Определение б/н Определение о назначении дела к рассмотрению от 23 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 058/01/16-387/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

23 июля 2019 года

г. Пенза

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Пензенское УФАС России (далее - Управление) поступила информация из прокуратуры Пензенской области о нарушениях в действиях Министерства здравоохранения Пензенской области (далее - Министерство) антимонопольного законодательства, при осуществлении закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий.

В ходе рассмотрения обращения установлено следующее.

В декабре 2017 года учреждениями здравоохранения Пензенской области по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе (проведена совместная закупка, старшим заказчиком выступало ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики») с ОАО «Фармация» заключено 38 государственных контрактов на оказание в 2018-2020 годах услуг по приемке, контролю качества и сроков годности, хранению, отпуску и доставке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, реактивов, закупленных для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также по приемке, хранению, отпуску и доставке учреждениям здравоохранения Пензенской области медицинских иммунобиологических препаратов, включенных в национальный календарь профилактических прививок (далее – услуги «уполномоченного склада»). Общая цена заключенных контрактов составила 302 211 295,25 руб. на три года.

Изучением конкурсной документации установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) сформирована методом сопоставления рыночных цен. В запросе коммерческих предложений приведен лишь объем лекарственны препаратов, планируемый к закупке учреждениями в 2018-2020 годах, приведенный в ценовом выражении. В запросе не указаны количественные и качественные характеристики предполагаемого к хранению товара (объем препаратов, требующих особых условий хранения, препаратов, обладающих огнеопасными и взрывоопасными свойствами, препаратов, требующих особой охраны), места и адреса поставки товара. В нем также отсутствуют данные о том, какие расходы должна включать цена контракта, какие условия по организации приемки, контролю качества и сроков годности, хранению, отпуску, доставки должны быть учтены потенциальным исполнителем.

Исходя из данного объема, на основании двух коммерческих предложений, поступивших от ОАО «Фармация» (предложенная цена 302 211 295,25 руб.) и ООО «Поволжье-Фарм» (предложенная цена 313 404 306,18 руб.), что составляет 13,5% и 14% от планируемого годового объема закупки лекарственных средств, НМЦК контрактов определена в размере 302 211 295,25 руб. при этом указанные ценовые предложения представлены организациями в отсутствие данных об объеме и номенклатуре хранения лекарственных средств.

В качестве третьего источника определения цены была учтена цена 38 из 44 контрактов, заключенных с ОАО «Фармация» в 2014 году (302 211, 3 тыс. руб.).

При этом ОАО «Фармация» является единственным учредителем ООО «Поволжье-Фарм», а представленные коммерческие предложения содержали идентичные формулировки. Таким образом, фактически все три коммерческих предложения получены от ОАО «Фармация».

Кроме того, в ходе проверки, проведенной в ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики», выступавшем старшим заказчиком при проведении открытого конкурса на оказание услуг по приемке, хранению и доставке лекарственных препаратов, установлены признаки согласованности действий должностных лиц заказчика и ОАО «Фармация» при подготовке конкурсной документации.

Так, в ходе осмотра электронного почтового ящика учреждения (gbuz_pocmp@mail.ru) установлено, что Колосковым А.А. (сотрудник ОАО «Фармация», в настоящее время является генеральным директором общества) в период подготовки документации направлялись проект контракта на оказание услуг «уполномоченного склада», а также техническое задание, которые были использованы в дальнейшем заказчиком при формировании документации.

Данный факт в своих объяснениях не отрицают главный врач и начальник отдела закупок учреждений Батракова Т.Г. и Казанцева О.С. Должностные лица также пояснили, что вопрос использования предоставленных ОАО «Фармация» документов был согласован с Министерством здравоохранения Пензенской области.

Анализом информации электронного почтового ящика также установлено, что обоснование НМЦК с ценой услуги хранения 13,5 % поступили из некоторых учреждений (ГБУЗ «Тамалинская участковая больница», ГБУЗ «Иссинская районная больница») ранее, чем ответы на запросы коммерческих предложений (29.08.2017 и 30.08.2017).

В ходе проверки получены и иные данные, свидетельствующие о согласованности действий ОАО «Фармация», должностных лиц органов государственной власти региона и учреждений здравоохранения при проведении конкурса и направленных, на заключение контрактов на условиях, максимально выгодных для ОАО «Фармация».

Так, 25.07.2017 Губернатору Пензенской области поступило письмо, датированное 26.06.2017 за № 17-2345, подписанное генеральным директором ОАО «Фармация» Васильевой Л.И., содержащее просьбу сохранить действующую систему работы по обеспечению населения и больниц лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (подобные услуги оказывались ОАО «Фармация» с 2012 года,; последние контракты были заключены учреждениями в октябре 2014 года), для чего поручить Министерству здравоохранения области начать работу по подготовке конкурсной документации на услуги «уполномоченного склада».

Запрос о предоставлении сведений о планируемом объеме лекарственных средств, требующих хранения на «уполномоченном складе», был направлен Министерством в учреждения 08.08.2017 со сроком исполнения до 10.08.2017.

При этом анализом информации, предоставленной учреждениями на запрос и сопоставлением ее с информацией, используемой в дальнейшем при расчете НМЦК, установлено, что в ряде случаев объем лекарств был значительно увеличен (в целом на 24 %). К примеру, ГБУЗ «Нижнеломовская межрайонная больница» первоначально был представлен объем в размере 27 млн. руб. на 3 года, при расчете НМЦК учтено 49,5 млн. руб., ГБУЗ «Кузнецкая межрайонная больница» в информации, представленной к 10.08.2017, указано 5,4 млн. руб., при расчете НМЦК учтено 24 млн. руб. и т.д.

Согласно условиям заключенных контрактов ОАО «Фармация» осуществляет обязанности по приемке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначениям реактивов и МИБП от поставщиков, определенных по результатам закупочных процедур, в количестве и по ценам, указанным в государственных контрактах, заключенных между заказчиками и поставщиками. Приемка осуществляется по месту нахождения ОАО «Фармация» по адресу: г. Пенза, ул. Аустрина, 145 (далее - аптечный склад). Помещения, в которых располагается аптечный склад, принадлежит ОАО «Фармация» на праве собственности.

По условиям контрактов исполнитель также осуществляет обязанности по хранению, отпуску и доставке товара и МИБП, контроль за сроками годности.

Оплата за оказанные ОАО «Фармация» услуги производится по факту доставки лекарственных препаратов в учреждение, исходя из цены товара и МИБП, отгруженных с аптечного склада, из расчета 13,5%.

Необходимость заключения контрактов с условием о поставке на аптечный склад согласно объяснениям должностных лиц учреждений здравоохранения обусловлена отсутствием площадей и персонала, необходимых для приемки и хранения большого объема закупаемых лекарственных препаратов и МИБП.

Однако проверкой установлено, что у учреждений здравоохранения имеется возможность для хранения большей части закупаемых лекарственных препаратов.

Таким образом, при поставке через уполномоченный склад ОАО «Фармация» фактически происходит искусственное удорожание лекарственных препаратов на 13,5%, что влечет неэффективное неэффективное расходование бюджетных средств и извлечение необоснованной прибыли ОАО «Фармация» и свидетельствует о сговор между должностными лицами органов государственной власти, учреждений здравоохранения и ОАО «Фармация». Более того, учреждениями здравоохранения в ряде случаев контракты на поставку лекарств заключаются с условием их поставки непосредственно в учреждение, что свидетельствует о наличии возможности обеспечить приемку и дальнейшее хранение лекарств самими учреждениями.

Кроме того, прокуратурой Октябрьского района г. Пензы в ходе проверки, проверенной в ОАО «Фармация», проанализировано     исполнение государственных контрактов, заключенных учреждениями здравоохранения на оказываемые ОАО «Фармация» услуги. Установлено, что в рамках исполнения данных контрактов за 10 месяцев 2018 года обществом принято на ответственное хранение продукции учреждений здравоохранения на общую сумму 316 886 087,00 руб. При этом большая часть продукции была поставлена на аптечный склад непосредственно самим ОАО «Фармация» или аффилированными ему лицами (на общую сумму 232 093 371,44 руб. или 73 %).

Проверкой, проведённой в Министерстве здравоохранения Пензенской области, установлено, что Министерством в соответствии со статьей 93 Федерального закона о контрактной системе за 10 месяцев 2018 года заключено 103 государственных контракта.

При этом их анализом установлено, что с ОАО «Фармация» заключено контрактов на сумму 4 633 798 руб., с аффилированным ему ООО «Биосамарфарм» – на 956 501,52 руб.

Большая часть лекарственных препаратов по результатам проведенных конкурентных способов определения поставщика также закуплено Министерством у ООО «Биосамарфарм» и ООО «Интермедфарм» (аффилированных с ОАО «Фармация»).

04.05.2018 Министерством с ОАО «Фармация» заключен государственный контракт № 18-33 на оказание в 2018 году услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных средств по льготным рецептам отдельным категориям граждан, имеющим право на государственную социальную помощь через пункты отпуска согласно перечню, являющемуся приложением к контракту. Цена контракта - 26 252 252,1 руб. Стоимость услуги определена из расчета 19 % от цены лекарственных средств, отпущенных гражданам по льготным рецептам, с учетом приказа Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области от 25.02.2010 № 8 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты на территории Пензенской области», согласно которому предельный размер розничной надбавки к отпускной цене производителя на товар стоимостью свыше 500 руб. может составлять не более 19%.

Таким образом, ОАО «Фармация», являясь как поставщиком лекарственных средств, так и лицом, оказывающим услуги по приемке, хранению, доставке и отпуску фактически осуществляет полное обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного в действиях Министерства здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики» и ОАО «Фармация» усмотрены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом Пензенского УФАС России от 08.07.2019 № 97 в отношении Министерства здравоохранения Пензенской области, ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики» и ОАО «Фармация» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                      

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 058/01/16-387/2019 к рассмотрению на 20.08.2019 в 15 ч. 00 мин. по адресу: г. Пенза, ул. Урицкого, 127, к. 301.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 058/01/16-387/2019 в качестве ответчиков:

- Министерство здравоохранения Пензенской области (ИНН 5836012921, ОГРН 1025801361035, ул. Пушкина, д. 163, г. Пенза, Пензенская область, 440000);

- ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики» (ИНН 5835108606, ОГРН 1145835003709 проспект Строителей, д. 2, г. Пенза, Пензенская область, 440066);

- Открытое акционерное общество «Фармация» (ИНН 5800000070, ОГРН 1025801206903 ул. Аустрина, д. 145, г. Пенза, Пензенская область, 440015).

3. Министерству здравоохранения Пензенской области в срок до 12.08.2019 представить следующие документы и информацию:

- письменную позицию по рассматриваемому вопросу;

- иные документы и материалы, имеющие доказательственное значение по рассматриваемому вопросу.

4. ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики» в срок до 12.08.2019 представить следующие документы и информацию:

- документы и информацию, свидетельствующие о возникновении потребности в услугах «уполномоченного склада»;

- письменное обоснование метода формирования НМЦК открытого конкурса на оказание услуг «уполномоченного склада» с приложением подтверждающих документов;

- письменную позицию по рассматриваемому вопросу;

- иные документы и материалы, имеющие доказательственное значение по рассматриваемому вопросу.

5. ООО «Фармация» в срок до 12.08.2019 представить следующие документы и информацию:

- письмо от 26.06.2017 №17-2345, направленное ОАО «Фармация» в адрес Губернатора Пензенской области;

- письменную позицию по рассматриваемому вопросу;

- иные документы и материалы, имеющие доказательственное значение по рассматриваемому вопросу.

Связанные организации

Связанные организации не указаны