Решение №184-3 решение от 21 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-1186/2021

19 января 2022 года                                                                                                  г. Пенза

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке,        предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

- <...> – заместителя руководителя управления, заместителя председателя Комиссии;

- <...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- <...>  – государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

со стороны подателя жалобы - ООО «Центр юридической и деловой помощи», организатора торгов – финансового управляющего должника <...> <...> представители не явились (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),  

рассмотрев жалобу ООО «Центр юридической и деловой помощи» на действия финансового управляющего должника <...> <...> при проведении открытого аукциона по продаже имущества должника (номер сообщения в ЕФРСБ 7905314 от 20.12.2021, сообщение № 0020997 на ЭТП «УЭТП»), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 22.12.2021 поступила жалоба ООО «Центр юридической и деловой помощи» на действия финансового управляющего должника <...> – <...> (далее – Финансовый управляющий) при проведении открытого аукциона по продаже имущества должника (номер сообщения в ЕФРСБ 7905314 от 20.12.2021, сообщение № 0020997 на ЭТП «УЭТП») (далее – Аукцион).

В жалобе заявителя указано, что организатором торгов в размещенном на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) сообщении о проведении Аукциона в нарушении требований пункта 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) не указаны реквизиты для перечисления задатка, отсутствует четкий порядок заключения договора купли-продажи, а также не определены последствия уклонения от заключения договора купли-продажи. Кроме того, не понятен порядок ознакомления с положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника <...> ., не имеющего отношения к торгам, не разъяснено в нарушение пункта 4.4 Приказ Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 № 495 право участника торгов о возможном перечислении задатка без подписания договора о задатке. Также, по мнению заявителя, перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, определен в нарушение пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Правовая позиция организатора торгов – Финансового управляющего изложена в отзыве на жалобу от 29.12.2021 (вх.№ 6549э). Финансовый управляющий с доводами жалобы не согласился и пояснил, что реквизиты счетов, на которые вносится задаток, указаны в публикации № 7905314 на сайте ЕФРСБ, а также на ЭТП; порядок заключения договора купли-продажи, а также последствия уклонения от его заключения содержаться в прикрепленном к публикации Положении о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника-гражданина <...> (далее – Положение), а именно в пунктах 2.24, 2.25, 2.26 Положения. Также Финансовый управляющий указывает, что Положение размещено в свободном доступе, поскольку прикреплено к публикации № 7905314 на сайте ЕФРСБ, а также на ЭТП, и любой желающий может беспрепятственно с ним ознакомиться. Кроме того, сообщено, что требования к прилагаемым к заявке документам определены в соответствии с пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве и Положением, утвержденным определением Арбитражного суда Республики Мордовия.

В соответствии с уведомлением-требованием от 24.12.2021 № 2608-3э рассмотрение жалобы ООО «Центр юридической и деловой помощи» назначено и проведено 10.01.2022 в 14 часов 30 минут с использование системы видеоконференц-связи.

10.01.2022 в Пензенское УФАС России от Финансового управляющего поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

В соответствии с уведомлением-требованием от 10.01.2022 № 14-3э рассмотрение жалобы ООО «Центр юридической и деловой помощи» назначено и проведено 19 января 2022 в 12 часов 00 минут с использование системы видеоконференц-связи.

14.01.2022 в Пензенское УФАС России от Финансового управляющего поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что жалоба ООО «Центр юридической и деловой помощи» подана в пределах установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Центр юридической и деловой помощи» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности реализации имущества гражданина предусмотрены в статье 213.26 Закона о банкротстве.

 Согласно пункту 3 статьи 213.26 Закон о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу Закона о банкротстве процедура реализации имущества должника, признанного банкротом, включает в себя последовательное проведение первых, повторных торгов, а также торгов путем публичного предложения.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия по делу № А39-13833/2019 от 25.03.2021 должник <...> (далее - Должник) признан несостоятельным (банкротом). В отношении Должника введена процедура реализации имущества гражданина.

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.04.2021 по делу № А39-13833/2019 финансовым управляющим Должника утвержден член Ассоциации саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Лига» <...> (ИНН 580208055148, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 15502, адрес для направления корреспонденции: 440052, г. Пенза, ул.Кирова, д. 68/7, а/я 3343).

20.12.2021 Финансовым управляющим на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено сообщение № 7905314 о проведении торгов по продаже имущества должника.

Вид торгов: Открытый аукцион. Открытая форма подачи предложений о цене. Повторные торги.

Прием заявок: с 22.12.2021 12:00 по 03.02.2022 12:00.

Дата и время проведения торгов – 04.02.2022 12:00.

Место проведения: Уральская электронная торговая площадка.

Предмет торгов:

Лот № 1: *доля в праве ¼ на жилое здание, кадастровый номер 58:05:0080402:607, площадью 48,10 кв.м., и ¼ доля в праве на земельный участок, кадастровый номер 58:05:0080402:9, площадь 2142,00 кв.м., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: Пензенская область, Бессоновский р-он, с.Вазерки, ул.Ера, д.131.

Начальная цена: 89 502,53 руб.

Шаг аукциона – 5,00%

Размер задатка – 10, 00 %.

Лот № 2: * доля в праве ¼ на жилое здание, кадастровый номер 58:05:0080402:607, площадью 48,10 кв.м., и ¼ доля в праве на земельный участок, кадастровый номер 58:05:0080402:9, площадь 2142,00 кв.м., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: Пензенская область, Бессоновский р-он, с.Вазерки, ул.Ера, д.131.

Начальная цена: 89 502,53 руб.

Шаг аукциона – 5,00%

Размер задатка – 10, 00 %.

Лот № 3: *Транспортное средство- LADA GRANTA 219060, 2014 года выпуска, VIN XTA219060EY081637.Состояние: удовлетворительное. Автомобиль после ДТП, не заводится, имеются дефекты по кузову. Неисправна механическая коробка передач, двигатель, не работает щиток приборов. Требуются затраты на ремонтные работы.

             Начальная цена: 49 500,00руб.

Шаг аукциона – 5,00%

Размер задатка – 10, 00 %.

Информация о проведении Аукциона также размещена на ЭТП «УЭТП» (торги № 0020997).

Пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве предусмотрено, что в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.10.2021 по делу № А39-13833/2019 утверждено Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества-должника – гражданина <...>

Согласно пункту 1.2 Положения продажа имущества должника осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

По доводам заявителя о том, что организатором торгов в размещенном на сайте ЕФРСБ сообщении о проведении Аукциона в нарушении требований пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве не указаны реквизиты для перечисления задатка, четкий порядок заключения договора купли-продажи, установлено следующее.

Согласно пункту 2.2. Положения Финансовый управляющий публикует объявление о продаже имущества должника в течение 30 дней с момента утверждения настоящего порядка, с указанием общей информации об имуществе, его стоимости, порядке подачи заявок на приобретение имущества, порядке ознакомления с имуществом, условий определения покупателя, условий оплаты, порядка заключения договора на сайте Единого Федерального Реестра сведений о Банкротстве (ЕФРСБ) (www.fedresurs.ru). Сообщение о продаже имущества подлежит опубликованию на (ЕФРСБ) (www.fedresurs.ru) в соответствии с п. 2 ст. 213.7.

Пунктом 2.13 Положения установлено, что Организатор торгов проводит торги не ранее, чем через 30 календарных дней с момента опубликования сообщения в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе:

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия.

По результатам анализа сообщений о проведении Аукционов, размещенных на сайте ЕФРСБ (№ 7905314 от 20.12.2021) и на ЭТП «УЭТП» (торги № 0020997) установлено, что данные сообщения не содержат реквизиты счетов, на которые вносится задаток, а также порядок и срок заключения договора купли-продажи.

Ссылки Финансового управляющего на то, что порядок заключения договора купли-продажи содержится в Положении, не исключает обязанность организатора торгов по размещению, в том числе, указанной информации в сообщении о проведении Аукциона в предусмотренном действующим законодательством РФ порядке.

Таким образом, отсутствие в сообщении о проведении Аукциона реквизитов счетов, на которые вносится задаток, а также порядка и сроков заключения договора купли-продажи приводит к нарушению пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

 

По доводу подателя жалобы о том, что перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, определен в нарушение пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве Комиссией установлено следующее.

Согласно сообщению № 7905314 заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным п. 11 ст. 110 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и представленному положению.

В соответствии с пунктом 2.16 Положения заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным п. 11 ст. 110ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

К заявке должны быть приложены надлежащим образом заверенные копии документов:

- юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, копии свидетельств о присвоении ИНН, ОГРН, ОГРНИП, копию Устава, документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявки (приказ/решение о назначении директора или доверенность);

- физические лица представляют копию паспорта гражданина РФ, а также документ, подтверждающий полномочия на подписание заявки, в случае подписания заявки представителем (нотариально заверенную доверенность).

- документ, подтверждающий внесения задатка за приобретаемое имущество.

При этом, пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлено,  что заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

-выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

В случае проведения закрытых торгов к заявке на участие в торгах должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к участнику торгов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении ограниченно оборотоспособного имущества и указанным в сообщении о проведении торгов.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Как указано ранее, согласно пункту 1 статьи 213.26 в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества.

Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.

Пунктом 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества-должника – гражданина <...> утверждено Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.10.2021 по делу № А39-13833/2019, в установленном порядке не обжаловано.

Исходя из изложенного, рассматриваемый довод ООО «Центр юридической и деловой помощи» признан необоснованным.  

Ссылки заявителя на отсутствие в сообщении о проведении Аукциона в нарушение Закона о банкротстве последствий уклонения от заключения договора купли-продажи, а также на то, что не разъяснено в нарушение пункта 4.4 Приказ Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 № 495 право участника торгов о возможном перечислении задатка без подписания договора о задатке являются несостоятельными, поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность организатора торгов по размещению в сообщении о проведении торгов по реализации имущества должника вышеуказанной информации.

Кроме того, в пункте 2.26 Положения, прикрепленного к сообщению о проведении Аукциона на ЕФРСБ и ЭТП указано, что «в случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания договора купли-продажи в течение трех дней со дня получения предложения финансового управляющего о заключении такого договора, а равно уклонение от оплаты по договору купли-продажи, внесенный задаток ему не возвращается, и финансовый управляющий предлагает заключить договор купли-продажи участнику торгов, предложившему наиболее высокую цену имущества должника по сравнению с ценой, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов.»

Ссылки заявителя на то, что не понятен порядок ознакомления с положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника <...> ., не имеющего отношения к торгам, не может привести к ущемлению прав и законных интересов потенциальных участников торгов, поскольку Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества-должника – гражданина <...> размещено в свободном доступе в рамках сообщения о проведении Аукциона на сайте ЕФРСБ, а также на ЭТП, в связи с чем любой желающий, в том числе, потенциальный участник торгов, имеет возможность беспрепятственного ознакомления с данным Положением.

С учетом изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях организатора торгов – финансового управляющего должника <...> .– <...> нарушения пунктов 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, по результатам проведенного аукциона договор купли-продажи с победителем аукциона не заключен.

Наличие в пункте 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции открытого перечня мер, которые могут быть предписаны организатору торгов, не означает, что соответствующие меры могут быть избраны антимонопольным органом произвольно.

Исходя из смысла части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, ограничение прав организатора торгов и участников торгов должно являться соразмерным, т.е. преследовать законную цель, быть пригодным и необходимым для ее достижения, не создавать ситуацию, когда исполнение предписанных мер приведет к наступлению существенных неблагоприятных последствий для организатора торгов, участников торгов.

Согласно абзацу 18 статьи 2 Закона о банкротстве реализация имущества гражданина – ребилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов.

Как следует из статьи 110 Закона о банкротстве порядок, сроки и условия продажи предприятия должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Основной целью Закона о защите конкуренции является защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Учитывая, что Комиссией установлено нарушение Закона о банкротстве, которое может повлечь невозможность участия в Торгах, Комиссия считает необходимым выдать организатору торгов – Финансовому управляющему <...> предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления,

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать жалобу ООО «Центр юридической и деловой помощи» на действия финансового управляющего должника <...> .– <...>  при проведении открытого аукциона по продаже имущества должника (номер сообщения в ЕФРСБ 7905314 от 20.12.2021, сообщение № 0020997 на ЭТП «УЭТП»)  частично обоснованной.

2.      Признать организатора торгов – финансового управляющего должника <...> .– <...> нарушившим пункт 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

3. Выдать организатору торгов – финансовому управляющему должника <...> <...>  обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов.

4.      Материалы жалобы передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны