Решение б/н Решение и предписание по делу № 2-03/39 -2010 в отношении ОД... от 2 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«7» февраля  2011                                                                                                                 г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 января  2011 года

Решение изготовлено в полном объеме  7 февраля  2011 года

      Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

-         Авдеев А.И. – руководитель управления, председатель Комиссии,

-         Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, член Комиссии,

-         Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

-         Коваль Н.К. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

-         Майорова А.А. – ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

в ходе рассмотрения дела № 2-03/39 -2010 в отношении ОДО «Каменские водопроводные сети» (ул. Гражданская, д. 10А, г. Каменка, Пензенская область) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – закон «О защите конкуренции»),

при участии со стороны ОДО «Каменские водопроводные сети»:

-  <…> – начальника абонентского отдела, доверенность от 01.10.2010 № 64;

со стороны заявителя:

- гражданина Саранцева И.И. (паспорт серии  <…> номер <…>, выдан <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В антимонопольное управление обратился гражданин Саранцев И.И. (далее – также заявитель, абонент) с заявлением на действия ОДО «Каменские водопроводные сети» в связи с отказом в регистрации прибора учета холодной воды в помещении, собственником которого он является.

Из заявления и представленных документов установлено следующее.

В 2010 году Саранцев И.И. дважды обращался в ОДО «Каменские водопроводные сети», а именно: 04.06.2010 вх. № 432 и 07.07.2010 вх. № 527 с заявлением о регистрации вновь установленного индивидуального прибора учета в связи с его заменой по истечении межповерочного срока.

В ответ на заявление от 04.06.2010 с приложенными к нему актами о работах по демонтажу и монтажу прибора учета от 26.05.2010 (выполнены ООО «Городок»             г. Каменки - организацией, обслуживающей жилой дом по месту проживания заявителя) ОДО «Каменские водопроводные сети» письмом от 29.06.2010 № 384 заявителю в принятии в эксплуатацию (регистрации) индивидуального прибора учета воды отказало.

 На повторное заявление Саранцева И.И. от 07.07.2010 с просьбой о регистрации индивидуального прибора учета холодной воды ОДО «Каменские водопроводные сети» письмом от 11.08.2010 № 481 также уклонилось от указанных действий.

Заявитель считает, что действия ОДО «Каменские водопроводные сети»  по отказу в регистрации прибора учета холодной воды по заявлениям гражданина,  носят незаконный характер и ущемляют его интересы.

На заседании Комиссии Саранцев И.И. подтвердил свои требования, изложенные в заявлении, и отметил, что на момент заседания Комиссии ситуация по данному вопросу не изменилась.

Представитель ОДО «Каменские водопроводные сети» не признал доводы заявителя, указав, что письмом от 11.08.2010 № 481 ОДО «Каменские водопроводные сети» предложило Саранцеву И.И. заполнить заявление на регистрацию индивидуального прибора учета холодной воды по самостоятельной разработанной организацией форме и оплатить данную услугу. Считает, что указанный ответ не является отказом от приема в эксплуатацию (регистрации) прибора учета.

Изучив представленные Комиссии документы, материалы дела, заслушав доводы ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно Уставу (утвержден общим собранием учредителей от 15.09.2009 года) ОДО «Каменский водопроводные сети» является коммерческой организацией, видом деятельности которого является оказание услуг по сбору, очистке и распределению воды.

Приказом Пензенского УФАС от 21.12.2010 года № 215 ОДО «Каменские водопроводные сети» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее - Реестр) на товарном рынке оказания услуг по сбору, очистке и распределению воды с долей > 50% на территории г. Каменки Пензенской области.

В соотвествии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Прием в эксплуатацию приборов учета является неотъемлемой составной частью процесса по подаче и распределению воды, на рынке которого ОДО «Каменские водопроводные сети» занимает доминирующее положение.

В ходе рассмотрения дела установлено, что гражданин Саранцев И.И. обратился в ОДО Каменские водопроводные сети» с заявлениями от 04.06.2010 и 07.07.2010 о регистрации (приеме в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды в помещении, собственником которого он является.

ОДО Каменские водопроводные сети» в ответ на указанные заявления письмами от 29.06.2010 № 384 и 11.08.2010 № 481 уклонилось от регистрации прибора учета, расположенного по месту проживания заявителя. При этом письмом от 11.08.2010        № 481 общество потребовало от заявителя заполнить иное заявление по не предусмотренной законодательством форме, установленной данным хозяйствующим субъектом, в тексте которого содержится абзац следующего содержания: «я проинформирован в том, что показания индивидуальных приборов учета на холодное водоснабжение будут использоваться для расчетов только после оснащения многоквартирного жилого дома, в котором расположено занимаемое мною жилое помещение, коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды».

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги урегулирован Жилищным и Гражданским кодексами Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ, ГК РФ), а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее по тексту – Правила).

Собственниками жилых помещений многоквартирного дома, в котором проживает заявитель, избран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление.

При данном способе управления исполнителями коммунальных услуг являются лица, осуществляющие соответствующие виды деятельности на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, заключаемых каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (ч. 8 ст. 155, ч. 2 ст. 164 ЖК РФ).

Договор на поставку питьевой воды, регулирующий взаимоотношения заявителя и ответчика, на момент рассмотрения настоящего дела, в письменной форме не заключен.

Согласно статье 540 ГК РФ «в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса».

Из представленных заявителем документов следует, что установленный ранее прибор учета воды был принят в эксплуатацию актом от 17.02.2005 года представителем МУП ВКХ г. Каменки (прекратило свою деятельность в результате исполнения Решения Арбитражного суда Пензенской области от 17 мая 2007 года о признании его банкротом). Впоследствии в результате совершения нескольких сделок по передаче имущественного комплекса водопроводных сетей г. Каменки права собственности по договору купли-продажи от 01.10.2009 перешли к ОДО «Каменские водопроводные сети».

Таким образом, с января 2010 года деятельность по водоснабжению в г. Каменке стало осуществлять ОДО «Каменские водопроводные сети». В целях начисления платы за предоставление услуг водоснабжения сведения об абонентах были переданы в ОДО «Каменские водопроводные сети» ранее существующей ресурсоснабжающей организацией -  ООО «Каменские водопроводные сети».

Документами, представленными Саранцевым И.И. в материалы дела, подтверждается, что оплата за израсходованный объем воды осуществлялась заявителем в 2009 и 2010 годах непосредственно на расчетные счета ООО «Каменские водопроводные сети» и ОДО «Каменские водопроводные сети».

При сложившейся ситуации доказательством подключения помещения многоквартирного дома, собственником которого является заявитель, к присоединенной сети водоснабжения г. Каменки и, соответственно, договором между сторонами являются квитанции об оплате Саранцевым И.И. за потребленный объем воды в ОДО «Каменские водопроводные сети».

Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что «с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».

Каких-либо требований к форме заявления о принятии в эксплуатацию (регистрации) индивидуального прибора учета, законодательство не устанавливает.

Многоквартирный дом, в котором проживает гражданин Саранцев И.И., общедомовым прибором учета не оснащён. В сложившейся ситуации согласно пункту 19 Правил при отсутствии индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальную услугу определяется по нормативу. Таким образом, затягивание сроков принятия в эксплуатацию (регистрации) индивидуального прибора учета со стороны ответчика  приводит к дополнительным расходам заявителя и ущемляет его интересы.

Таким образом, ОДО «Каменские водопроводные сети» своими действиями по направлению заявителю писем от 29.06.2010 № 384, от 11.08.2010 № 481 необоснованно отказало (уклонилось) Саранцеву И.И. в обращениях от 04.06.2010, 07.07.2010 о регистрации индивидуального прибора учета воды и ущемило интересы потребителя.

В связи с тем, что ОДО «Каменские водопроводные сети» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды в границах г. Каменки Пензенской области, необоснованный отказ (уклонение) от приема в эксплуатацию (регистрации) приборов учета, является злоупотреблением доминирующим положением со стороны данной ресурсоснабжающей организации и приводит к ущемлению интересов абонента, вынужденного нести дополнительные затраты.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОДО «Каменские водопроводные сети» по необоснованному отказу (уклонению) гражданину Саранцеву И.И. от приема в эксплуатацию (регистрации) индивидуального прибора учета холодной воды, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьёй 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОДО «Каменские водопроводные сети», выразившиеся в ущемлении интересов гражданина Саранцева И.И. в результате необоснованного отказа (уклонения) от приема в эксплуатацию (регистрации) индивидуального прибора учета холодной воды в помещении, собственником которого он является, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОДО «Каменские водопроводные сети» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления действий по приему в эксплуатацию (регистрации) прибора учета холодной воды по адресу: <…>,   г. Каменка, Пензенская область.

3. Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           4.  Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/39-2010
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«7» февраля 2011 г.                                                                                             г. Пенза

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

-         Авдеев А.И. – руководитель управления, председатель Комиссии,

-         Бутузова Т.В. – заместитель руководителя управления, член Комиссии,

-         Кузнецова О.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

-         Коваль Н.К. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

-         Майорова А.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 7 февраля 2011 года по делу № 2-03/39-2010 о нарушении ОДО «Каменские водопроводные сети» (ул. Гражданская, 10А, г. Каменка, Пензенская область) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОДО «Каменские водопроводные сети» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов гражданина Саранцева И.И. в результате необоснованного отказа (уклонения) от приема в эксплуатацию (регистрации) индивидуального прибора учета холодной воды в помещении, собственником которого он является.

2. ОДО «Каменские водопроводные сети» в срок до 25.02.2011  осуществить действия по приему в эксплуатацию (регистрации) прибора учета холодной воды по адресу: <…>, г. Каменка, Пензенская область.

3. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 07.03.2011 года с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны