Решение №058/06/104-662/2022 01.09.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы п... от 8 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 058/06/104-662/2022

 

«08» сентября 2022 года                                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области:

  • <…> (и.о. главы администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области),

со стороны ООО «Маф плюс»:

  • <…> (генерального директора общества),

рассмотрев представленные заказчиком – администрацией Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области документы и сведения об ООО «Маф плюс» (ИНН 5836640235, Пензенская область, г. Пенза, ул. Некрасова, 26, 7), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта с. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области (ул. Ленина)» (извещение № 0155300042522000026 от 11.03.2022, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛА:

 

01.09.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области (вх. 3929э) о включении сведений об ООО «Маф плюс» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта с. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области (ул. Ленина)» (извещение № 0155300042522000026 от 11.03.2022).

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением от 01.09.2022 (исх. № 1708-4э) назначено на 08.09.2022 в 11 часов 00 минут.

Представитель заказчика участвует в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении от 01.09.2022, дополнительно изложил обстоятельства принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Пояснил, что подрядчик в указанные в контракте сроки к работам не приступил, работы по контракту не выполнены. Сообщил, что при отправке обращения в Пензенское УФАС России, возникли проблемы из-за сбоя в работе ЕИС при его подписании, в результате чего, обращение направлено позднее установленного срока.

Представитель ООО «Маф плюс» поддержал доводы, изложенные в отзыве от 05.09.2022, пояснил, что по результатам проведенного аукциона между ООО «Маф плюс» и администрацией Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области заключен контракт от 05.04.2022. В ходе подготовки к исполнению контракта Обществом установлено, что произошло существенное увеличение цен на асфальтобетонные смеси марки А16 (которая предусмотрена проектно-сметной документацией) по сравнению с ценами на аналогичный материал в 4 квартале 2021 года. Вместе с тем, при заключении контракта ООО «Маф плюс» исходило из цен на асфальтобетонные смеси в 4 квартале 2021 года, исполнение контракта причинило бы ущерб Обществу не менее чем в 2 млн. рублей. При этом, ООО «Маф плюс» обращалось к заказчику с просьбой об увеличении цены контракта или о замене асфальтобетонной смеси марки А16 на более дешевую марку В1, о расторжении контракта по соглашению сторон.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 08.09.2022.

После перерыва заказчиком представлены доказательства наличия сбоя в работе ЕИС при направлении обращения в Пензенское УФАС России. Подрядчиком представлены коммерческие предложения о цене на асфальтобетонную смесь в 4 квартале 2021 года.

В результате осуществления внеплановой проверки электронного аукциона Комиссией Управления установлено следующее.

11.03.2022 уполномоченным органом – администрацией Городищенского района Пензенской области для нужд муниципального заказчика – администрации Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155300042522000026 о проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта с. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области (ул. Ленина)».                    

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 318 624,80 рублей.

В электронном аукционе принял участие 1 участник.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.03.2022 № 0155300042522000026  электронная процедура признана несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка. По результатам электронной процедуры контракт заключается с участником, подавшим единственную заявку.

05.04.2022 между администрацией Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области и ООО «Маф плюс» заключен муниципальный контракт
№ 0155300042522000026 (далее - Контракт). Реестровый номер контракта 3581200209622000001.

Согласно пункту 1.1 Контракта подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта с. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области (ул. Ленина) (далее - работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения работпо ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта с. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области (ул.Ленина) (далее – график выполнения работ) (Приложение № 2 к Контракту),  в соответствии с  Проектно-сметной документацией  (далее – ПСД) (Приложение № 1 к Контракту).

График выполнения работ

 

Наименование работ

Дата начала выполнения работ

Дата окончания выполнения работ

Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта с. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области (ул.Ленина)в том числе:

01.05.2022

31.07.2022

1 этап

 

 

- Подготовительные работы;

- Организация безопасности дорожного движения на время производства дорожных работ;

01.05.2022

31.05.2022

2 этап

 

 

- Ликвидация пучин 10% от общего объема;

- Дорожная одежда с а/б покрытием;

- Ремонт обочин;

01.06.2022

30.06.2022

3 этап

 

 

-Искусственные сооружения;

- Восстановление примыканий на ПК0+00, ПК2+12,ПК4+08, ПК4+42,ПК3+93,ПК4+30, ПК5+19;

- Восстановление трубы на ПК4+30;

- Обустройство дороги. Дорожные знаки.

01.07.2022

31.07.2022

В соответствии с пунктом 1.3 Контракта при заключении и исполнении Контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом.

Из пункта 4.1 Контракта следует, что подрядчик в том числе обязан:

  • приступить к выполнению работ с 01.05.2022 года,
  • выполнить все работы на объекте в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения подрядных работ, сдать работы Заказчику в состоянии, отвечающем требованиям технической документации, и качеством, соответствующим требованиям нормативных документов.

В указанный в графике выполнения работ, а также в пункте 4.1 Контракта срок, а именно 01.05.2022 ООО «Маф плюс» к выполнению работ не приступило.

16.05.2022 ООО «Маф плюс» в адрес заказчика направлено письмо с просьбой об увеличении цены контракта.

08.06.2022 администрацией Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области в адрес Общества направлена претензия с требованием приступить к исполнению своих обязанностей по Контракту незамедлительно.

15.06.2022 администрацией Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области в адрес Общества также направлена претензия с требованием приступить к исполнению своих обязанностей по Контракту незамедлительно.

16.06.2022 Обществом направлено письмо о невозможности исполнить Контракт в связи с ростом цен на основные материалы и просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

21.06.2021 заказчиком направлено претензионное письмо об отказе изменять условия Контракта.

22.06.2022 ООО «Маф плюс» в адрес заказчика направлено письмо о необходимости увеличения цены контракта, в случае невозможности увеличения цены контракта о его расторжении.

06.07.2022 ООО «Маф плюс» в адрес заказчика снова направлено письмо о необходимости увеличения цены контракта, в случае невозможности увеличения цены контракта о его расторжении.

По состоянию на 06.07.2022 ООО «Маф плюс» предусмотренные контрактом обязательства не выполнило.

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с положениями статьи 715 ГК РФ заказчик во время выполнения работ подрядчиком вправе отказаться от исполнения договора в следующих случаях:

- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 9.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9.3 Контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

  • несоблюдение Подрядчиком качества выполняемых работ и применения некачественных материалов;
  • нарушения Подрядчиком сроков производства работ, позволяющие поставить под сомнение возможность завершить работы в срок;
  • невыполнение предписаний и указаний Заказчика.

В связи с тем, что ООО «Маф плюс» не были исполнены обязательства по Контракту, в том числе обязательство приступить к выполнению работ с 01.05.2022, Заказчиком 05.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Управления установлено, что решение заказчика размещено заказчиком изначально в ЕИС в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах» 05.07.2022.

При этом подобное размещение решения технически не предполагает исполнение всех условий, определенных частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в связи с чем 18.07.2022 заказчиком в соответствии с порядком, установленным новой редакцией Закона о контрактной системе, размещено указанное решение в разделе «Информация об исполнении (о расторжении) контракта».

Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления ООО «Маф плюс» о принятом решении следует считать 18.07.2022 (дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС). 29.07.2022 – дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу (спустя 10 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС).

Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

На основании вышеизложенного, обращение в Пензенское УФАС должно быть направлено не позднее 02.08.2022. Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 01.09.2022, т.е. с нарушением сроков, указанных в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, Заказчиком представлены доказательства невозможности направления обращения в установленный срок. Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для признания нарушения требований статьи 104 Закона о контрактной системе в действиях заказчика.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Как следует из документов и информации, представленных в рамках рассмотрения обращения, пояснений представителя ООО «Маф плюс», Общество не приступило к исполнению контракта в силу существенного увеличения цен на асфальтобетонные смеси марки А16 во 2 квартале 2022 года. Обществом представлен конъюнктурный анализ стоимости оборудования и материалов за 2 квартал 2022 года, локальный сметный расчет стоимости материалов на 2 квартал 2022 года, локальный сметный расчет стоимости материалов при замене материалов на более дешевые (а именно смеси марки А16 на смесь марки В1), коммерческие предложения производителей асфальтобетонных смесей за 4 квартал 2021 года и 2 квартал 2022 года. При этом Общество вело активную переписку с заказчиком, пыталось найти способы решения возникшей проблемы.

Следует отметить, что при рассмотрении обращения после перерыва представитель заказчика указал, что не настаивает на включении сведений в реестр.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления полагает, что ООО «Маф плюс» имело заинтересованность в заключении и исполнении контракта, при этом отсутствуют основания полагать, что общество, действуя недобросовестно, имело намерение уклониться от исполнения обязательств по контракту.

При указанных обстоятельствах Комиссия считает, что санкция в отношении ООО «Маф плюс» в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения ООО «Маф плюс».

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные заказчиком администрацией Чаадаевского сельсовета Городищенского района Пензенской области документы об ООО «Маф плюс» (ИНН 5836640235, 440008, Пензенская область, г. Пенза, ул. Некрасова, 26, 7) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          <…>

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                      <…>

 

Член комиссии                                                                                                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны