Решение №527-2 Решение по делу в отношении ООО "ТД "Молком" от 14 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                               г.Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «6» марта 2023 года.

В полном объёме решение изготовлено «14» марта 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

- <...> – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- <...> – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- <...> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

в отсутствие представителя Заявителя ООО «Скидкино» – о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, 05.08.2022 г. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,

в отсутствие представителя Ответчика ООО «ТД «Молком» – о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, 06.03.2023 г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

в отсутствие представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, АО «Молочный комбинат «Пензенский» – о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, 06.03.2023 г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

рассмотрела дело № 058/01/13-418/2022, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом «Молком» (ИНН 5835089294, 440031, г.Пенза, ул.Курская, д.70, далее – ООО «ТД «Молком») пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закона о торговой деятельности),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение от Общества с ограниченной ответственностью «Скидкино» (ИНН 5837078851, далее – ООО «Скидкино», Заявитель) по вопросу обоснованности установления отпускных цен на реализуемую молочную продукцию, производителем которой является Акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» (ИНН 5837006078, далее – АО «Молочный комбинат «Пензенский»).

Из обращения следует, что по результатам самостоятельно проведённого Заявителем мониторинга розничных цен на продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» установлено незначительное различие розничных цен (уже с учётом торговой надбавки) в федеральных торговых сетях («Ашан», Лента», «Метро») от цен, по которым ООО «Скидкино» приобретает молочную продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» для дальнейшей реализации.

При таких обстоятельствах ООО «Скидкино» указывает на изначальное установление различных отпускных цен на продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» для реализации в федеральные и региональные торговые сети.

В рамках рассмотрения обращения установлено, что продукция АО «Молочный комбинат «Пензенский» реализуется через ООО «ТД «Молком».

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ООО «ТД «Молком» установлены признаки нарушения Закона о торговой деятельности.

Приказом от 10 июня 2022 года № 73 возбуждено дело № 058/01/13-418/2022 по признакам нарушения ООО «ТД «Молком» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании дискриминационных условий.

Определением о назначении дела № 058/01/13-418/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.06.2022 г. рассмотрение дела назначено на 5 июля 2022 года. Настоящим Определением в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено АО «Молочный комбинат «Пензенский», у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.

04.07.2022 г. АО «Молочный комбинат «Пензенский» представило письменную позицию по существу рассматриваемого дела.

05.07.2022 г. от ООО «ТД «Молком» поступило письменное ходатайство об ознакомлении с материалами настоящего дела.

05.07.2022 г. от ООО «ТД «Молком» поступили письменные пояснения. Сведения и документы, затребованные определением от 14.06.2022 г., в полном объёме не представлены.

От ООО «Скидкино» 05.07.2022 г. поступило письмо, в котором указано, что Заявитель поддерживает доводы жалобы. Также в письме содержались ходатайства:

- о проведении заседания Комиссии в отсутствие представителя в связи с невозможностью явки,

- о продлении срока предоставления запрошенных документов.

Комиссия при рассмотрении дела 05.07.2022, совещаясь на месте, определила удовлетворить заявленные ООО «Скидкино» ходатайства: провести заседание в отсутствие Заявителя; продлить срок представления запрошенных документов до 13.07.2022 г.

На заседании Комиссии 05.07.2022 представители ООО «ТД «Молком» поддержали ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

Комиссия, совещаясь на месте, приняла решение удовлетворить заявленное ООО «ТД «Молком» ходатайство, предоставить возможность ознакомиться с материалами дела 15 июля 2022 года в 14 часов.

На заседании Комиссии 05.07.2022 представители ООО «ТД «Молком» поддержали позицию, изложенную в представленных письменных пояснениях. Представитель <...> указала, что в законодательстве РФ отсутствуют нормативно правовые акты, регулирующие формирование цены на молочную продукцию. Прайс-листы, утверждённые Ответчиком, – это внутренние документы, являющиеся «отправной точкой» в дальнейшем согласовании цены с контрагентами при заключении договора поставки. Согласованные цены с контрагентами фиксируются в спецификации к договорам. Все контрагенты дифференцированы с учётом их особенностей, и цена для всех не может быть одинаковой, она согласовывается индивидуально. Также представители пояснили, что с контрагентами подписываются протоколы разногласий и такой протокол согласовывался, в том числе, с ООО «Скидкино». Указали на увеличение объёмов выкупаемой продукции ООО «Скидкино» как подтверждение удовлетворенности условий заключенного договора.

На вопрос Комиссии о причине утверждения Прайс-листами различных цен для федеральных и региональных торговых сетей представители ООО «ТД «Молком» пояснили, что цена формируется исходя из экономических показателей. Поставка продукции в федеральные торговые сети осуществляется централизованно в логистические центры, а не в отдельности в каждый магазин.

Кроме того, представители ООО «ТД «Молком» указали на заинтересованность сотрудничества с федеральными торговыми сетями, поскольку реализация продукции осуществляется на территории других субъектов.  

Представитель АО «Молочный комбинат «Пензенский» на заседании Комиссии 05.07.2022 г. в полном объёме поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях.

В связи с удовлетворением заявленных ходатайств и необходимостью получения дополнительных документов, рассмотрение дела № 058/01/13-418/2022 было отложено, о чём вынесено Определение от 05.07.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 21.07.2022 г.

11.07.2022 г. в Пензенское УФАС России поступили документы от ООО «Скидкино». ООО «ТД «Молком» представлены часть затребованных Определением 05.07.2022 г. документов. Документы в полном объёме со стороны Ответчика не представлены.

15.07.2022 г. от ООО «ТД «Молком» и АО «Молочный комбинат «Пензенский» поступило ходатайство о продлении срока предоставления документов и пояснений до 19.07.2022 г.

19.07.2022 г. от ООО «ТД «Молком» представлены письменные пояснения и истребуемые документы.

19.07.2022 г. АО «Молочный комбинат «Пензенский» представило письменную позицию. Документы, истребуемые антимонопольным органом, АО «Молочный комбинат «Пензенский» не представлены.

21.07.2022 г. на заседании Комиссии представитель ООО «ТД «Молком» полностью поддержала позицию, изложенную в представленных письменных пояснениях, и дополнительно указала следующее. Транспортные расходы на доставку продукции существенно на стоимость отпускаемого товара не влияют, поскольку такие расходы списываются в полной сумме без разреза по ассортименту товара и контрагентам. Затраты ООО «ТД «Молком» складываются из стоимости продукции, а также коммерческих затрат (3%), логистических затрат (4% в общей сумме затрат) и ретро бонусов (1%).

Также представитель ООО «ТД «Молком» пояснила о заинтересованности в сотрудничестве с федеральными торговыми сетями, так как их магазины находятся в других регионах страны, в том числе с позиции рекламы и узнаваемости продукции «Молком». Цена на продукцию, которая формируется с учётом всех затрат и необходимой прибыли организации, эта цена, отражённая в прайс-листах для региональных торговых сетей. В целях сотрудничества с федеральными торговыми сетями цена на продукцию в соответствующих прайс-листах снижена за счёт уменьшения размера прибыли. 

Представитель АО «Молочный комбинат «Пензенский» на заседании Комиссии 21.07.2022 г. в полном объёме поддержала ранее изложенную позицию. Указала, что ООО «ТД «Молком» является единственным контрагентом АО «Молочный комбинат «Пензенский». Условиями заключенного договора не предусмотрено установление разных цен для продукции, которая в дальнейшем будет реализована в федеральные или региональные сети. Общество поставляет всю продукцию в ООО «ТД «Молком» по одной цене. Формирование различных прайс-листов – это ценовая политика ООО «ТД «Молком».

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела, о чём вынесено Определение от 21.07.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 06.09.2022 г. 

05.08.2022 г. от ООО «Скидкино» поступило ходатайство с просьбой рассмотреть настоящее дело без участия представителя.

30.08.2022 г. от ООО «ТД «Молком» поступили письменные пояснения и документы, затребуемые Определением от 21.07.2022 г.

На заседании 06.09.2022 г. Комиссия, совещаясь на месте, определила удовлетворить ходатайство ООО «Скидкино» о рассмотрении дела без участия представителя Заявителя.

06.09.2022 г. на заседании Комиссии представитель ООО «ТД «Молком» <...> по представленной калькуляции затрат Общества на продукцию пояснила следующее. Суммы, указанные в разделах «Производственная себестоимость», «Логистика» и «Коммерческие затраты», не содержат в себе размер НДС в виде 10%. Сумма с НДС указана в разделе «Итого». Данная цена является себестоимостью продукции для ООО «ТД «Молком». Цена реализации (Прайсовая цена) дополнительно содержит в себе прибыль Общества, административные расходы, налоговые и финансовые платежи и т.д. Данные затраты не влияют на различие цен, потому что они одинаковые и общие для всех.

Также представитель ООО «ТД «Молком» указала, что основным показателем, который влияет на формирование различной цены в прайс-листах для федеральных и региональных сетей, являются логистические затраты на доставку продукции. В настоящее время в Обществе осуществляется сбор данных по логистическим затратам по каждому клиенту, в том числе до точки доставки товара в программе 1С. В разрезе по контрагентам цена будет меняться от степени загрузки машины товаром, от вида продукции, количества точек доставки и т.д. Цена доставки продукции распределяется не пропорционально на контрагентов, поскольку у машин разная норма загрузки. Так, например, на одном поддоне умещается 755 кг коктейля молочного или 483 кг бифидок. Чем больше продукции умещается на поддоне, тем меньше затрат будет на ее доставку. Также к транспортным издержкам на каждую продукцию применяется установленный коэффициент.

Представитель <...> заявила ходатайство о приобщении к материалам дела копии актов и счетов-фактур на транспортные услуги по перевозке продукции между ООО «ТД «Молком» и АО «Молочный комбинат «Пензенский» за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года. Данные документы обосновывают транспортные расходы ответчика.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о приобщении представленных документов.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 14 часов 13.09.2022 г.

09.09.2022 г. от ООО «ТД «Молком» поступили дополнительные документы.

На заседании Комиссии 13.09.2022 г. представитель ООО «ТД «Молком» <...> заявила ходатайство о приобщении к материалам дела сведений о стоимости логистических услуг с разбивкой по федеральным торговым сетям за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года, а также дополнительные соглашения № 1 от 09.11.2020 г. к Договору поставки № 281 от 09.11.2020 г. и № 1 от 01.01.2021 г. к Договору поставки № 8 от 01.01.2021 г.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о приобщении представленных документов.

Представитель АО «Молочный комбинат «Пензенский» поддержал ранее изложенные позиции.

Изучив материалы дела, представленные документы, а также учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью их анализа и получения дополнительных доказательств, о чём вынесено Определение от 13.09.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 25.10.2022 г.

06.10.2022 г. со стороны Ответчика представлены письменные пояснения и CD диск с документами и информацией, затребованные Определением от 13.09.2022 г.

Определением от 25.10.2022 г. на основании пункта 6.1 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение дела отложено на 30.11.2022 г.

30.11.2022 г. на заседании Комиссии представитель ООО «ТД «Молком» <...> дала пояснения по представленным документам и информации. Указала, что на формирование стоимости транспортных расходов для каждого контрагента влияет расстояние, которое машина проезжает до этого контрагента, совершая рейс по доставке продукции. В свою очередь расстояние зависит от очередности разгрузки у того или другого контрагента, которая формируется отделом логистики в соответствии с окнами доставки магазина.

На вопрос Комиссии представитель также пояснила, что коэффициенты, представленные в антимонопольный орган и применяемые к транспортным издержкам, пересчитываются по видам продукции и отражаются уже в калькуляции затрат в разделе «Логистика». В сформированной сумме транспортных расходов указанные коэффициенты не содержатся.

Представитель АО «Молочный комбинат «Пензенский» поддержал ранее изложенную позицию.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/13-418/2022 отложено, о чём вынесено Определение от 30.11.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 29.12.2022 г.

23.12.2022 г. от ООО «ТД «Молком» поступили пояснения и часть затребуемых документов по пп.3.2, 3.3 Определения от 30.11.2022 г., а также письменное ходатайство о продлении срока предоставления документов по п.3.1 Определения, в связи с большим объёмом запрашиваемой информации.

27.12.2022 г. от ООО «ТД «Молком» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более позднюю дату.

29.12.2022 г. Комиссия, совещаясь на месте, приняла решение удовлетворить ходатайства ООО «ТД «Молком» о продлении срока предоставления запрошенных документов до 20.01.2023 г. и об отложении рассмотрения дела.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, в связи с удовлетворением заявленных ходатайств и необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/13-418/2022 отложено, о чём вынесено Определение от 29.12.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 24.01.2023 г.

23.01.2023 г. от ООО «ТД «Молком» в Пензенское УФАС России поступило письменное ходатайство о продлении срока предоставления документов по п.3.1 Определения до 01.03.2023 г., в связи с большим объёмом запрашиваемой информации и необходимостью её расшифровки.

Доказательств невозможности представления документов в установленный Определением срок в ходатайстве ООО «ТД «Молком» не содержится.

Также 23.01.2023 г. в Пензенское УФАС России на CD-R диске поступили затребованные Определением документы (расшифровка формирования стоимости доставки 1 кг продукции контрагентам в разрезе по маршрутам) за неполный период, а именно за период с 08.09.2021 г. по 14.09.2021 г. и за 14.02.2022 г.

На заседании Комиссии 24.01.2023 г. представитель Ответчика поддержала заявленное ходатайство, указала на длительный процесс выгрузки необходимых документов. Позицию по рассматриваемому делу, изложенную ранее на заседаниях Комиссии, поддержала в полном объёме.

Комиссия, совещаясь на месте, приняла решение ходатайство ООО «ТД «Молком» о продлении срока предоставления запрошенных документов удовлетворить частично, поскольку отсутствуют доказательства невозможности исполнения запроса в установленный Определением срок.

Представитель АО «Молочный комбинат «Пензенский» также поддержал ранее высказанную позицию. Дополнений не поступило.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия, совещаясь на месте, приняла решение об отложении рассмотрения дела, о чём вынесено Определение от 24.01.2023 г. и назначена дата заседания Комиссии 09.02.2023 г.

06.02.2023 г. от ООО «ТД «Молком» поступили запрошенные документы.

На заседании Комиссии 09.02.2023 г. представитель Ответчика в полном объёме поддержала ранее данные пояснения.

Представить АО «Молочный комбинат «Пензенский» поддержал доводы, изложенные ранее.

Других дополнений и пояснений не поступило.

Изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения, Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия определила рассмотрение дела № 058/01/13-418/2022 отложить, о чем вынесено Определение от 09.02.2023 г. и назначена дата заседания Комиссии 01.03.2023 г.

На заседании Комиссии 01.03.2023 г. представитель ООО «ТД «Молком» заявила ходатайство о приобщении к материалам дела возражений на заключение об обстоятельствах дела.

Совещаясь на месте, Комиссия приняла решение удовлетворить ходатайство ООО «ТД «Молком» о приобщении документов.

Представитель ООО «ТД «Молком» в полном объёме поддержала доводы, изложенные в возражениях на заключение об обстоятельствах дела. Указала на несогласие с выводами Комиссии Пензенского УФАС России по рассматриваемому делу, также на установление цен для контрагентов не на основании прайс-листов, а на основании спецификаций к договорам.

Так, в возражениях содержится довод о несоответствии документам и пояснениям, представленным Ответчиком, вывода Комиссии о том, что цена на отпускаемую продукцию производства АО «Молочный комбинат «Пензенский» устанавливаются прайс-листами. ООО «ТД «Молком» указывает, что цена на отпускаемую продукцию согласовывается сторонами в ценовых листах к договору – Спецификациях.

Также, по мнению Ответчика, Комиссией необоснованно сделан вывод о том, что утверждение прайс-листов с различными ценами для разных контрагентов, ставит хозяйствующих субъектов в неравные условия, вне зависимости от объёма выкупаемой ими продукции, поскольку объём выкупаемой продукции влияет только на возможность заключения соглашения о выплате вознаграждения и не влияет на фактически согласованные между сторонами цены.

ООО «ТД «Молком» указывает на свободу в заключении договора и отсутствие законодательного регулирования цен на молочную продукцию. Договоры с контрагентами заключаются на различных условиях. Прайс-листы являются ориентировочными ценами на предлагаемую партнеру продукцию и обсуждаются с ним в процессе ведения переговоров. Цена по договору поставки определяется сторонами самостоятельно, исходя из воли сторон.

Одновременно с этим, в возражениях содержится довод о том, что Ответчик не является субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке и контрагент имеет возможность сотрудничать с другими хозяйствующими субъектами данного товарного рынка.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и ознакомления с представленными возражениями, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 06.03.2023 г.

06.03.2023 г. от ООО «ТД «Молком» и АО «Молочный комбинат «Пензенский» поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Изучив материалы дела № 058/01/13-418/2022 и оценив представленные доказательства, Комиссия Пензенского УФАС России пришла к следующему.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Целями настоящего Закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (статья 1 Закона о торговой деятельности).

В развитие указанных выше целей Закон о торговой деятельности, в числе прочего, предполагает наличие у поставщиков продовольственных товаров равных условий для заключения договоров поставок с хозяйствующим субъектом, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети.

В ходе рассмотрения дела № 058/01/13-418/2022 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

ООО «Скидкино» осуществляет деятельность на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами на территории Пензенской области под коммерческим обозначением «Скидкино».

В силу пункта 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

На территории Пензенской области действуют более двух торговых объектов, находящихся под управлением ООО «Скидкино» с коммерческим обозначением «Скидкино».

Таким образом, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности ООО «Скидкино» относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.

АО «Молочный комбинат «Пензенский» является производителем молочной продукции.

В соответствии с договором <...>продукция <...>

Договоры на поставку продукции АО «Молочный комбинат «Пензенский» контрагентам заключаются ООО «ТД «Молком», таким образом реализация продукции осуществляется через ООО «ТД «Молком».

Из пояснений и представленных документов установлено, что ООО «ТД «Молком» является единственным контрагентом АО «Молочный комбинат «Пензенский», продукция отпускается по одной цене, вне зависимости от того, какому контрагенту она в дальнейшем будет реализована.

Так, ООО ТД «Молком» заключены следующие договоры поставки со следующими торговыми сетями:

- ООО «Скидкино» – договор поставки № 248 от 01.11.2020 г.,

- ООО «Караван 24» – договор поставки № 281 от 09.11.2020 г.,

- ООО «Караван» – договор поставки № 8 от 01.01.2021 г.,

- ООО «Караван у дома» – договор поставки № 158 от 01.06.2021 г.,

- ООО «СПАР Миддл Волга» – договор поставки № 259 от 01.12.2021 г.,

- ООО «Ашан» и ООО «Атак» – договор № Н 12998 от 01.09.2015 г.,

- ООО «Лента» – договор поставки № С-24454 от 01.01.2017 г.,

- ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» – договор поставки № 34019 от 01.02.2015 г.,

- ООО «Копейка-Саров» – договор поставки № СВ-6/604-КС от 15.05.2014 г.,

- ООО «Агроторг» – договор поставки № СВ-6/605-АТ от 15.05.2014 г.,

- АО «Торговый дом «Перекресток» – договор поставки № СВ-6/606-ТД от 15.05.2014 г.,

- АО «Тандер» – договор поставки № ГК/18124/18 от 01.01.2017 г. (далее – торговые сети, контрагенты).

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности ООО «Караван», ООО «Караван 24», ООО «Караван у дома», ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга» относятся к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, поскольку каждый из хозяйствующих субъектов имеет более двух торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением.

Из документов, представленных по запросу Пензенского УФАС России за период с 01.09.2021 г. по 30.06.2022 г., установлено следующее.

Приказом ООО «ТД «Молком» от 31.08.2021 г. № 13/1 утверждено и введено в действие с 01.09.2021 Положение о ценообразовании и предоставлении скидок на готовую продукцию (далее – Приказ от 31.08.2021 г. № 13/1).

01.09.2021 генеральным диктором ООО «ТД «Молком» утверждено Положение о ценообразовании и предоставлении скидок на готовую продукцию (далее – Положение) (том 5 л.д. 178-192). В соответствии с пунктом 1.1. Положения оно разработано в целях упорядочения процесса формирования и изменения цен на продукцию, своевременного внесения необходимых изменений в прайс-лист ООО «ТД «Молком».

Таким образом, стоимость на отпускаемую продукцию производства АО «Молочный комбинат «Пензенский» отражается в Прайс-листах, которые также утверждаются генеральным директором ООО «ТД «Молком».

Так, в ООО «ТД «Молком» на каждую дату изменения цены одновременно утверждаются и действуют следующие прайс-листы:

- «Прайс-лист – федеральные сети»,

- «Прайс-лист – региональные сети»,

- «Прайс-лист – оптовый».

Пунктом 2.6. Положения установлены следующие определения:

1. «Федеральные сети» прайс лист – свод цен по ассортиментным позициям, устанавливаемых ТД на определённый интервал времени на основе себестоимости продукции, необходимой прибыли, текущей конъюнктуры рынка для прямых покупателей и нахождение представительств сетей в 5 и более регионах РФ, объединённых одной, без учёта индивидуальных условий взаимоотношений с ними.      

2. «Региональные сети» прайс лист – свод цен по ассортиментным позициям, устанавливаемых ТД на определённый интервал времени на основе себестоимости продукции, необходимой прибыли, текущей конъюнктуры рынка для прямых покупателей и нахождение представительств сетей в менее чем в 5 регионах РФ, объединённых одной, без учёта индивидуальных условий взаимоотношений с ними.     

В ходе анализа и сопоставления сводных цен по ассортиментным позициям, отражённых в «Прайс-листах – федеральные сети» и «Прайс-листах – региональные сети», выявлено, что на одни и те же позиции товара и дату утверждения прайс-листа устанавливается различная цена (Таблица № 1). Отпускные цены для региональных торговых сетей выше отпускных цен, установленных для федеральных торговых сетей.

В соответствии с пояснениями, представленными Ответчиком, цены, утверждённые Прайс-листом – федеральные сети, распространяются на следующие торговые сети: ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга».

Цены, утверждённые Прайс-листом – региональные сети, с 01.12.2021 г. распространяются на торговые сети ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» (том 1 л.д. 171-173, том 6 л.д. 184).

До 1 декабря 2021 года, в соответствии с представленными документами, торговым сетям ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» реализовывалась продукция по ценам, отражённым в Прайс-листе – федеральные сети.

Нормативными актами Российской Федерации и Пензенской области не закреплено понятий «федеральная торговая сеть» и «региональная торговая сеть».

Однако, ООО «ТД «Молком» в Положении о ценообразовании утверждены определения «Федеральные сети прайс-лист» и «Региональные сети прайс-лист», где содержатся соответствующие критерии отнесения торговой сети к прайс-листу федеральной сети или региональной сети.

В соответствии с пунктом 3 Приказа от 31.08.2021 г. № 13/1 для покупателей, договоры поставки с которыми были заключены до 01.09.2021 г., установлен переходный период на срок до 01.12.2021 г. В силу пункта 4 данного Приказа необходимо уведомить хозяйствующих субъектов о переходе на новые прайс-листы/увеличении стоимости продукции, путём направления уведомления либо ценовой спецификации, и довести до них настоящий Приказ (том 5 л.д.193).

Вместе с тем, исходя из представленных ценовых <...>, а также уведомлений от ООО «ТД «Молком», торговые сети уведомлены об изменении цены. Сведений о «переходе» их на новые Прайс-листы – региональные сети в связи с утвержденными критериями направленные документы не содержат.

Доказательства того, что ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» были уведомлены об отнесении их к критерию «Региональные сети», влекущему последующее предложение отпускаемой продукции по более высокой цене, чем другим торговым сетям, отсутствуют.

Таким образом, критерии отнесения торговой сети к прайс-листу федеральной сети или региональной сети, по которым отдельным участникам рынка оказывается предпочтение, ООО «ТД «Молком» публично не раскрыло. Потенциальные и действующие покупатели лишены возможности ознакомиться с указанными критериями и повлиять на условие договора о цене товара.

Вместе с тем, согласно письму ООО «Скидкино» от 20.12.2022 г., Общество осуществляет свою деятельность на территории 5 субъектов Российской Федерации: Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, а также Республика Мордовия.

Исходя из материалов дела, ни при заключении договоров поставки, ни на момент отнесения хозяйствующих субъектов к тому или иному прайс-листу, а также в ходе исполнения договоров, информация о количестве регионов, в которых находятся представительства контрагентов, не проверяется Ответчиком, и объективно не может оправдывать преимущественное положение торговых сетей, отнесённых к федеральным.

Учитывая изложенное, довод ООО «ТД «Молком» о разделении и отнесении сетей к Прайс-листам «Федеральные сети» и «Региональные сети» в соответствии с принятым Положением и установленными критериями, не находит своего подтверждения.

Письмами ООО «Караван» (№ 11ф от 19.12.2022 г.), ООО «Караван 24» (от 21.12.2022 г.) и ООО «Караван у дома» (от 21.12.2022 г.), поступившими в Пензенское УФАС России, хозяйствующие субъекты сообщают об ущемлении их прав и интересов при установлении цены на продукцию исходя из отнесения к вышеуказанным критериям. Такие действия носят дискриминационный характер, поскольку ставят отдельные торговые сети в неравное положение по сравнению с другими, в результате чего последние получают возможность реализовать соответствующую продукцию потребителю по более низкой цене.

ООО «ТД «Молком» самостоятельно и необоснованно разделяя контрагентов (торговые сети) на «Региональные» и «Федеральные», устанавливая для них различные цены, отражая их в одноимённых прайс-листах, ставит таких хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности, в неравное положение, предоставляя федеральным торговым сетям преимущества перед региональными.   

Довод ООО «ТД «Молком» о том, что различная цена для торговых сетей формируется исходя из экономических показателей, поскольку, как правило, поставка продукции в федеральные торговые сети осуществляется централизованно в логистические центры, а не в отдельности в каждый магазин, не находит своего подтверждения и опровергается материалами дела.

Как следует из представленных документов (сведения о фактических адресах доставки продукции в торговые сети), доставка продукции осуществляется непосредственно в магазины, как в случае с федеральными торговыми сетями, так и с региональными. Более того, количество торговых точек, куда осуществляется доставка продукции, в два раза больше у федеральных сетей, чем у региональных (том коммерческая тайна 2 л.д.1-24).

Также в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения довод ООО «ТД «Молком» (также отражённый в возражениях на заключение об обстоятельствах дела) относительно утверждения прайс-листами различных цен для торговых сетей по причине их заинтересованности в сотрудничестве с федеральными торговыми сетями ввиду реализации продукции на территории других субъектов (как установлено Положением – более 5), по следующим основаниям.  

Продукция производства АО «Молочный комбинат «Пензенский» реализуется в тех субъектах РФ, куда осуществляется её доставка ООО «ТД «Молком». Данное обстоятельство подтверждается первичными бухгалтерскими документами по приёму-передаче продукции на складе грузополучателя, представленными Ответчиком на запрос Комиссии о подтверждении реализации федеральными торговыми сетями продукции АО «Молочный комбинат «Пензенский» на территории иных субъектов Российской Федерации (определение от 05.07.2022 г.). Доказательства реализации продукции на территории прочих субъектов РФ отсутствуют.

При заключении договора поставки между ООО «ТД «Молком» и контрагентами торговые точки и адреса поставок не согласовываются. Таким образом, Ответчик не может заранее располагать данными о количестве торговых точек и субъектах, по которым будет достигнута договорённость на реализацию продукции, а по каким поставка будет прекращена в ходе исполнения договоров.

Указанные обстоятельства формируются и изменяются в процессе исполнения заключенного договора в каждом отдельном случае. Однако, изменение количества субъектов (в большую или меньшую сторону), в которые контрагенту осуществляется поставка продукции, не изменяет его положения в градации торговых сетей на федеральные и региональные, то есть не изменяет условий (цены) реализации.

Из приведённой Таблицы № 2 видно, например, что поставка в <...>

Также в рамках рассмотрения дела установлено, что по состоянию на март 2022 года реализация в торговые сети <...>.

Однако, как видно из материалов дела, указанные обстоятельства не повлияли на отнесение их к тому или иному ценовому диапазону, отражённому в утверждённых прайс-листах. Поставка же продукции в адрес одного контрагента на территорию 5 и более субъектов не осуществлялась.

В свою очередь, сам по себе факт нахождения представительств торговой сети на территории 5 и более субъектов РФ, как утверждено Положением, не может влиять на продвижение в этих субъектах продукции АО «Молочный комбинат», поскольку её реализация в таких субъектах не осуществляется.  

Частью 4 статьи 9 Закона о торговой деятельности установлено, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определённого количества продовольственных товаров.

Выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается (часть 6 статьи 9 Закона о торговой деятельности).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает единственное условие предоставления вознаграждения хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, – приобретение определённого количества товара.

Установление различных цен, отражённых в указанных прайс-листах («Региональные сети» и «Федеральные сети») для разных контрагентов, отнесённых к тому или иному прайс-листу, ставит торговые сети в неравные условия, вне зависимости от объёма выкупаемой ими продукции.

Таким образом, поставщик ООО «Торговый дом «Молком» изначально, до согласования цены сторонами в спецификации, устанавливает различные цены для контрагентов.

Комиссией Пензенского УФАС России проанализирован объём выкупаемой продукции торговыми сетями и размер вознаграждения, выплаченный Ответчиком за 10 месяцев (01.09.2021 г.-30.06.2022 г.) (Таблица № 3).

Из представленной ООО «ТД «Молком» информации об объёмах выкупаемой продукции торговыми сетями за период с 01.09.2021 г. по 30.06.2022 г., можно сделать вывод, что объём выкупаемой продукции ООО «Скидкино» значительно превышает объём выкупаемой продукции большинства торговых сетей, отнесённых к «федеральным» (ООО «СПАР Миддл Волга», ООО «Ашан», ООО «Атак», ООО «Лента», ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», ООО «Копейка-Саров», АО «Торговый дом «Перекресток»). Аналогичная ситуация прослеживается и у ООО «Караван» и ООО «Караван 24».

ООО «Караван 24» за 8 месяцев осуществления деятельности выкупило такой же объём продукции, что и АО «ТД «Перекресток», ООО «Атак» и ООО «Лента», а также значительно больше, чем ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров» и ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» за 10 месяцев.

Из представленных данных в Таблице № 3 следует, что в некоторых случаях объём выкупаемой продукции региональными сетями превышает объем выкупаемой продукции федеральными сетями (например, <...>). Соответственно сумма выручки от выкупаемой продукции региональными сетями превышает сумму выручки от выкупаемой продукции большинства федеральных сетей. В свою очередь размер вознаграждения у указанных федеральных торговых сетей, не смотря на меньший объем выкупа, превышает размер вознаграждения региональных торговых сетей.

Таким образом, при изначальном предоставлении одним торговым сетям, отнесённым к федеральным, преимуществ перед другими (региональными), путём предложения различных цен, отраженных в соответствующих прайс-листах на отпускаемую продукцию, в последующем положение региональных сетей не компенсируется и не уравнивается за счёт выплаты премий (вознаграждения) за приобретаемый объём.  

На заседании Комиссии от 21.07.2022 г. представитель Ответчика указал, что цена на продукцию, которая формируется с учётом всех затрат и необходимой прибыли организации, это цена, определённая прайс-листом для региональных торговых сетей. В целях сотрудничества с федеральными торговыми сетями цена на продукцию в соответствующем прайс-листе снижена за счёт уменьшения размера прибыли.

Одновременно с этим, из анализа калькуляции стоимости продукции следует, что размер прибыли, заложенный в ценах Прайс-листа – федеральные сети и Прайс-листа – региональные сети, не одинаковый. Установление большего размера прибыли преимущественно прослеживается в ценах прайс-листа для федеральных сетей (Приложение № 1 к письму ООО «ТД «Молком» от 06.10.2022 г. на Определение от 13.09.2022 г., том 1 коммерческая тайна, лист 63-68).

Также из указанной калькуляции установлено, что на различное формирование итоговой стоимости в прайс-листах для федеральных и региональных сетей влияют затраты по статье «Логистика». Сумма логистических затрат в ценах Прайс-листа – региональные сети более чем в 2 раза превышает сумму в ценах Прайс-листа – федеральные сети в разрезе по каждому виду продукции.

Вместе с тем, Ответчик в своих пояснениях в письме от 19.07.2022 г. (пункт 3.5) указывал обратное: «транспортные издержки существенно не влияют на отпускную стоимость продукции для федеральных и региональных сетей, поскольку списываются затраты соответствующего периода в полной сумме. Учёт затрат на доставку в себестоимости в разрезе ассортимента не ведётся» (том 2 л.д.66-68).

Исходя из представленных ООО «ТД «Молком» данных о себестоимости реализуемой продукции, следует, что сумма транспортных расходов заложена в стоимость продукции и отражена в цене.

На запрос Комиссии ООО «ТД «Молком» представлены расшифровки формирования стоимости доставки 1 кг продукции контрагентам в разрезе по маршрутам (далее – Расшифровка), из которых установлено следующее.

Доставка продукции контрагентам осуществляется Ответчиком. В целях осуществления доставки ООО «ТД «Молком» заключены следующие договоры:

- договор экспедиции б/н от 01.02.2014 г. с АО «Молочный комбинат «Пензенский» (том 5 л.д.174-177),

- договор на выполнение транспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом № 1 от 01.10.2018 г. с ООО «Синцево «ЛСН-777» (том 3 л.д.59-60).

Приложениями к настоящим Договорам определена стоимость доставки 1 тн продукции по каждому маршруту.

В соответствии с расшифровкой стоимость доставки 1 кг продукции определяется как <...>.

Сумма транспортных издержек на контрагента зависит от показателя <...>.

В свою очередь, размер <...> находится в прямой зависимости от двух показателей: <...>(Таблица № 4).

Представители ООО «ТД «Молком» указывают на то, что расстояние до контрагента по установленному маршруту зависит от очередности доставки продукции по месту нахождения его торговой точки. При этом, доставка осуществляется в соответствии с «окнами» доставки, которые согласовываются поставщиком с торговыми сетями.

Таким образом, на контрагента, который определен в конец очереди по доставке, возлагаются бо́льшие логистические затраты на приобретаемую продукцию. В связи с чем, данный контрагент вынужден оплачивать расходы на доставку в предшествующие адреса других контрагентов.

В соответствии с представленными в Расшифровке данными за период с 06.09.2021 г. по 19.09.2021 г. и с 14.02.2022 г. по 27.02.2022 г. Комиссия приходит к выводу о том, что доставка в региональные сети (ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома») осуществляется в конце маршрута.

К такому выводу Комиссия приходит по результатам сравнительного анализа километража до каждой торговой сети, указанного в Расшифровке и применённого в расчёте стоимости доставки 1 кг продукции (Таблица № 4). Расстояние, которое машина проезжает до региональных сетей, значительно больше, чем расстояние до федеральных сетей, в результате чего стоимость транспортных расходов отличается в 2 раза. Такая ситуация в отношении региональных сетей прослеживается на постоянной основе, даже при доставке продукции в адрес федеральной и региональной сетей, расположенных по одному адресу (в соседних зданиях). То есть, например, сначала продукция доставляется по адресам федеральных сетей, а затем машина возвращается назад для доставки в региональную сеть (Пример отражен в Таблице № 4).   

Указанные обстоятельства не опровергаются ООО «ТД «Молком».

При этом, в период отнесения сетей ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» к «Прайс-листу федеральные сети» (до 01.12.2021 г.), данным субъектам продукция доставлялась аналогичным образом (их точки доставки были определены в конце маршрута). Однако, данное обстоятельство не отражалась в тот период на цене продукции для этих контрагентов.

Вместе с тем, согласно информации ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» поставщик самостоятельно определяет время доставки. По данным сетей согласование времени ООО «ТД «Молком» с указанными покупателями никогда не осуществлялось. Заключенными договорами определена обязанность поставщика осуществить доставку не позднее 16 часов. Доставка в магазины осуществляется, как правило, в первой половине дня – до 12 часов, в редких случаях до 13-14 часов (том 7, л.д.3, 5, 7, 9).  

Вместе с тем, контрагенты не осведомлены о существовании условий по формированию цены исходя из расстояния и очередности доставки, как и не осведомлены о существовании различных цен. Данная информация региональным торговым сетям не доводится и не раскрывается. Таким образом, ввиду отсутствия осведомлённости, торговые сети, отнесённые к региональным, не имеют возможности влиять на итоговую цену, за которую они приобретают товар.

В пункте 2 статьи 9 Закона о торговой деятельности установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ № Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

При этом под доступом к информации названный закон понимает возможность получения информации и её использования (пункт 6 статьи 2).

При таком способе распределения транспортных расходов ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» поставлены в неравное положение с федеральными торговыми сетями и вынуждены оплачивать дополнительно возложенные на них затраты, исходя из сформировавшегося расстояния и порядка очередности в результате доставки продукции другим контрагентам.

Из совокупности всех вышеуказанных обстоятельств и сравнительных анализов видно, что по объёму и сумме выкупаемой продукции, по расположению адресов доставок и их количеству, ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» находятся в равных условиях с большинством иных торговых сетей, отнесённых к федеральным.

Таким образом, неравное положение, в которое Ответчиком поставлены ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» по отношению к другим торговым сетям путём установления различной цены продукции (отнесения к различным прайс-листам) ничем не обусловлено.

Пензенским УФАС России сделаны запросы производителям продукции первой необходимости на территории Пензенской области, доставка которых осуществляется регулярно.

Из писем АО «Пензенский хлебозавод № 2», АО «Пензенский хлебозавод № 4» и ООО «Каменский маслозавод» следует, что розничная реализация продукции контрагентам осуществляется по единому прайс-листу. Транспортные расходы на доставку продукции не распределяются между контрагентами по точкам доставки и не зависят от очерёдности доставки.

Принимая во внимания вышеуказанные обстоятельства Комиссия Пензенского УФАС России не усматривает объективного обоснования различных цен, установленных для торговых сетей в отношении одних и тех же товаров. ООО «ТД «Молком» необоснованно предоставляются преимущества отдельным торговым сетям путём установления для них более низких цен, относительно других таких же торговых сетей.

Довод ООО «ТД «Молком» о несоответствии документам и пояснениям, представленным Ответчиком, вывода Комиссии о том, что цена на отпускаемую продукцию производства АО «Молочный комбинат «Пензенский» устанавливаются прайс-листами, противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Как указывалось ранее, Положение о ценообразовании, утверждённое генеральным директором ООО «ТД «Молком», разработано с целью упорядочения процесса формирования и изменения цен на продукцию, своевременного внесения необходимых изменений в прайс-лист ООО «ТД «Молком». Положением определены понятия «Федеральные сети прайс-лист» и «Региональные сети прайс-лист». «Федеральные сети прайс-лист» и «Региональные сети прайс-лист» представляет собой свод цен по ассортиментным позициям.

Более того, пунктом 4.5. Положения установлено, что для канала сбыта «Сети» ценообразование строиться на основе прайс-листа «Федеральные сети» и «Региональные сети», с учётом индивидуальных коммерческих особенностей сети, цены фиксируются в спецификации.

Доказательств того, что ООО «ТД «Молком» при утверждении цен, отражённых в прайс-листах «Федеральные сети» или «Региональные сети», предлагало осуществлять поставку продукции по другим ценам, не представлено.

Из представленных документов установлено, что торговым сетям, отнесённым к федеральным, предлагается ООО «ТД «Молком» цена, отражённая в утверждённом на дату её изменения прайс-листе «Федеральные сети». В свою очередь сетям, отнесённым к региональным, предлагается данным поставщиком цена, отраженная в прайс-листе «Региональные сети». Указанные обстоятельства опровергают довод Ответчика о том, что цена диктуется торговыми сетями.

Доказательств того, что при повышении цены продукции федеральным торговым сетям изначально предлагались иные цены (в том числе равные ценам для региональных сетей) и не были ими приняты, не представлено в материалы дела и не установлено Комиссией.

В дополнениях к письменным пояснениям от 05.07.2022 г. (том 2 л.д.13-14) и в возражениях от 01.03.2023 г. ООО «ТД «Молком» указывает, что прайс-листы являются начальными (базисными) ценами. Они формируются в целях ведения переговоров для региональных и федеральных торговых сетей.

Таким образом, довод Ответчика об отсутствии значимости и влияния цен, отражённых в прайс-листах, на итоговую (отпускную) цену продукции для контрагентов, является несостоятельным и не соответствует фактическим данным.

Учитывая вышеизложенное, именно цена, отражённая в прайс-листе на каждую дату её изменения, является базовой (отправной) для дальнейшего согласования цены поставки. Такая цена изначально утверждается и предлагается именно поставщиком – ООО «ТД «Молком».    

Создание дискриминационных условий для «региональных» торговых сетей по отношению к «федеральным» выражается в изначальном установлении различных базисных цен для торговых сетей, необоснованно разделённых на две категории – федеральных и региональных. Указанные условия заведомо ставят «региональные» торговые сети в неравное положение в сравнении с «федеральными».

Цена, отражённая в прайс-листах, сформирована не под влиянием воли и предложением торговых сетей, а сформирована самостоятельно самим поставщиком ООО «ТД «Молком». Также разделение торговых сетей на федеральные и региональные и установление для них различных цен произошло не в результате предложений сетей и формирования условий договоров, а исключительно по инициативе поставщика.

В результате указанных действий одни контрагенты заведомо поставлены ООО «ТД «Молком» в неравные условия по сравнению с другими в отсутствие на то объективного обоснования.  

В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закон о защите конкуренции).

В разъяснениях ФАС России «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» указано, что характер дискриминационных условиям договора придает не их формальное отличие от условий договоров с иными хозяйствующими субъектами, а ничем не обусловленное неравное положение одних контрагентов по сравнению с другими при прочих равных условиях.

Для признания условий дискриминационными необходимо установить, что такие условия ставят одного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Данный запрет связан с отсутствием объективного обоснования разных цен в отношении одного и того же товара.

В соответствии с Порядком проведения анализа (в ред. Приказа ФАС России от 12.03.2020 г. № 261/20) обязанность проведения анализа товарного рынка (в том числе в виде отдельного документа) при рассмотрении дел по пункту 4 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности не предусмотрена.

Согласно части 5.1 статьи 4.5 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом за период с 01.09.2021 г. по 30.06.2022 г. (10 месяцев) проанализированы цены на реализуемую продукцию, договоры поставок, заключенные ООО «ТД «Молком» с торговыми сетями, объёмы поставок продукции, сумма выручки по каждой торговой сети, размер выплаченных вознаграждений торговым сетям, количество магазинов и адресов доставок продукции, частота таких поставок, ассортимент поставляемой продукции.

Продуктовые границы рассматриваемого рынка, исходя из предметов заключенных договоров, определены как поставка молочной продукции производства АО «Молочный комбинат «Пензенский» в торговые сети.

Географическими границами рассматриваемого рынка являются г.Пенза и Пензенская область.

Исходя из представленных документов состав хозяйствующих субъектов образуют следующие торговые сети: ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24», ООО «Караван у дома», ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга».

Довод ООО «ТД «Молком» о том, что Общество не является субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, не относится к рассматриваемому делу.

Признаки нарушения ООО «ТД «Молком» квалифицированы по пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, а не по Закону о защите конкуренции.

Положения статьи 13 Закона о торговой деятельности распространяют своё действие на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки в торговые сети. Наличие либо отсутствие у хозяйствующего субъекта доминирующего положения не влияет на направленность действия данной нормы.

Полномочиями по государственному контролю за соблюдением антимонопольных правил и требований, в силу частей 2 и 3 статьи 16 Закона о торговой деятельности, наделена Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы, которые, при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона о торговой деятельности, принимают меры в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела Комиссией Пензенского УФАС России установлено, что действия ООО «ТД «Молком» по установлению различных цен для торговых сетей на отпускаемую продукцию, в результате которых торговые сети ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» поставлены в неравное положение по сравнению с другими торговыми сетями: ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга», являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Как ранее указывалось, в рамках рассмотрения дела проанализированы основные условия взаимодействия ООО «ТД «Молком» с торговыми сетями за период с 01.09.2021 г. по 30.06.2022 г.

На момент вынесения решения сведений о прекращении со стороны Ответчика создания дискриминационных условий, выразившихся в установлении различных цен для торговых сетей на отпускаемую продукцию, не поступало, антимонопольным органом не установлено.

Учитывая изложенное, Комиссией по рассмотрению дела усматриваются основания для выдачи ООО «ТД «Молком» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «ТД «Молком» по установлению различных цен для торговых сетей на отпускаемую продукцию, в результате которых торговые сети ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» поставлены в неравное положение по сравнению с другими торговыми сетями: ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга», нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Молком» (ИНН 5835089294, 440031, г.Пенза, ул.Курская, д.70), выразившиеся в создании дискриминационных условий, нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом «Молком» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.    

 

Председатель Комиссии                                                                               <...>

Члены Комиссии                                                                                               <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны