Решение б/н Решение по делу от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена «23» августа 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «23» августа 2021 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- .. – врио руководителя управления, председателя Комиссии;

- .. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы и, члена Комиссии;

- . - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- .. – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

рассмотрев дело № 058/01/11-827/2020 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (ИНН 5837041393, 440003, г. Пенза, ул. Индустриальная, дом 38, офис 306, далее – ООО «Спецтранс»), Обществом с ограниченной ответственностью «Экоград» (ИНН 5260317506, 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, дом 8а, офис 10, далее – ООО «Экоград»), Обществом с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН 5837038471, 440034, г. Пенза, проезд Металлистов, дом 2, офис 128, далее – ООО «Чистый город») требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Пензенским УФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении конкурсных процедур установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

20.11.2020 Пензенским УФАС России издан приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Спецтранс», ООО «Экоград», ООО «Чистый город» требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах.

Определением от 23.11.2020 дело № 058/01/11-827/2020 назначено к рассмотрению на 12.08.2020.

18.12.2020 в Пензенское УФАС России поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство, приняла решение его удовлетворить.

На заседании комиссии Представитель Ответчиков указал, что Общества не могли принять участие во всех аукционах в силу экономических и технических причин. В настоящий момент организации входят в одну группу лиц, что объясняет их кооперацию с целью сокращения издержек производства.

В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 осуществлять в закрытом заседании, о чем вынесено определение.

В связи с указанным, а также необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 отложено, о чем вынесено Определение от 22.12.2020г. и назначена дата заседания Комиссии 28.01.2021г.

На заседании комиссии Представители Ответчиков указали, что Общества не могли принять участие во всех аукционах в силу экономических причин. В целях подтверждения выбора определённого аукциона Представители указали на необходимость предоставления дополнительных доказательств.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 было отложено, о чем вынесено Определение от 28.01.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 18.02.2021г.

На заседании комиссии Представитель Ответчиков поддержал ранее изложенную позицию, что Общества не могли принять участие во всех аукционах в силу экономических причин. Указав, что выбор компаний был обусловлен наличием техники для оказания услуг. В целях подтверждения выбора определённого аукциона Представитель заявил ходатайство об отложении в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств.

Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство, приняла решение его удовлетворить.

В связи с указанным, а также необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 отложено, о чем вынесено Определение от 18.02.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 24.03.2021г.

На заседании комиссии Представитель Ответчиков поддержал ранее изложенную позицию. Указал, что конкурсная документация проводимых аукционов не содержала запрета на привлечение подрядных организаций. После заключения контрактов Ответчики в целях экономической целесообразности приняли решение оказывать друг другу помощь при исполнении услуг по сбору и вывозу ТКО. Поскольку до появления регионального оператора Ответчики уже работали на данном рынке, то у них сложились определенные логистические маршруты. При исполнении контрактов с экономической точки зрения сложившиеся логистические маршруты были сохранены, а между Ответчиками заключены договоры субподряда.

В целях выяснения оснований для заключения договоров кредитования между Ответчиками Представитель заявил ходатайство об отложении.

Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство, приняла решение его удовлетворить.

В связи с указанным, а также необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 отложено, о чем вынесено Определение от 24.03.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 21.04.2021г.

На дату рассмотрения дела 21.04.2021 кворум, установленный частью 6 статьи 40 Закона о защите конкуренции, на заседании Комиссии отсутствует, в связи с чем Комиссия неправомочна рассматривать дело № 058/01/11-827/2020.

В связи с указанным рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 было отложено, о чем вынесено Определение от 21.04.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 19.05.2021г.

На заседании комиссии Представитель Ответчиков поддержал ранее изложенную позицию. Указал, что кредитные договоры между ответчиками заключались в связи с возникновением необходимости в оборотных средствах. При этом указал, что сумма кредитных средств не сопоставима с размером необходимых вложений для целей исполнения контрактов. Относительно распределения аукционов между ответчиками указал, что выбор был обусловлен в том числе наличием ранее созданных исторических маршрутов хозяйствующими субъектами. Также указал, что последующее исполнение контрактов с привлечением конкурентов в качестве подрядных организаций не может указывать на наличие картельного соглашения при проведении закупки. В ходе заседания указал на необходимость предоставления дополнительны[ материалов в обоснование своей позиции.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 отложено, о чем вынесено Определение от 19.05.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 28.05.2021г.

На заседании комиссии Представитель Ответчиков поддержал ранее изложенную позицию. Указал, что, не смотря на нахождение Ответчиков по одному адресу в момент проведения аукционов, участники делали выбор, исходя из экономических возможностей. Также пояснил, что доступ к сети интернет при участии в торгах в 2018 году предоставлен арендодателем помещений, а в 2019 году участники использовали интернет соединение по собственным договорам связи.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 отложено, о чем вынесено Определение от 28.05.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 30.06.2021г.

На дату рассмотрения дела 30.06.2021 кворум, установленный частью 6 статьи 40 Закона о защите конкуренции, на заседании Комиссии отсутствует, в связи с чем Комиссия неправомочна рассматривать дело № 058/01/11-827/2020.

В связи с указанным рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 было отложено, о чем вынесено Определение от 30.06.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 12.07.2021г.

Представитель Ответчиков поддержал ранее изложенную позицию. На заседании 12.07.2021 Комиссией объявлен перерыв до 15.00 15.07.2021. После перерыва Представитель Ответчиков заявил ходатайство об отложении для подготовки дополнительных документов и материалов.

Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство, приняла решение его удовлетворить.

В связи с указанным, а также необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 отложено, о чем вынесено Определение от 15.07.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 03.08.2021г.

На заседании 03.08.2021 Комиссия, изучив материалы дела, представленные доказательства, приняла заключение об обстоятельствах дела и огласила его.

В связи с указанным рассмотрение дела было отложено до 16.08.2021, о чем вынесено определение от 03.08.2021.

На дату рассмотрения дела 16.08.2021 кворум, установленный частью 6 статьи 40 Закона о защите конкуренции, на заседании Комиссии отсутствует, в связи с чем Комиссия неправомочна рассматривать дело № 058/01/11-827/2020.

В связи с указанным рассмотрение дела № 058/01/11-827/2020 было отложено, о чем вынесено Определение от 16.08.2021г. и назначена дата заседания Комиссии 23.08.2021г.

16.08.2021 от Ответчиков поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела. Ответчики указали, что каждый из них в силу объективных причин не мог принять участие более чем в одном аукционе. Распределение трех претендентов по трем аукционам это вероятное событие и , по мнению Ответчиков, не указывает на наличие сговора.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, Комиссия пришла к следующему.

Из представленной информации и информации, размещенной на сайте закупок www.zakupki.gov.ru, установлено следующее.

Согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пензенской области (Северная зона) (далее – Соглашение) со всеми приложениями и дополнениями, заключенным региональным оператором с Правительством Пензенской области в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области 28.09.2018 г., ООО «УБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на 10 лет на территории «Северной зоны» Пензенской области.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах)  под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с Соглашением ООО «УБО» оказывает услугу по вывозу ТКО на территориях Бессоновского, Шемышейского, Мокшанского, Пензенского, Лунинского, Иссинского районов Пензенской области, городского округа Пенза, ЗАТО города Заречного Пензенской области.

Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 г. № 1133 (далее – Правила № 1133), установлены случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, а также порядок проведения торгов.

Так, в силу положений пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Вместе с тем, пунктом 10 Правил № 1133 установлено, что региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подп.«а» п.3 настоящих Правил, – в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подп.«б» п.3 настоящих Правил, – в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Согласно Приложению № 3 к Соглашению (с учётом дополнительного соглашения от 09.10.2018 г.) цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для Регионального оператора формируются по результатам торгов на всей территории в зоне деятельности Регионального оператора (Северная зона). 

Региональный оператор обязан соблюдать положения, установленные Соглашением. Таким образом, ООО «УБО» обязано проводить торги в отношении всей территории в зоне своей деятельности.

В 2018 и 2019 годах ООО «УБО» проводило аукционы по отбору подрядных организаций на оказание услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования №№ 0400700003818000001, 0400700003818000002, 0400700003818000003, 0400700003819000001, 0400700003819000002, 0400700003819000003.

26.10.2018 ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003818000001 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Железнодорожный район (за исключением поселка Монтажный) городского округа Пензы; Октябрьский район городского округа Пензы; Пензенский, Лунинский, Иссинский районы Пензенской области) в 2019 году.

Аукцион проводится на площадке АО «Электронные торговые системы»: www.etp-ets.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 444 883 957,83 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Экоград» ИНН 5260317506.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.11.2018 №0400700003818000001-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником подавшим единственную заявку ООО «Экоград» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

26.11.2018 между ООО «УБО» и ООО «Экоград» заключен контракт.

26.10.2018 ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003818000002 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Ленинский район городского округа Пензы; Первомайский район городского округа Пензы; Мокшанский, Шемышейский, Бессоновский районы Пензенской области) в 2019 году.

Аукцион проводится на площадке АО «Электронные торговые системы»: www.etp-ets.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 515 295 860,32 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Чистый город» ИНН 5837038471.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.11.2018 №0400700003818000002-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Чистый город» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

26.11.2018 между ООО «УБО» и ООО «Чистый город» заключен контракт.

26.10.2018 ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003818000003 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Железнодорожный район (поселок Монтажный) городского округа Пензы; ЗАТО Заречный Пензенской области) в 2019 году.

Аукцион проводится на площадке АО «Электронные торговые системы»: www.etp-ets.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 81 788 304,42 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Спецтранс» ИНН 5837041393.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.11.2018 №0400700003818000003-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Спецтранс» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

26.11.2018 между ООО «УБО» и ООО «Спецтранс» заключен контракт.

Из представленных электронной площадкой материалов установлено, что IP-адрес, используемый участниками при подачи заявок и подписании контракта, совпадает 85.237.57.68, а также файлы (электронные документы) участников, направляемые в составе заявок, созданы и сохранены единым автором.

Согласно данным оператора связи ПАО «Ростелеком» IP-адрес 85.237.57.68, выделен в период проведения аукционов ООО «Спецтранс» в соответствии с договором от 11.05.2017 № 358001003484 по адресу г. Пенза, ул. Индустриальная, дом 38.

Из представленных электронной площадкой АО «Электронные торговые системы» материалов установлено, что у ООО «Спецтранс» указан при регистрации на электронной площадке и используется телефонный номер +79273741848.

Согласно данным оператора связи ПАО «Мегафон» телефонный номер +79273741848 выделен в период проведения аукционов ООО «Экоград» в соответствии с договором от 01.06.20166 № 5004693.

 

06.08.2019 ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003819000001 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Железнодорожный район городского округа Пензы; Октябрьский район городского округа Пензы; Пензенский, Мокшанский, Лунинский, Иссинский районы Пензенской области) в 2020-2022 годах.

Аукцион проводится на площадке ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»: www.etpgpb.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 1 546 823 614,48 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Экоград» ИНН 5260317506.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.08.2019 №0400700003819000001-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Экоград» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

06.09.2019 между ООО «УБО» и ООО «Экоград» заключен контракт.

06.08.2019 ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003819000002 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Первомайский район городского округа Пензы; Бессоновский район Пензенской области.) в 2020-2022 годах.

Аукцион проводится на площадке ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»: www.etpgpb.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 950 138 271,35 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Чистый город» ИНН 5837038471.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.08.2019 №0400700003819000002-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Чистый город» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

06.09.2019 между ООО «УБО» и ООО «Чистый город» заключен контракт.

06.08.2019 ООО «УБО» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0400700003819000003 в электронной форме на размещение заказа: Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (Ленинский район городского округа Пензы; Шемышейский район Пензенской области; ЗАТО Заречный Пензенской области) в 2020-2022 годах.

Аукцион проводится на площадке ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»: www.etpgpb.ru.

Исходя из положений пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также из содержания аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составила: 841 793 616,31 рублей.

Для участия в аукционе была подана единственная заявка ООО «Спецтранс» ИНН 5837041393.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.08.2019 №0400700003819000003-5-1 аукцион признан несостоявшимся и комиссией принято решение заключить контракт с участником, подавшим единственную заявку ООО «Спецтранс» в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

06.09.2019 между ООО «УБО» и ООО «Спецтранс» заключен контракт.

Из представленных электронной площадкой материалов установлено, что файлы (электронные документы) участников, направляемые в составе заявок, созданы и сохранены единым автором 06.11.2018 в 9:49.

Довод Ответчиков о совпадении свойств направленных в составе заявок файлов в результате использования файлов аукционной документации Комиссией отклоняется в виду следующего.

Аукционная документация на проведение аукционов 0400700003818000001, 0400700003818000002 и 0400700003818000003 размещена 26.10.2018. То есть, файлы, направленные участниками, имеют более позднюю дату создания, и не могли быть получены из аукционной документации.

Из представленных электронной площадкой ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» материалов установлено, что у ООО «Спецтранс» указан при регистрации на электронной площадке и используется телефонный номер +79273741848.

По основаниям, указанным ранее, телефонный номер +79273741848 выделен в период проведения аукционов ООО «Экоград».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) ООО «Спецтранс» адресом регистрации Общества является г. Пенза, ул. Индустриальная, дом 38, офис 306.

Также в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Экоград» адресом регистрации Общества является г. Пенза, ул. Лермонтова, дом 8а, офис 10.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Чистый город» адресом регистрации Общества является г. Пенза, проезд Металлистов, дом 2, офис 128.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно представленной ООО «Экоград» информации в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Общество в соответствии с договором аренды от 01.05.2015 № 22/05 и дополнительным соглашением от 01.11.2018 арендовало у ООО «УБО города» ИНН 5837026050 объекты недвижимости по адресу: г. Пенза, ул. Индустриальная, 38, в том числе кабинеты (диспетчерская) под офис 2 этаж (32,25 кв.м.) и кабинеты № 303, 306, 307 под офис 3 этаж (26,09 кв.м.). С 17.01.2019 года ООО «Экоград» арендовало указанные помещения в соответствии с договором аренды от 17.01.2019 № 9 у ООО «Спецтранс» ИНН 5837074840, в том числе кабинеты (диспетчерская) под офис 2 этаж (64,5 кв.м.) и кабинеты № 303, 306, 307 под офис 3 этаж (52,18 кв.м.). В соответствии с приложениями к дополнительным соглашениям от 31.05.2019 и от 27.02.2019 площадь арендуемых помещений изменена, в том числе кабинеты (диспетчерская) под офис 2 этаж (64,5 кв.м.) и кабинеты № 303, 306, 307 под офис 3 этаж (14,92 кв.м.)

Указанные помещения той же площадью в том же периоде арендовало ООО «Чистый город» у ООО «УБО города» ИНН 5837026050 в соответствии с договором от 01.05.2015 № 19/05 и дополнительным соглашением от 01.11.2018, и у ООО «Спецтранс» ИНН 5837074840 в соответствии с договором аренды от 17.01.2019 № 8 с 17.01.2019 и дополнительными соглашениями от 31.05.2019 и от 27.02.2019.

Также ООО «Спецтранс» в указанный период арендовало эти же помещения у ООО «УБО» в соответствии с договором от 01.05.2015 № 21/05 и дополнительным соглашением от 01.11.2018, и у ООО «Спецтранс» ИНН 5837074840 в соответствии с договором аренды от 17.01.2019 № 7 с 17.01.2019 и дополнительными соглашениями от 31.05.2019 и от 27.02.2019.

В соответствии с указанными договорами аренды предоставление доступа к сети интернет не предусмотрено.

При этом, доказательств того, что ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» не имели возможности подключиться (получать доступ к интернету) к другому оператору связи, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Таким образом, в период проведения аукционов в 2018 и в 2019 гг Ответчики фактически размещались в одних помещениях, не являющихся местом регистрации юридических лиц. Указанные обстоятельства подтверждают, что действия ответчиков по подаче заявок на участие в аукционе и подаче ценовых предложений не являются случайными и подтверждают наличие возможности информационного обмена между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» во время проведения аукционов (подачи заявок).

Наличие возможности информационного обмена между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» на этапе формирования заявок указывают на то, что данные действия ответчиков не являются случайными.

Частью 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры при подготовке к проводимому аукциону и в момент его проведения. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие субъекты в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Антиконкурентное (картельное) соглашение между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» заключается в исключении между данными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы в целях подержания цены контракта максимально приближенной к начальной и распределения контрактов между собой.

Целью указанного соглашения между ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» является исключение между участниками картеля конкурентной борьбы и назначение «победителя» до проведения конкурсной процедуры.

Довод Ответчиков о распределении аукционов исходя из объема запланированных услуг и «размеров» компаний, что определялось количеством техники, Комиссия не принимает в виду следующего.

Как следует из представленной Ответчиками информации об их технике, имеющейся в распоряжении Ответчиков до проведения аукциона, Ответчики не моги исполнить контракт своими силами по выбранным закупкам в 2018 году. Предварительно Ответчиками не велись переговоры с потенциальными субподрядчиками.

 

Номер аукциона

Количество ТКО в год, т.

Участник

Количество машин

Суммарная масса загружаемых отходов, т.

Общий (расчетный) объем отходов при работе машин 365 дней в году

0400700003818000001

154 874

ООО «Экоград»

17

86

31 390

0400700003818000002

179 279

ООО «Чистый город»

23

115

41 975

0400700003818000003

28 414

ООО «Спецтранс»

7

31

11 315

 

В отсутствие договоренностей о распределении аукционов Ответчики не могли предполагать какой из участников каким объемом техники обладает. Таким образом, распределение контрактов исходя из имеющихся в распоряжении машин имело место быть только при наличии осведомленности о намерении данных Обществ участвовать в проводимых закупках.

При проведении аукционов в 2019 году объем и состав распределённых территорий был значительно изменен заказчиком.

 

Аукционы

2018

Территория

Объем по договору, т

Аукционы

2019

Территория

Объем по договору, т

Исполнитель

0400700003818000001

- Железнодорожный район (за исключением поселка Монтажный) г. Пензы;

- Октябрьский район г. Пензы;

- Пензенский район,

- Лунинский район,

- Иссинский район

154 874

0400700003819000001

- Железнодорожный район г. Пензы (поселок Монтажный);

- Октябрьский район г. Пензы;

- Пензенский район,

- Мокшанский район,

- Лунинский район,

- Иссинский район

167 922

ООО «Экоград»

0400700003818000002

- Ленинский район г. Пензы;

- Первомайский район г. Пензы;

- Мокшанский район,

- Шемышейский район,

- Бессоновский район

179 279

0400700003819000002

- Первомайский район г. Пензы;

- Бессоновский район

103 146

ООО «Чистый город»

0400700003818000003

- Железнодорожный район (поселок Монтажный) г. Пензы;

- ЗАТО Заречный Пензенской области.

28 415

0400700003819000003

- Ленинский район г. Пензы;

- Шемышейский район,

- ЗАТО Заречный Пензенской области.

91 385

ООО «Спецтранс»

 

В аукцион 0400700003819000001 включены дополнительно поселок Монтажный и Мокшанский район. В аукцион 0400700003819000003 включены Ленинский район г. Пензы и Шемышейский район. В свою очередь в аукционе 0400700003819000002 остались лишь Первомайский район г. Пензы и Бессоновский район. Вследствие перераспределения обслуживаемых территорий изменились объемы оказываемых услуг и вывозимые объемы ТКО.

Таким образом, довод Ответчиков о том, что распределение аукционов в 2019 году произошло вследствие оказания участниками услуг на тех же территориях по предыдущим контрактам, не находит своего подтверждения.

В ходе рассмотрения дела в качестве объективных причин выбора конкретного аукциона Ответчики указывали на сложившиеся «исторические» маршруты оказания услуг. Данный довод не находит своего подтверждения.

Согласно представленным ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» реестрам договоров оказания услуг 2018 года Ответчики осуществляли деятельность на всей территории г. Пензы.

Исходя из объема ранее обслуживаемых объектов и «исторических маршрутов», ООО «Чистый город» и ООО «Спецтранс» надлежало выбрать аукцион 0400700003818000001, поскольку указанный аукцион включал для данных субъектов большее количество исторических маршрутов.

При этом, стоит отметить, что аукцион 0400700003818000003 включал территорию, на которой ООО «Спецтранс» оказывало наименьшее количество услуг, то есть там находилось наименьшее количество исторических маршрутов. В виду чего выбор данного аукциона для ООО «Спецтранс» не мог является наиболее выгодным.

В рамках рассмотрения дела Комиссией Пензенского УФАС России получены сведения о фактическом исполнении ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» заключенных контрактов по проведенным в 2018 и в 2019 годах аукционам.

Между ООО «Экоград» (заказчик) и ООО «Спецтранс» заключен договор на оказание транспортных услуг от 01.01.2019 № 26/02. Предметом данного договора является оказание услуг по вывозу отходов в соответствии с представленными Заказчиком маршрутными листами. При этом, в договоре установлено, что стоимость услуг определяется на основании акта оказания услуг. Цена за единицу не определена.

Аналогичные договоры заключены между:

- ООО «Экоград» (заказчик) и ООО «Чистый город» от 01.01.2019 № 23/02;

- ООО «Спецтранс» (заказчик) и ООО «Чистый город» от 01.01.2019 № 27/02,

- ООО «Спецтранс» (заказчик) и ООО «Экоград» от 01.01.2019 № 28/02,

- ООО «Чистый город» (заказчик) и ООО «Спецтранс» от 01.01.2019 № 25/02,

- ООО «Чистый город» (заказчик) и ООО «Экоград» от 01.01.2019 № 24/02.

Согласно представленным сведениям установлено, что Ответчики осуществляли совместное исполнение контрактов по вывозу ТКО.

 

ООО «Спецтранс»

ООО «Чистый город»

ООО «Экоград»

 

2018, м2

2019, м2

 

2018, м2

2019, м2

 

2018, м2

2019, м2

На своей зоне

693,35

211 652,96

На своей зоне

539 320,96

338 815,77

На своей зоне

577 246,36

724 078,10

На зоне ООО «Чистый город»

46 421,99

42 397,68

На зоне ООО «Спецтранс»

3 098,05

42 990,57

На зоне ООО «Чистый город»

274 353,98

148 099,40

На зоне ООО «Экоград»

207 114,13

301 691,89

На зоне ООО «Экоград»

428 034,32

174 772,57

На зоне ООО «Спецтранс»

48,23

110 945,97

 

При этом, ООО «Спецтранс» в большем объеме оказывало услуги на территориях конкурентов, в свою очередь, большую часть объема услуг на своей территории передавало на субподряд.

Тем самым между Ответчиками была достигнута договоренность по взаимовыгодному и совместному исполнению заключенных контрактов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период проведения рассматриваемых аукционов и исполнения заключенных контрактов между Ответчиками имеются финансовые операции в виде предоставления займов по договорам.

Между ООО «Спецтранс» (кредитор) и ООО «Чистый город» заключен договор займа от 10.06.2015 № 01/15 по 8 % годовых. Займы предоставлялись в том числе 17.09.2018 в размере 250 тыс.руб., 18.12.2018 – 400 тыс.руб., 27.12.2018 – 1 млн.руб., 11.02.2019 – 700 тыс.руб.

Согласно представленным пояснениям Ответчиков денежные средства получались ООО «Чистый город» в целях создания резерва денежных средств по оплате по договорам оказания услуг в целях осуществления основной деятельности (ремонт мусоровоза, оплата топлива и пр.) и выплате заработной платы. Полученные денежные средства возвращены в 2020 году. Проценты по полученным займам не выплачивались.

В свою очередь между ООО «Экоград» (кредитор) и ООО «Спецтранс» заключен договор займа от 16.11.2018 № 16/11 по 8,5 % годовых. Займ предоставлен 16.11.2018 в размере 250 тыс.руб. Согласно представленным пояснениям Ответчиков денежные средства получались ООО «Спецтранс» в целях покрытия кассовых разрывов. Проценты по полученному займу не выплачивались.

Также между ООО «Экоград» (кредитор) и ООО «Чистый город» заключен договор займа от 27.12.2018 № 27/12 по 8,5 % годовых. Займ предоставлен 27.2.2018 в размере 800 тыс.руб. Согласно представленным пояснениям Ответчиков денежные средства получались ООО «Чистый город» в целях покрытия кассовых разрывов. Проценты по полученному займу не выплачивались.

Данные хозяйствующие субъекты в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ не оказывают услуги по предоставлению займов.

Оказание финансовой помощи между субъектами конкурентами в период проведения торгов, а также в период исполнения контрактов свидетельствует об отсутствии соперничества между ними и указывает на наличие неконкурентных отношений.

Соглашением может быть признана договоренность в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных лиц, сознательно ставящие свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, попадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

В совокупности с ранее указанными обстоятельствами установлено, что у Ответчиков имелась возможность выстраивания совместного поведения в целях устранения между собой конкуренции и заключения контрактов по максимальной цене.

Таким образом, ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» намеренно следовали общему плану поведения, позволяющему извлечь выгоду из ограничения между собой конкуренции на проводимых закупках.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен по следующим этапам:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Временной интервал по аукционам №№ 0400700003818000001, 0400700003818000002, 0400700003818000003, 0400700003819000001, 0400700003819000002, 0400700003819000003 определен с даты опубликования извещения до даты заключения контракта, т.е. с октября 2018г. по сентябрь 2019 г.

Предметом торгов являются услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования (сереная зона).

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в аукционах образуют хозяйствующие субъекты, заявки которых допущены для участия в аукционах. Данные субъекты являлись друг другу конкурентами на право заключения контракта.

Свобода предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации гарантирована Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены Законом о защите конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе: отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

То обстоятельство, что в аукционе могли принять участие иные хозяйствующие субъекты, не исключает факта наличия картельного соглашения между Ответчиками.

Кроме того, «недостижение» заданной цели в результате реализации «данной схемы», не могло бы свидетельствовать об отсутствии антиконкурентного картельного соглашения, так как в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения направленные на поддержание цен на торгах вне зависимости от наступления общественно опасных последствий таких соглашений, поскольку положения указанной нормы предусматривают запрет на соглашения, которые могут привести к таким последствиям.

В связи с изложенным доводы Ответчиков об отсутствии ограничивающего конкуренцию соглашения, подлежат отклонению.

В результате реализации антиконкурентного соглашения участники получили доход в размере 4 380 723 624,71 рубля.

Реализация данного соглашения напрямую повлияла на размер тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «УБО» на 2019 и 2020-2022гг.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет "per se"). (Разъяснения ФАС России от 30.05.2018 N 14 "О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах").

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Чистый город», ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград» по заключению и участию в соглашении между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые привели (могли привести) к поддержанию цен на торгах, нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН 5837038471, 440034, г. Пенза, проезд Металлистов, дом 2, офис 128) нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующими субъектами-конкурентами ООО «Спецтранс» и ООО «Экоград», которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах.
  2. Выдать ООО «Чистый город» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (ИНН 5837041393, 440003, г. Пенза, ул. Индустриальная, дом 38, офис 306) нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующими субъектами-конкурентами ООО «Чистый город» и ООО «Экоград», которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах.
  4. Выдать ООО «Спецтранс» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Экоград» (ИНН 5260317506, 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, дом 8а, офис 10) нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующими субъектами-конкурентами ООО «Спецтранс» и ООО «Чистый город», которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах.
  6. Выдать ООО «Экоград» предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны