Решение б/н Решение от 20 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Акционерное общество «Урбантех»

125167, г. Москва, ул. Викторенко, дом 5, строение 1, комната часть № 38

dsimkin@mvs.group

Заказчик:

ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области»

440060, г. Пенза, пр. Победы, д. 150, gku_oppo@mail.ru,

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области

440000, г. Пенза, ул. Московская, 75

pgz.pnz@obl.penza.net

Заинтересованное лицо:

ООО «Центр управления движением»

440015, г. Пенза, ул. Литвинова, влд. 20, комн. 2/1, 2/2, 2/5

cud58@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-60/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

20 января 2022 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области»: <…> – представителя по доверенности,

со стороны уполномоченного органа – Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области: <…> – представителя по доверенности,

со стороны подателя жалобы АО «Урбантех»: <…> – представителя по доверенности,

со стороны заинтересованного лица ООО «Центр управления движением» - <…> – представителя по доверенности,

рассмотрев жалобу акционерного общества «Урбантех» на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» аукциона в электронной форме «Оказание услуг по созданию Государственной информационной системы «Региональная навигационно-информационная система»» (извещение № 0155200000921000132 от 20.12.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о закупке), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

13.01.2022 в Пензенское УФАС России поступила жалоба АО «Урбантех» на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» аукциона в электронной форме «Оказание услуг по созданию Государственной информационной системы «Региональная навигационно-информационная система»» (извещение
№ 0155200000921000132 от 20.12.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 20.01.2022 в 14 часов 00 минут.

Во исполнение писем ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20, от 29.05.2020
№ МЕ/45733/20 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции.

По мнению подателя жалобы, аукционная комиссия в нарушение требований Закона о контрактной системе (статьи 69) необоснованно допустила к участию в закупке, в том числе при рассмотрении вторых частей заявок заявки участников закупки ООО «Центр управлением движением», ООО «Пензакарт», учитывая, что в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, правообладателем которого являются указанные лица.

Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

До рассмотрения жалобы по существу в Пензенское УФАС России поступило ходатайство о допуске к участию в рассмотрении жалобы ООО «Центр управления движением», заинтересованного в результате рассмотрения жалобы в связи с тем, что Общество определено победителем аукциона.

Комиссией Управления данное ходатайство удовлетворено, представитель допущен до участия в рассмотрении жалобы.

При рассмотрении жалобы представитель АО «Урбантех» в полном объеме поддержал доводы жалобы. Указал, что учитывая установленный запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно требованиям постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также то, что документацией об электронном аукционе предусмотрена передача прав на программное обеспечение, то потенциальные участники должны были подтвердить своё соответствие представлением информации о наличии сведений о программном обеспечении в реестре, предусмотренном указанным Постановлением, правообладателем которого являются, либо данная информация, а также лицензионное соглашение в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.

На рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 19.01.2022 № 1/33/2022, просил признать жалобу необоснованной.

Представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 18.01.2022 № 18/4/158, указав, что считает жалобу необоснованной, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица сообщила, что поддерживает позицию заказчика и уполномоченного органа, считает жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

20.12.2021 уполномоченным органом для нужд заказчика на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000921000132, а также документация о проведении электронного аукциона «Оказание услуг по созданию Государственной информационной системы «Региональная навигационно-информационная система»».

Начальная (максимальная) цена контракта – 22 700 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 28.12.2021 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 28.12.2021

Дата проведения аукциона в электронной форме 29.12.2021

ИКЗ 212583513804758350100100240016201244.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:

  • наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
  • требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236)

Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Объектом настоящей закупки согласно извещению и пункту 3 первой части информационной карты документации об электронном аукционе является оказание услуг по созданию Государственной информационной системы «Региональная навигационно-информационная система.

В Техническом задании документации об электронном аукционе предусмотрено, в том числе, что готовые, настраиваемые компоненты должны быть лицензированы согласно лицензионному соглашению фирмы-производителя (правообладателя) и входить в реестр отечественных программных обеспечений (ПО).

Программное обеспечение ГИС «РНИС» должно представлять собой совокупность общесистемного программного обеспечения (ОПО) и специального программного обеспечения (СПО). Специальное программное обеспечение ГИС «РНИС» должно обладать открытой, компонентной (модульной) архитектурой, обеспечивающей возможность эволюционного развития, в частности, с учетом включения в состав средств информатизации новых объектов ГИС «РНИС». Права на использование программного обеспечения должны быть переданы Заказчику до подписания акта выполненных работ.

Поддержка и обновление установленного ПО осуществляется Исполнителем в течение всего срока действия настоящего договора и в течение 12 месяцев со дня подписания акта выполненных работ. Поставляемое программное обеспечение должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Также в проекте контракта содержаться, например пункты:

3.3. В случае использования при выполнении работ по Контракту программ для электронных вычислительных машин (программных комплексов или компонентов), разработанных третьими лицами, условия, на которых передаются права на их использование (исполнение), должны обеспечить отсутствие ограничений, препятствующих использованию результатов работ по их назначению. При этом права, полученные заказчиком, должны позволять ему передавать, дорабатывать, развивать результаты работ, созданные в процессе исполнения Контракта, а в случае явного указания в техническом задании, являющемся неотъемлемой частью Контракта, осуществлять переработку программ для электронных вычислительных машин (программных комплексов или компонентов), разработанных ранее третьими лицами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3.4. Обеспечить отсутствие нарушений исключительных, авторских и смежных прав третьих лиц при реализации технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных техническим заданием на выполнение работ.

В извещении, а также в пункте 14 первой части информационной части документации о закупке указано, в том числе об установлении запрета в рамках постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В части рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подведения итогов аукциона частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2(2) Постановления № 1236, в целях реализации настоящего постановления:

  • подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных; 
  • подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных. 

Аналогичные положения указаны в качестве требований к составу второй части заявки в пункте 4 второй части информационной карты документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.12.2021 для участия в закупке были поданы и допущены к участию в аукционе заявки 11 участников закупки.

Участие в аукционе путем предложения о цене контракта приняли 10 участников.

Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 11.01.2022, заявки 8 участников признаны соответствующими требованиям документации о закупке и Закона о контрактной системе:

Идентификационный номер заявки на участие в электронном аукционе

Наименование участника закупки

66

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ"

7

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЕНЗА КАРТ"

176

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЕКТ"

171

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЕНЗА-ГЛОНАСС"

104

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦИФРА"

159

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "УРБАНТЕХ"

224

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МУЛЬТИСЕРВИС ВОЛГА"

60

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЕРСПЕКТИС»

При этом, заявки 2 участников закупки на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, подпункта 4 пункта 4 раздела 2 (Вторая часть информационной карты закупки путем проведения аукциона в электронной форме) информационной карты документации о закупке в форме электронного аукциона признаны несоответствующими:

- в заявке участника отсутствует подтверждение происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных; подтверждение, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, о наличии в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных и, следовательно, руководствуясь пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Идентификационный номер заявки на участие в электронном аукционе

Наименование участника закупки

178

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕГАПОЛИС ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

33

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЕНЗААВТО"

Победителем признано ООО «Центр управления движением» с ценовым предложением 5 890 500,00 рублей.

В рамках рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что заявки участников, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе содержали информацию о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, что предусмотрено Постановлением № 1236.

 В том числе, ООО «Центр управления движением» и ООО «Пенза Карт» в составе вторых частей заявок представили сведения из соответствующего реестра на программное обеспечение (записи № 306355, 306287, 305897).

Следует отметить, что документация об электронном аукционе не содержала каких-либо требований относительно подтверждения участниками закупки наличия прав на предлагаемое к использованию при выполнении работ программное обеспечение.

При этом наличие в Техническом задании и проекте контракта условий о необходимости соблюдения прав на результаты интеллектуальной деятельности в рассматриваемом случае, по мнению Комиссии Управления, относится именно к процессу исполнения контракта.

Обратное, а именно требование об обязательном подтверждении участниками закупки наличия прав на предлагаемое программное обеспечение могло необоснованно ограничить количество участников.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия аукционной комиссии по определению победителя закупки и применению запрета в рамках национального режима, исходя из положений аукционной документации, соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу акционерного общества «Урбантех» на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» аукциона в электронной форме «Оказание услуг по созданию Государственной информационной системы «Региональная навигационно-информационная система»» (извещение № 0155200000921000132 от 20.12.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны