ – порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждено постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Пунктом 3 Положения также предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В рассматриваемом случае заказчиком предусмотрены следующие критерии оценки заявок:

  1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 60%,
  2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 30%, который включает «качественные характеристики объекта закупки» - 100%, 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов;
  3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 10%, который включает
  • «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» (общее количество исполненных участником закупки договоров) - 50%,
  • «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (Оценивается предложение участника о количестве у участника закупки штатных и/или внештатных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении данного договора, с действующим квалификационным аттестатом, выданные после 1 января 2012 года) – 50%.

По мнению заявителя, заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта», т.к. он не содержит объективного определения максимального удовлетворения потребностей заказчика, при этом не имеется возможности получения промежуточных баллов, а только 100 или 0.

Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

Пунктом 17 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

При этом в пункте 19 Положения указано, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.

Согласно пункту 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение: 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки).

По показателю «Качественные характеристики объекта закупки» предусмотрено следующее:

Документы, содержащие развернутое описание предложения о качестве оказываемых услуг в соответствии с описанием объекта закупки, в том числе: описание последовательности и порядка оказания услуг, с детализацией организационно-технических предложений; описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов контроля качества каждого вида подрядных работ, приведенных в проектной документации, а именно по каждому виду работ - отдельное описание;

описания порядка проведения лабораторных испытаний при всех видах контроля по каждому виду подрядных работ, приведенных в проектной документации, а именно по каждому виду работ - отдельное описание;

полнота учета технических требований, в соответствии с описанием объекта закупки, применяемые методы и способы оказания услуг; описание мероприятий по организации системы контроля качества при оказании услуг.

Предоставление документов, содержащих следующие материалы и сведения в совокупности:

1.1 описание последовательности и порядка оказания услуг (организационно-технические мероприятия, использование нормативных документов и программных комплексов, описание методологии оказания услуг и контрольно-измерительного оборудования) в соответствии с описанием объекта закупки, согласно техническому заданию на актуализированных материалах (предлагаемые основные решения соответствуют ситуации на период проведения конкурса);

1.2 описание контролируемых параметров, объемов, систем и методов подрядных работ, приведенных в проектной документации, а именно, по каждому виду работ - отдельное описание;

1.3 описание порядка проведения лабораторных испытаний при всех видах контроля по каждому виду подрядных работ, приведенных в проектной документации, а именно по каждому виду работ - отдельное описание;

1.4 описание мероприятий по организации системы контроля качества при оказании услуг.

Участник получает – 100 баллов.

По мнению заявителя, все требования относительно осуществления строительного контроля четко регламентированы, в связи с чем нецелесообразно установление подобного критерия при проведении данного конкурса. Также заявитель указывает, что требуется описание контролируемых параметров, последовательности действий и пр. по каждому виду работ, предусмотренных проектной документацией, которая не размещена в составе извещения о проведении настоящего конкурса. Кроме того, получить промежуточные баллы невозможно.

Вместе с тем, как следует из указанных выше норм Положения, приведенный порядок оценки не противоречит требованиям законодательства, в том числе в части присвоения баллов. Относительно проектной документации на строительство объекта, в отношении которого предполагается выполнение работ по строительному контролю, представитель специализированной организации пояснил, что данная документация размещена в полном объеме и доступна для ознакомления в реестре контрактов при осуществлении поиска по объекту «Строительство объекта "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 11 очередь строительства жилой застройки района г. "Спутник". Общеобразовательная организация на 2425 мест (97 классов)».

Следует отметить, что заявитель каких-либо доказательств относительно нарушения его прав установленным показателем, а также порядком оценки по рассматриваемому критерию не представил.

На основании изложенного выше Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

3. По мнению заявителя, заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки», в том числе не конкретизирован предмет контрактов (договоров), которые конкурсная комиссия сможет оценить применительно к показателю «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта».

Как указано выше установлен критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» – 10%, который включает показатель «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» (общее количество исполненных участником закупки договоров) - 50%.

Как установлено заказчиком в Порядке оценки заявок по данному детализирующему показателю оценка производится на основании данных, о количестве контрактов (договоров), предоставленных участником конкурса.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:

- договоры;

- акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров.

Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры; к оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.

При оценке заявок по настоящему показателю не будут учитываться контракты (договоры), которые не соответствуют вышеуказанным требованиям.

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Заявитель считает, что неправомерно не указаны предмет договора, их стоимость, сроки заключения и исполнения, могут ли это быть коммерческие контракты или только заключенные в рамках Закона о контрактной системе или Закона № 223-ФЗ.

Комиссия Управления отмечает, что в данном случае четко указано, что показателем по критерию является именно «общее количество исполненных участником закупки договоров», таким образом нет каких-либо условий относительно цены таких договоров, или сроков их заключения. Относительно срока исполнения заказчиком в соответствии с подпунктом «г» пункта 28 Положения указано, что последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Также ясно указано, что к оценке принимаются любые гражданско-правовые договоры, к которым относятся в том числе и государственные или муниципальные контракты.

При этом Комиссия отмечает, что подпунктом «в» пункта 28 Положения определено, что Порядком оценки должен быть установлен предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В рассматриваемом случае приведена общая норма «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» без какой-либо конкретизации относительно собственно предмета договора.

Представитель специализированной организации указал, что имеется ввиду договор, сопоставимый с предметом контракта, т.е. сопоставимый с работами по строительному контролю.

Вместе с тем, в данном случае Комиссия соглашается в данной части с заявителем, так как подобная «крайне» общая формулировка представляет конкурсной комиссии в последующем произвольно ее трактовать, например, что сопоставимыми по предмету договорами могут быть договоры (контракты) на строительный контроль только общеобразовательных организаций или еще уже строительный контроль общеобразовательных организаций на определенное количество мест, что в свою очередь противоречит требованиям Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, и свидетельствует о наличии признаков нарушения заказчиком/уполномоченным учреждением/специализированной организацией требований подпункта «в» пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, ответственность за что предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Таким образом, в данной части довод жалобы признается Комиссией обоснованным.

При этом Комиссия Управления приходит к выводу о возможности устранения выявленного нарушения путем выдачи обязательного к исполнению предписания об учете позиции Пензенского УФАС России и обстоятельств, установленных в данном решении, при оценке заявок на участие в конкурсе, а именно об оценке сопоставимости договоров (контрактов) исходя из предмета договора (контракта), связанного с выполнением работ, оказанием услуг по осуществлению строительного контроля без детализации относительно объекта, подлежащего такому строительному контролю.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Стройтехконтроль» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением МКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенского района Пензенской области», специализированной организацией ООО МСО «Ценный советник» для нужд заказчика Отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области электронного конкурса «Работы по ведению технического надзора (строительного контроля) «Строительства объекта "Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, 11 очередь строительства жилой застройки района г. "Спутник ". Общеобразовательная организация на 2425 мест (97 классов)»» (извещение № 0855300003922000066 от 13.05.2022), частично обоснованной.
  2. Признать заказчика/уполномоченное учреждение/специализированную организацию нарушившими требования подпункта «в» пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Выдать конкурсной комиссии заказчика/уполномоченного учреждения/специализированной организации предписание об устранении выявленного нарушения при оценке заявок на участие в закупке.
  4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны