Решение №058/06/106-47/2023 27.01.2023 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ОО... от 3 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-47/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

03 февраля 2023 года                                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова» (далее – ГБУЗ «ОПБ им. К.Р. Евграфова», заказчик): <…> (представитель по доверенности от 30.01.2023),

со стороны уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» (далее – ГКУ «УОЗПО», уполномоченное учреждение): <…> (представителя по доверенности от 10.01.2023),

со стороны заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Савиргруппрегион» (далее – ООО «Савиргруппрегион», заявитель): <…> (представитель по доверенности от 01.02.2023),

рассмотрев жалобу ООО «Савиргруппрегион» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» в интересах Заказчика – ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова» электронного аукциона «Поставка дезинфицирующих средств в 2023 году» (извещение № 0855200000522003835 опубликовано 28.12.2022 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.01.2023 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Савиргруппрегион» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» в интересах Заказчика – ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова» электронного аукциона «Поставка дезинфицирующих средств в 2023 году» (извещение № 0855200000522003835 опубликовано 28.12.2022 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 02.02.2023 в 11 часов 30 минут.

Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.

На заседании комиссии представителем ООО «Савиргруппрегион» приведены следующие доводы:

1. заказчиком после внесения изменений в описание объекта закупки не продлен срок подачи заявок на участие в закупке;

2. заказчиком нарушены правила использования Каталога товаров, работ услуг (далее – КТРУ), в части отсутствия обоснования использования дополнительных требований;

3. в пункте 3 описания объекта закупки заказчиком указана концентрация рабочего раствора 2%, что ограничивает круг потенциальных участников; в пункте 7 описания объекта закупки заказчиком указаны излишние требования относительно очищения поверхностей от остатков косметических средств, а также дезинфекции скорлупы пищевых яиц.

На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснила, что в соответствии с поступившими запросами в извещение были внесены изменения. По мнению заказчика, в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, обоснование включения дополнительных характеристик требуется при наличии описания в самой позиции КТРУ, так как в позиции КТРУ данных характеристик не было, заказчиком было принято решение о включении характеристик в соответствии с потребностями заказчика. Относительно концентрации раствора представитель заказчика пояснила, что закупка дезинфицирующих средств осуществляется на год, при этом для приготовления 2% раствора потребуется меньшее количество дезинфицирующего средства, чем для приготовления 3% раствора, таким образом при использовании 3% раствора закупленных дезинфицирующих средств не хватит на год использования. Пояснила, что в ГБУЗ «ОПБ им. К.Р. Евграфова» на лечении находятся разные категории граждан и некоторым из них в том числе требуется обработка кожи специальными кремами и лосьонами, поэтому для удаления данных средств требуются специальные дезинфицирующие средства. Пояснила, также что в ГБУЗ «ОПБ им. К.Р. Евграфова» имеется пищеблок, а требование об обработке скорлупы яиц содержится в санитарных правилах.

Представитель уполномоченного учреждения поддержала доводы, изложенные в отзыве от 01.02.2023. Дополнительно пояснила, что согласно пункту 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен на срок не менее трех дней если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей, таким образом нарушений Закона о контрактной системе не допущено.

С целью получения дополнительной информации и документов заседание Комиссии отложено до 14 часов 00 минут 03.02.2023.

На заседании комиссии 03.02.2023 представитель заказчика дополнительно пояснила, что требование, закрепленное в пункте 7 описания объекта закупки основано на положениях методических рекомендаций от 02.03.2021 МР 2.3.6.0233-21. 2.3.6. «Предприятия общественного питания. Методические рекомендации к организации общественного питания населения. Методические рекомендации». Согласно пункту 7.2.9 предусмотрена обработка скорлупы яиц с помощью дезинфицирующих средств.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

28.12.2022 уполномоченным учреждением для нужд заказчика на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0855200000522003835 об электронном аукционе «Поставка дезинфицирующих средств в 2023 году».

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – 2 725 230,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 30.01.2023 09:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 30.01.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 01.02.2023.

Идентификационный код закупки: 222583700797058370100102090012020244.

  1. Довод заявителя о том, заказчиком после внесения изменений в описание объекта закупки не продлен срок подачи заявок на участие в закупке является несостоятельным ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе, (далее – ЕИС) было подано два запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, на данные запросы были даны ответы от 19.01.2023 и от 23.01.2023.

Кроме того, после рассмотрения указанных запросов 19.01.2023 и 23.01.2023 заказчиком в описание объекта закупки были внесены изменения.

Пунктом 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей не менее трех дней.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 725 230,00 рублей. Последнее внесение изменений в извещение осуществлялось заказчиком 23.01.2023. Дата и время окончания срока подачи заявок по закупке - 30.01.2023 09:00 (МСК). Таким образом, срок со дня, следующего за днем размещения изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке составляет более трех дней.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

  1. Довод о том, что заказчиком нарушены правила использования КТРУ в части отсутствия обоснования использования дополнительных требований является необоснованным в виду следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «г», «ж» пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:

код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога.

Из подпункта «б» пункта 2 Правил использования КТРУ следует, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В рассматриваемом случае заказчиком применены следующие позиции КТРУ:

20.20.14.000-00000005 - Средство дезинфицирующее, дата начала обязательного применения позиции каталога - 13.12.2020, характеристикой, являющейся обязательной для применения является форма выпуска – жидкость, иных характеристик позиция КТРУ не имеет;

20.20.14.000-00000009 - Средство дезинфицирующее, Дата начала обязательного применения позиции каталога 13.12.2020, характеристикой, являющейся обязательной для применения является форма выпуска – таблетка, иных характеристик позиция КТРУ не имеет.

Таким образом указанные позиции КТРУ не содержат в себе как таковое описание товара.

Позиция о том, что при отсутствии в позиции КТРУ описания товара заказчик вправе самостоятельно сформировать описание объекта закупки согласуется с позицией Минфина России, выраженной в письме от 24.01.2022 № 24-03-08/4090, в котором указано, что, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию КТРУ:

- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);

- предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

3. Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В пункте 3 описания объекта закупки установлено, что средство обеспечивает возможность дезинфекции любых объектов при анаэробных инфекциях при концентрации рабочего раствора по препарату не более 2% при времени обеззараживания - не более 15 мин.

Как пояснил заказчик, требование о концентрации рабочего раствора не более 2% связано с потребностью заказчика в концентрированных средствах, обеспечивающих необходимый выход литров рабочего раствора при дезинфекции. Установление такого требования означает, что заказчику требуются такие средства, которые обеспечат выход из 1 литра концентрата не менее 50 литров рабочего раствора. Вместе с тем, средство с концентрацией 3% не может устроить заказчика по причине того, что приведет к менее экономному расходованию бюджетных средств.

По информации заказчика на рынке присутствуют несколько дезинфицирующих средств различных производителей, у которых имеется требуемый заказчику режим применения: «Телесфор люкс» (производитель НПК «Медэкс»), «Фармдезин-амино» (производитель НПО «Медидез»), «Биацид Актив» (производитель МВ «Цитрин»).

Пунктом 7 описания объекта закупки установлено, что средство обладает моющими свойствами, что позволяет совмещать дезинфекцию с мытьем в одном процессе, эффективно очищает поверхности из различных материалов от остатков косметических средств, выделений сальных и потовых желез, клеток эпидермиса; осуществляет дезинфекцию скорлупы пищевых яиц с выходом из 1 л/кг концентрата не менее 500 л рабочего раствора при выдержке не более 10 мин.

Как пояснил заказчик, данное требование установлено в связи с со спецификой деятельности заказчика: в лечебном учреждении имеются отделения «уходного» профиля, где находятся в основном лежачие пациенты, требующие дополнительного ухода, осуществляемого в том числе с помощью кремов и лосьонов для ухода за лежачими больными. На основании изложенного, заказчику требуется дезинфицирующее средство, которое помимо дезинфицирующих свойств обладает и моющими свойствами. При этом оно должно быть способно очищать поверхности от остатков косметических средств.

По информации заказчика на рынке присутствуют несколько дезинфицирующих средств различных производителей, у которых имеется требуемый заказчику режим применения: «Нева септ актив», «Нева септ айс» (производитель «Чистар»), «Флорензим», «Андезин», «Флоридез», «ДельсанДез» (производитель «Дельсанта»).

Установление требования о дезинфекции скорлупы пищевых яиц с выходом из 1 л/кг концентрата не менее 500 л рабочего раствора при выдержке не более 10 мин обусловлено методическими рекомендациями «МР 2.3.6.0233-21. 2.3.6 Предприятия общественного питания. Методические рекомендации к организации общественного питания населения. Методические рекомендации», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 02.03.2021.

Согласно пункту 7.2.9 Рекомендаций обработку яиц, предназначенных для приготовления блюд, рекомендуется проводить в отдельном помещении либо в специально отведенном месте мясного или мясорыбного цеха. Для этих целей используются промаркированные ванны и (или) емкости.

Обработку яиц рекомендуется проводить в следующем порядке: I - мытье в воде с температурой 40 - 45 °C и добавлением кальцинированной соды (1 - 2% раствор); II - замачивание в воде с температурой 40 - 45 °C и добавлением хлорамина (0,5% раствор); III - ополаскивание проточной водой с температурой 40 - 45 °C до удаления остатков дезинфицирующего средства, с последующим выкладыванием в чистую промаркированную посуду. Обработанные яйца хранению не подлежат.

Допускается использование других моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных для этих целей, в соответствии с инструкцией по применению.

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.

Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Савиргруппрегион» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» в интересах Заказчика – ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова» электронного аукциона «Поставка дезинфицирующих средств в 2023 году» (извещение № 0855200000522003835 опубликовано 28.12.2022 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                          <…>

Заместитель председателя Комиссии                                                                      <…>

Член Комиссии                                                                                                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны