Решение (комиссия) №ЕД/3600/23 РЕШЕНИЕ № 058/10/104-597/2023 от 16 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 058/10/104-597/2023

 

«11» октября 2023 года                                                                       г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок (далее – Инспекция, Инспекция Управления) в составе:

  • <…> – руководителя Инспекции, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – заместителя руководителя Инспекции, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

при участии

представителей заказчика – МБУК «Евлашевский БДЦ» - <…> (директор, выписка из ЕГРЮЛ), <…> (представитель по доверенности);

представителей ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ОРБИТА» - <…> (генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ), <…>, <…>, <…> (после перерыва);

рассмотрев представленные заказчиком – МБУК «Евлашевский БДЦ» документы и сведения об ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ОРБИТА» (ИНН: 5835135945, КПП: 583501001), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 01.04.2022 № 1 на выполнение работ реконструкции здания: МБУК «Евлашевский БДЦ», расположенного по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, р.п. Евлашево, пер. Центральный,8 (реестровый номер контракта 3580301566022000002, ИКЗ 223580301566058030100100360014120407, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика – МБУК «Евлашевский БДЦ» о включении сведений об ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ОРБИТА» (ООО «СК Орбита») в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 01.04.2022 № 1 на выполнение работ реконструкции здания: МБУК «Евлашевский БДЦ», расположенного по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, р.п. Евлашево, пер. Центральный,8 (реестровый номер контракта 3580301566022000002, ИКЗ 223580301566058030100100360014120407, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 05.10.2023 № ЕД/3446/23 назначено на «10» октября 2023 года в 15 часов 30 минут.

В ходе рассмотрения обращения в заседании Инспекции объявлялся перерыв до 11.10.2023 в 10 часов 00 минут.

На заседании Инспекции Управления представители заказчика озвучили обстоятельства расторжения контракта в одностороннем порядке, указали, что с даты заключения контракта до даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта прошло более 17 месяцев, в течение которых подрядчиком выполнено 54,2 % работ по контракту. До конечной даты выполнения работ по контракту оставалось при этом менее 2-х месяцев, за которые подрядчику необходимо выполнить оставшиеся 45,8% работ, что при заданном темпе выполнения работ явно невозможно. Также указано, что график от 23.08.2023 не является приложением к контракту, изменения в контракт не вносились. Приложением к контракту в соответствии с его условиями является график выполнения строительно-монтажных работ, наименование графика от 23.08.2023: «График производства работ и финансирования на объекте». При этом подрядчиком нарушены сроки выполнения работ даже по указанному графику. Дополнительные работы, выполняемые подрядчиком, заказчиком не согласовывались, их необходимость обоснована не была.

На заседании Инспекции Управления представители подрядчика озвучили доводы, изложенные в письменных пояснениях от 09.10.2023, дополнительно указали, что фактически на объекте выполнен больший объем работ, чем принят заказчиком (около 85 %): закончили работы по вентиляции (осталась проверка системы), заканчивали благоустройство (заливали бетон), заканчивали работы по фасаду, осталось положить линолеум и сделать зрительный зал, поскольку на него конструктивные решения получены только в сентябре 2023 года. Указано, что работы по объекту принимаются комплексом, поэтому заказчиком принято только 54,2 %, однако работ выполнено больше. Подрядчик работал в ускоренном режиме, планировал закончить выполнение работ к конечному сроку.

В результате осуществления проверки сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением исполнителем обязательств по контракту, Комиссией Управления установлено следующее.

01.04.2022 заказчиком – МБУК «Евлашевский БДЦ» с ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ОРБИТА» как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключен контракт № 1 на выполнение работ реконструкции здания: МБУК «Евлашевский БДЦ», расположенного по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, р.п. Евлашево, пер. Центральный,8 (далее – контракт № 1).

Цена контракта – 74 101 700,67 руб.

Реестровый номер контракта 3580301566022000002.

ИКЗ 223580301566058030100100360014120407.

Из пункта 1.1 контракта № 1 следует, что подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по реконструкция здания: МБУК «Евлашевский БДЦ», расположенного по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, р.п. Евлашево, пер. Центральный,8 (далее - объект) в сроки предусмотренные контрактом, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением № 1 к контракту и его неотъемлемой частью и сдать объект, готовый к эксплуатации, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену в сроки, в порядке и на условиях, установленных в настоящем контракте.

Пунктами 3.1, 3.2 контракта № 1 установлено, что срок проведения работ: с даты заключения контракта до 15.112023 г. Календарные сроки выполнения работ (этапов работ) по объекту (начальный и конечный срок выполнения работ) определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ, в пределах срока, указанного в п. 3.1 контракта, уточненным в окончательной форме Подрядчиком и утвержденным Заказчиком на момент подписания настоящего контракта.

Приложением № 1 предусмотрен График выполнения строительно-монтажных работ:

Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Физический объем работ

Этапы на 2022 год:

 

1 этап

Демонтажные работы

В течение 81 календарных дней со дня заключения контракта

 

 

 

В течение 70 календарных дней со дня выполнения 1-го этапа

 

 

 

 

 

В течение 50 календарных дней со дня выполнения 2-го этапа

 

 

 

 

В течение 50 календарных дней со дня выполнения 3-го этапа

20%

 

Устройство

100%

 

Земляные работы

100%

 

Наружные сети водоснабжения

100%

 

Наружные сети канализации

100%

2 этап

Демонтажные работы

16%

 

Стены и перегородки

100%

 

Сантехнические перегородки

100%

 

Балки в осях 1-2/А-Б

100%

 

Монолитная лестница Лм- 1

100%

 

Фундамент

100%

З этап

Демонтажные работы

16%

 

Подшивка плит перекрытий подвала

100%

 

Пробивка отверстий

100%

 

Подшивка низа потолков

100%

 

Подшивка металлических балок

100%

 

Усиление плит перекрытий

100%

4 этап

Демонтажные работы

16%

 

Внутреннее водоснабжение

100%

 

Внутреннее водоотведение

100%

 

Устройство вентиляции

100%

 

Отопление

100%

 

Электромонтажные работы

100%

 

Устройство внутренних сетей связи

100%

Этапы на 2023 год:

5 этап

Демонтажные работы

В течение 90 календарных дней со дня выполнения 4-го этапа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение 79 календарных дней со дня выполнения 5-го этапа

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение 70 календарных дней со дня выполнения 6-го этапа

 

 

 

 

 

В течение 80 календарных дней со дня выполнения 7-го этапа

16%

 

Замена окон

100%

 

Стены и перегородки

100%

 

Устройство перекрытий

100%

 

Монолитный пояс МП-1

100%

 

Устройство кровли

100%

 

Внутренняя отделка: устройство потолков

100%

 

Внутренняя отделка: штукатурка, облицовка стен

100%

 

Устройство полов 1 этаж

100%

 

Устройство полов 2 этаж

100%

 

Устройство полов технический этаж

100%

 

Замена дверей

100%

 

Замена витражей

100%

6 этап

Наружная отделка (утепление и отделка фасада)

100%

 

Ремонт крыльца главного входа

100%

 

Монолитные конструкции зрительного зала

100%

 

Металлические лестницы ЛМ-1, ЛМ-2

100%

 

Наружная отделка

100%

 

Вход - 1

100%

 

Вход - 2

100%

 

Вход - 3

100%

 

Вход - 4

100%

7 этап

Демонтажные работы

16%

 

Устройство теплового пункта

100%

 

Устройство теплоснабжения П1, П2

100%

 

Наружные сети электроснабжения

100%

 

Наружные сети теплоснабжения

100%

 

Наружное освещение территории

100%

8 этап

Вертикальная планировка

100%

 

Покрытие территории отмостка

100%

 

Покрытие территории проезды тротуары

100%

 

Малые архитектурные формы

100%

 

Озеленение территории

100%

Дополнительным соглашением от 01.12.2022 к контракту № 1 внесены изменения в График выполнения строительно-монтажных работ:

 

 

 

Дополнительным соглашением от 30.12.2022 к контракту № 1 повторно внесены изменения в График выполнения строительно-монтажных работ:

 

 

 

Согласно пунктам 6.1, 6.2 контракта № 1, авансирование по настоящему контракту, на приобретение материалов, конструкций, необходимых для производства работ, производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в размере 20 % от цены контракта. что составляет 14 820 340,13 (четырнадцать миллионов восемьсот двадцать тысяч триста сорок) рублей 13 копеек. в сроки установленные Приложением 3 к настоящему контракту. Погашение авансового платежа производится частями при каждой приёмке выполненных работ путем зачета в счет погашения аванса в размере 20 % процента от стоимости выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ отдельного этапа исполнения контракта. Заказчик производит оплату выполненных работ за вычетом суммы погашения аванса. Подрядчик обязан использовать аванс на цели, связанные только с исполнением настоящего Контракта. Заказчик вправе осуществлять контроль над целевым использованием авансового платежа.

Приложением № 3 к контракту № 1 является График оплаты выполненных работ, согласно которому срок выплаты аванса – «Согласно пункта 6.2 контракта».

В соответствии с пунктами 5.2.1 контракта № 1, заказчик обязан передать Подрядчику в течение 5(пяти) рабочих дней после заключения контракта необходимую документацию и строительную площадку. Приемка-передача документации и строительной площадки оформляется Сторонами актом приемки-передачи в произвольной форме.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 5.1.7 контракта № 1 установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Из пункта 10.7 контракта № 1 следует, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке предусмотренном действующим законодательством РФ.

Таким образом, контрактом № 1 предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В соответствии с частью 3 статьи 708 ГК РФ, указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

В соответствии с положениями статьи 715 Гражданского кодекса РФ, заказчик во время выполнения работ подрядчиком вправе отказаться от исполнения договора в следующих случаях:

- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).

В соответствии с условиями контракта № 1 выполнение работ по контракту должно было быть завершено до 15.11.2023.

Как следует из представленных в материалы по обращению пояснений, документов и информации, работы по объекту проводились в следующем порядке.

11.04.2022 подрядчику – ООО «СК Орбита» - по акту передан объект – здание Дома культуры р.п. Евлашево для производства работ по реконструкции на основании договора № 1 от 01 апреля 2022 года.

29.06.2022 заказчиком перечислен аванс в размере 14 079 323,12 руб.

04.10.2022 письмом № 79 ООО «СК Орбита» сообщило заказчику о том, что при обследовании существующего водопровода, который запланировано переложить в проекте, выяснилось, что водопровод находится в зоне глубины промерзания (глубина заложения 1,3м), это не соответствует СП 31.13330.2012, а также вышеуказанный водопровод связан с противопожарным водопроводом. В связи с этим переложить водопровод не представляется возможным. Так же в перекладке существующего водопровода не учтены переврезки на существующее строение, отсутствует врезка в магистральный трубопровод. Предлагает данный водопровод не перекладывать и проложить к Дому Культуры водопровод параллельно существующему (глубина заложения 1,8 м). В этом случае расстояние по осям трубопровода составит 0,7 м. Колодец №1 перенесется в место врезки в существующую магистральную сеть (d=110 мм), а на месте колодца будет угол поворота. Далее без изменений. Данный вид прокладки обеспечит бесперебойную подачу хоз-питьевой воды к существующим строениям и станет взаимозаменяемой с существующей дополнительной веткой водопровода.

18.10.2022 в адрес подрядчика от заказчика направлена претензия, согласно которой 1 этап должен быть выполнен в течении 81 календарных дней со дня заключения контракта, т.е. работы данного этапа должны быть выполнены до 22.06.2022 года. По состоянию на 18.10.2022 работы 1-го этапа не выполнены. Просрочка выполнения работ 1-го этапа составляет 119 дней. 2 этап должен быть выполнен в течении70 календарных дней со дня выполнения 1-го этапа, т.е. работы данного этапа должны быть выполнены до 31.08.2022, По состоянию на 18.10.2022 работы 2-го этапа не выполнены. Просрочка выполнения работ 2-го этапа составляет 49 дней. С учетом изложенного заказчик требует незамедлительно завершить работы, предусмотренные контрактом № 1.

В ответ на претензию 20.10.2023 направлено письмо № 100, в котором указано на позднюю передачу строительной площадки. Также общество сообщило, что 15 апреля 2022 года ООО «Строительная Компания Орбита» приступила к выполнению работ на объекте, о чем свидетельствуют записи в Общем журнале работ. Сотрудниками ООО «Строительная Компания Орбита» был выполнен демонтаж фасада, кровли, покрытия сцены. Для дальнейшего производства работ на объекте потребовалось приобретение строительных материалов. Авансирование было произведено только 29.06.2022 (платежное поручение №753 от 29.06.2022, №754 от 29.06.2022, №752 от 29.06.2022). После получения аванса ООО «СК Орбита» были закуплены и доставлены на объект строительные материалы, работы на объекте продолжились 6 июля 2022 года, о чем свидетельствуют записи в Общем журнале работ. Нарушение сроков произошло не по вине ООО «СК Орбита», а в связи с задержкой авансирования. ООО «СК Орбита» готова работать в ускоренном режиме, в подтверждение этому был направлен новый график производства работ, который утвержден заказчиком 05.10.2022 года.

В дальнейшем общество неоднократно направляло заказчику акты о необходимости выполнения дополнительных работ с просьбой подписать их (10.11.2022, 14.11.2022, 15.11.2023, 29.11.2022, 21.12.2022; акт от 01.11.2022: демонтаж кирпичной кладки в объеме 32,48 м3, кладка стен после демонтажа в объеме 32,48 м3, монтаж строительных лисов в объеме 84 м2; акт от 14.11.2022: устройство стяжки пола 46м2(2 этаж), отводы 90 град диаметром 89 мм, толщиной стенки 3,5 мм-6 шт., плиты опорные ОП5.2-Т/бетон В15 (М200)-1шт.; акт от 15.11.2022: устройство песчаного основания под трубопроводы – 13м3, обсыпка песком трубопровода – 13 м3, песок – 26 м3; акт от 29.11.2023: устройство песчаного подстилающего слоя – 89м3, песок – 106,8 м3; акт от 21.12.2022: устройство песчаного подстилающего слоя – 16,5м3, песок – 19,8 м3; и др.). Письмом от 26.01.2023 общество сообщило заказчику о выполнении непредвиденных работ, повторно просило подписать акты о необходимости выполнения дополнительных работ; сметы на непредвиденные затраты направлялись также 01.02.2023, 02.02.2023, 02.03.2023, 09.03.2023.

Как следует из претензии заказчика от 19.12.2022, работы 1-го этапа выполнены 01.12.2022. Просрочка выполнения работ 1-го этапа составила 162 дня, установлена просрочка по 2, 3 этапам.

Подрядчик неоднократно направлял заказчику письма, в котором общество запрашивало решения по несоответствию чертежей проекта (от 10.11.2022), по замене материалов (от 14.11.2022), отсутствию в смете работ (от 25.01.2023), несоответствию материалов в смете и проекте (от 25.01.2023), отсутствию в смете материалов (от 03.02.2023); сообщало о непонимании, каким образом осуществлять те или иные работы (от 03.02.2023, 09.03.2023) и т.д.

Заказчик со своей стороны письма (запросы) о согласовании тех или иных решений, материалов направлял для решения в адрес проектной организации.

Так, общество в адрес заказчика направило письма № 41 от 15.03.2023 (о согласовании замены утеплителя для фасада), № 44 от 22.03.2023 (о необходимости разработки усиления для отверстий, согласовании перепадов пола), № 45 от 28.03.2023 (о внесении типа пола в экспликацию, о несоответствии количества клапанов), № 47 от 03.04.2023 (о согласовании замены плит, необходимости указать отметки цоколя), № 48 от 03.04.2023 (об ошибке в спецификации), № 49 от 04.04.2023 (о демонтаже теплотрассы, непонимании, каким образом усилить отверстия, плиты ПТП, разнице веса каркаса), № 53 от 10.04.2023 (предложение демонтировать теплотрассу; непонимание, где находится позиция 22, нужно ли устраивать отливы), № 57 от 11.04.2023 (предложение принять нониус-подвесы, обшивку вентиляционных коробов в счет непредвиденных затрат), № 58 от 13.04.2023 (о согласовании замены огнезащитного состава) и др.

Письма №№ 41, 44, 47, 48, 49 (в части) 12.04.2023 направлены проектировщику для разрешения поставленных вопросов.

03.05.2023 проектная организация – ООО «СОЮЗПРОЕКТ» - дала ответ по письмам №№ 41, 44, 45, 47, 49, 57, 53.

11.05.2023 ООО «СОЮЗПРОЕКТ» дало ответ по письмам №№ 58, 44, 48, 49.

В дальнейшем общество также вело с заказчиком переписку относительно отсутствия в смете и чертежах материалов, имеющихся в проекте, применения проектных решений (от 12.05.2023), согласовании материалов, непредвиденных затрат (от 23.05.2023) и т.д.

Общество в адрес заказчика направило письма № 73 от 26.05.2023 (об усилении трех проемов), № 86 от 24.06.2023 (о необходимости демонтажа вентиляции для усиления отверстий), № 89 от 11.07.2023 (о согласовании замены бетона), № 92 от 14.07.2023 (о расхождениях в проекте в части типа пола над зрительным залом), № 94 от 19.07.2023 (просьба внести изменения в контракт, увеличить на основании части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе цены контракта на 1 901 088,36 руб.), № 97 от 20.07.2023 (просьба предоставить измененное проектное решение по потолку зрительного зала).

ООО «СОЮЗПРОЕКТ» отвечало на письма заказчика по запросам подрядчика 30.05.2023, 05.07.2023, 10.07.2023, 25.07.2023.

26.07.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено проектное решение по потолку зрительного зала.

Общество в адрес заказчика направило письмо № 122 от 29.08.2023 (о согласовании замены утеплителя фасада, просьба предоставить проектное решение по усилению проемов, проектное решение по усилению отверстий под вентиляцию и др.).

Письмом от 01.09.2023 ООО «СОЮЗПРОЕКТ» направило предложение устройства технических мостков, направило уточненное техническое решение по устройству каркаса потолка в зрительном зале. Письмом от 15.09.2023 ООО «СОЮЗПРОЕКТ» предоставило проектное решение по усилению проемов в количестве 3 ш. (1 этаж).

В ходе исполнения контракта № 1 заказчиком неоднократно указывалось на допускаемую ООО «СК Орбита» просрочку исполнения обязательств по 5 этапам выполнения работ (2, 3, 4, 5, 6 этапы) (претензии от 12.09.2023, 07.08.2023, 31.07.2023, 27.07.2023, 25.07.2023, 18.07.2023, 17.07.2023, 14.07.2023, 13.07.2023, 12.07.2023, 11.07.2023, 10.07.2023 и т.д.).

18.09.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 1, согласно которому исполнитель неоднократно нарушил сроки выполнения работ, установленные 2, 3, 4, 5, 6 этапом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение 1 к контракту). В связи с вышеизложенным на основании ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, п. 10.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

22.09.2023 ООО «СК Орбита» направило в адрес заказчика ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому ООО «СК Орбита» производит работы в соответствии с графиком производства работ, подписанным заказчиком 23.08.2023. Отставаний от графика на период 18.09.2023 года не было. Поскольку «Заказчик» больше не желает сотрудничать с «Подрядчиком», а из-за нарушения прав подрядчика ООО «СК Орбита» тоже не хочет дальнейшего сотрудничества, общество предложило расторгнуть контракт №1 от 01.04.2022 г. по обоюдному согласию. На основании статьи 717 ГК РФ ООО «СК Орбита» просило заказчика оплатить выполненные работы, акты по форме КС-2 и КС-3 от 21.09.2023 г. на сумму 3 557 956,83 руб., оплатить дополнительные работы, выполненные ООО «СК Орбита», смета №09-04-04 на сумму 2 465 108,02 руб. Кроме того, просило оплаты за начатые, но недоделанные работы и строительные материалы, находящиеся на объекте.

Подрядчиком в материалы по обращению представлен График производства работ и финансирования на объекте «Реконструкция здания: МБУК «Евлашевский БДЦ», расположенного по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, р.п. Евлашево, пер. Центральный,8», в котором работы на сумму 34 456 797,09 руб. распределены на период с 21 августа 2023 по 15 ноября 2023 года.

Из сведений, размещенных в реестре контрактов единой информационной системы, контракт № 1 исполнен (работы приняты заказчиком) на сумму 40 163 658,73 руб. из 74 101 700,67 руб. (54,2 %).

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);

2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Письмо вручено под роспись директору ООО «СК Орбита» 18.09.2023.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В предоставленный десятидневный срок нарушение условий контракта со стороны подрядчика не устранено, в связи с чем решение об одностороннем отказе заказчика вступило в силу.

Дата расторжения контракта – 29.09.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078) (далее - Правила) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно пункту 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Учитывая обстоятельства расторжения контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является правомерным и соответствует положениям гражданского законодательства.

Как справедливо отмечено заказчиком, с даты заключения контракта (01.04.2022) до даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (18.09.2023) прошло более 17 месяцев, в течение которых подрядчиком выполнено 54,2 % работ по контракту. До конечной даты выполнения работ по контракту (15.11.2023) оставалось при этом менее 2-х месяцев, за которые подрядчику необходимо выполнить оставшиеся 45,8% работ. При заданном подрядчиком темпе выполнения работ оставшиеся 45,8% работ подрядчик выполнит чуть менее, чем за 15 месяцев.

С учетом изложенного у заказчика обоснованно возникли сомнения относительно возможности завершения оставшихся работ в установленный контрактом срок, в связи с чем он правомерно воспользовался правом, предоставленным частью 2 статьи 715 ГК РФ, и принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Относительно довода ООО «СК Орбита» о наличии графика, подписанного 23.08.2023 обеими сторонами, в соответствии с которым изменены сроки выполнения работ по контракту и который общество якобы соблюдало по срокам, Инспекция отмечает, что данный график не является частью контракта № 1. Изменение сроков не оформлено надлежащим образом в виде дополнительного соглашения к контракту № 1, изменение приложения № 1 к контракту не согласовано сторонами. Более того, как справедливо отмечено заказчиком, приложением к контракту № 1 в соответствии с пунктами 1.1, 13.6 является график выполнения строительно-монтажных работ. Наименование представленного обществом графика: «График производства работ и финансирования на объекте «Реконструкция здания: МБУК «Евлашевский БДЦ», расположенного по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, р.п. Евлашево, пер. Центральный,8».

Таким образом, график выполнения строительно-монтажных работ, окончательно согласованный сторонами путем заключения дополнительного соглашения 30.12.2022, не изменялся. Довод общества о том, что им не допущено нарушение промежуточных сроков, установленных контрактом, несостоятелен.

Согласно пояснениям ООО «СК Орбита», ненадлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств выразившееся в нарушении сроков исполнения, является следствием ненадлежащего исполнения обязательств Заказчиком и проектировщика:

‐ несвоевременная передача строительной площадки (Согласно пункта 5.2.1 Договора Заказчик обязан передать Подрядчику в течение 5 (пяти) рабочих дней после заключения контракта необходимую документацию и строительную площадку. Приемка-передачи документации и строительной площадки оформляется Сторонами актом приемки-передачи в произвольной форме. Однако строительная площадка была передана только 11.04.2022, а 15.04.2022 ООО «СК Орбита» приступило к выполнению работ на объекте, о чем свидетельствуют записи в Общем журнале работ);

‐ несвоевременное исполнение обязательств по оплате аванса (Договор заключен 01.04.2022. Однако согласно платежным поручениям №752, 753, 754 Заказчик оплатил Подрядчику аванс в размере 14 820 340,13 руб. лишь 29.06.2022. Заказчиком нарушены сроки перечисления аванса, а выполнение Подрядчиком работ в установленные сроки зависит от поступления аванса, в связи с чем ООО «СК Орбита» объективно не имело возможности выполнять работы в планируемом при заключении Договора периоде, так как не имело возможность приобрести материалы, конструкции, необходимые для производства работ);

‐ несвоевременное принятие мер по устранению препятствий и созданию Подрядчику необходимых условий для выполнения работ в установленные Контрактом сроки (Согласно подпунктам 1.1. и 5.3.5. Контракта Подрядчик вправе получать от Заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями Контракта, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ. В ходе исполнения Контракта у Подрядчика возникают препятствия, которые замедляют ход работы, так как требуют согласования с Заказчиком. В своих ответах на уведомления Подрядчика Заказчик указывает, что направляет все на согласование с проектировщиком. Также в ходе исполнения Контракта возникают дополнительные объемы работ, не предусмотренные проектной и рабочей документацией, выполнение которых Подрядчик согласует с Заказчиком, а Заказчик направляет на согласование с проектировщиком).

Инспекция полагает необходимым отметить, что передача строительной площадки в настоящем случае осуществлена не на 5-й рабочий день с даты заключения контракта (08.04.2022), а на 6-й рабочий день (11.04.2022), что, по мнению Инспекции, не может являться существенным в рамках всего срока исполнения контракта № 1 (1 год 7,5 месяцев).

Относительно невыполнения работ при неперечислении заказчиком аванса по контракту Инспекция отмечает, что с учетом условий договора выполнение работ по контракту не имеет встречного характера по отношению к обязанности уплатить аванс, то есть выполнение тех или иных работ по контракту не ставится в зависимость от выплаты аванса. Указание на целевое назначение средств аванса (п. 6.1 контракта № 1) не свидетельствует о зависимости начала работ от даты его перечисления подрядчику. В настоящем случае уплата аванса относится только к порядку расчетов по договору и не является условием начала выполнения работ, в связи с чем подрядчик не может не приступать к выполнению тех или иных работ, ссылаясь на то, что заказчик не произвел авансирование.

Вместе с тем, при принятии решения Инспекцией принято во внимание, что в ходе исполнения контракта № 1 на момент расторжения контракта подрядчиком выполнены (заказчиком приняты) работы в объеме более чем 50 % от цены контракта. В ходе исполнения контракта неоднократно возникала необходимость в пересмотре проектных решений, в связи с чем Инспекция приходит к выводу о том, что проектная документация не была лишена недостатков.

Кроме того, Инспекция в силу компетенции не может прийти к однозначному выводу о том, что работы по контракту № 1 в действительности не могли быть завершены ООО «СК Орбита» до конечного срока с учетом невозможности установить фактический объем работ на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, расторжения контракта (дата последнего акта приемки выполненных работ, согласно сведениям ЕИС, – 21.08.2023).

Инспекцией учтено, что подрядчик на протяжении срока выполнения работ вел активную переписку с заказчиком относительно способов выполнения работ, вносил предложения по изменению материалов, решений с целью обеспечения выполнения работ, по своей инициативе выполнял дополнительные работы, не предусмотренные проектной документацией.

Таким образом, в ходе исполнения контракта подрядчик совершал действия, направленные на выполнение обязательств по контракту. Поведение подрядчика не свидетельствует о намерении уклониться от исполнения взятых на себя обязательств.

В настоящем случае Инспекция Управления приходит к выводу о том, что применение санкции в отношении ООО «СК Орбита» в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не является необходимостью.

Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Инспекция Управления

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные заказчиком – МБУК «Евлашевский БДЦ» – об обществе с ограниченной ответственностью «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ОРБИТА» в реестр недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ОРБИТА»
ИНН 5835135945, ОГРН 1205800001747
МБУК «Евлашевский БДЦ»
ИНН 5803015660, ОГРН 1065803001550