Решение №058/06/99-449/2022 внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской ... от 28 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам внеплановой проверки

№ 058/06/99-449/2022

 

«28» июня 2022 года                                                                              г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

На основании приказа Пензенского УФАС России от 31.05.2022 № 69 инспекцией в составе:

Руководителя Инспекции:

  • <…> – руководителя Пензенского УФАС России,

Членов Инспекции:

  • <…> – начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком – администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района – при осуществлении закупки электрической энергии (договор энергоснабжения от 17.01.2022 № 158, заключенный с ООО «ТНС энерго Пенза»), а также закупок электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в отношении квартиры, находящейся в муниципальной собственности и расположенной по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1.

Проверка начата 31.05.2022, окончена 28.06.2022 (срок проведения проверки продлевался приказом Пензенского УФАС России от 14.06.2022 № 81 в пределах срока, предусмотренного пунктом 5 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576).

Юридический адрес проверяемой организации: администрация Старокаменского сельсовета Пензенского района Пензенской области, 440512, Пензенская область, Пензенский район, с. Старая Каменка, ул. Спиртзаводская, 1.

 

Внеплановой проверкой установлено:

 

Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком – администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района – при осуществлении закупки электрической энергии (договор энергоснабжения от 17.01.2022 № 158, заключенный с ООО «ТНС энерго Пенза»), а также закупок электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в отношении квартиры, находящейся в муниципальной собственности и расположенной по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1.

Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» в связи с поступлением обращений <…> (вх. № 2319э от 06.05.2022; № 2348э и № 2349э от 11.05.2022) о проведении внеплановой проверки соблюдения администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района Пензенской области требований законодательства о контрактной системе в части порядка и сроков оплаты полученной электроэнергии за январь 2022 года, а также в части порядка и сроков оплаты полученной электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в отношении муниципальной квартиры, находящейся по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1, за 2 квартал 2021 года.

В результате проведения внеплановой проверки инспекция Управления установила следующее.

1. 17.01.2022 между администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «ТНС энерго Пенза» заключен договор энергоснабжения № 158 (далее – Договор № 158). Согласно дополнительному соглашению сторонами согласованы объемы и стоимость поставки электрической энергии: 407 768,00 руб.

В силу части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Пунктом 4.4 Договора № 158 установлено, что исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности)производится Потребителем в адрес ГП в следующем порядке и сроки:

  • 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца,
  • 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца,
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных Потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Учитывая дату заключения договора – 17.01.2022, предварительная оплата в размере 30 % за январь не могла быть осуществлена в срок, установленный Договором № 158.

Относительно предварительной оплаты в размере 40 % установлено, что оплата не осуществлялась в связи с тем, что, как было установлено заказчиком из акта сверки взаиморасчетов (представлен в материалы внеплановой проверки) у администрации Старокаменского сельсовета имелась переплата в сумме 19 248,51 руб. Инспекцией установлено, что указанная переплата покрывает сумму счета на предварительную оплату в размере 40 %, то есть данная сумма фактически оплачена до окончания срока оплаты 25.01.2022.

Согласно счету-фактуре от 31.01.2022, в январе 2022 года ООО «ТНС энерго Пенза» поставило заказчику электрическую энергию на сумму 35 813,17 руб. Оплата в соответствии с указанным счетом-фактурой произведена 15.02.2022, то есть в срок, установленный договором № 158, о чем свидетельствуют заявки на оплату расходов №№ 101, 102.

Таким образом, нарушений в части порядка и сроков оплаты электрической энергии за январь 2022 года со стороны заказчика не выявлено.

2. Жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1, принадлежит администрации Старокаменского сельсовета Пензенского района на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданном 23.11.2011.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что коммунальные услуги в отношении многоквартирного дома, в котором расположено муниципальное жилое помещение, предоставляются МУП ЖКХ «Старокаменское».

МУП ЖКХ «Старокаменское» выбрано управляющей организацией для многоквартирного дома по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, в порядке решения собрания собственников помещений. МУП ЖКХ «Старокаменское» является управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией в одном лице для указанного многоквартирного дома. Как следует из пояснений МУП ЖКХ «Старокаменское», управляющей организацией предоставляется услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Ресурсоснабжающей организацией предоставляются следующие услуги: питьевая вода (питьевое водоснабжение), водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение.

Договор по управлению многоквартирным домом заключен МУП ЖКХ «Старокаменское» с собственниками помещений этого дома на основании решения собственников. По условиям договора управления от 08.07.2020 управляющая организация по заданию собственников обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, предоставлять коммунальные услуги собственникам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.

Как следует из пояснений заказчика, в жилом помещении в 2021 году никто не проживал. Договоры на поставку электрической энергии, тепловой энергии, услуг водоснабжения и водоотведения не заключались.

Данная информация подтверждается пояснениями, представленными МУП ЖКХ «Старокаменское», которое сообщило, что договор на оказание коммунальных услуг с МУП ЖКХ «Старокаменское» не заключался, во втором квартале 2021 года в помещении по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1, коммунальные услуги не потреблялись, так как в квартире никто не проживал.

К обращению <…> приложен платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за апрель 2021 года, согласно которому МУП ЖКХ «Старокаменское» рассчитало для собственника помещения по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1 – «Общежитие Администрация Ст. Каменка» размер платы за оказанные услуги в размере 826,08 руб., из которых 449,90 руб. – коммунальные услуги: отопление (общедом. нужды), 367,15 руб. – содержание и текущий ремонт жилого помещения; 4,76 руб. – содержание общего имущества: водоотведение для СОИ (общедом. нужды); 4,27 руб. – содержание общего имущества: холодная вода для СОИ (общедом. нужды).

Рассматриваемый платежный документ подтверждает отсутствие индивидуального потребления коммунальных услуг в квартире по указанному адресу.

Относительно иных оказанных и предъявленных к оплате МУП ЖКХ «Старокаменское» услуг следует отметить следующее.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан участвовать в издержках по содержанию и сохранению объекта долевой собственности соразмерно своей доле.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

Таким образом, приведенными нормами установлена императивная обязанность собственника по оплате содержания и текущего ремонта общего имущества, коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из пояснений администрации, администрацией данная оплата не осуществлялась в связи с отсутствием заключенного договора между заказчиком и МУП ЖКХ «Старокаменское». Отсутствие заключенного договора подтверждает МУП ЖКХ «Старокаменское».

С учетом установленных обстоятельств Инспекция Управления полагает, что неисполнение администрацией как собственником жилого помещения по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1, обязанности, вытекающей из жилищного и гражданского законодательства в настоящем случае не влечет нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Так, оплата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в силу с части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе является частью исполнения контракта, то есть одной из комплекса мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 3 Закона о контрактной системе, контрактом является государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Таким образом, для признания нарушения требований Закона о контрактной системе в части неисполнения обязанности по оплате товара, выполненных работ, оказанных услуг (часть 1 статьи 94 Закона о контрактной системе), необходимо наличие заключенного муниципального контракта, то есть гражданско-правового договора, который заключен от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.

 

Более того, ответственность, которая может наступить за нарушение срока и порядка оплаты товаров, выполненных работ, оказанных услуг муниципальным заказчиком, предусмотрена статьей 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), диспозиция которой предполагает нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд означает совершение совокупности действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Таким образом, отношения, регулируемые Законом о контрактной системе, а также отношения по применению мер административной ответственности за нарушения срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предполагают наличие контракта, при этом стороной такого контракта должен являться непосредственно заказчик, действующий от имени муниципального образования с целью удовлетворения муниципальных потребностей, в настоящем случае – администрация Старокаменского сельсовета Пензенского района.

Как установлено в ходе проведения внеплановой проверки, муниципальный контракт, сторонами которого бы являлись администрация Старокаменского сельсовета Пензенского района и МУП ЖКХ «Старокаменское», предполагающий оказание МУП ЖКХ «Старокаменское» услуг в отношении жилого помещения по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1, отсутствует.

Договор управления многоквартирным домом заключен от имени собственников жилых помещений многоквартирного дома № 2 по улице Молодежная в с. Старая Каменка. С учетом изложенного, невнесение администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района платы за жилое помещение характеризуется как неисполнение ей обязанности в качестве собственника жилого помещения, а не в качестве муниципального заказчика в понимании Закона о контрактной системе.

Таким образом, оснований для признания заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе в рассматриваемой части не имеется.

Отношения, связанные с неоплатой услуг МУП ЖКХ «Старокаменское», наличием задолженности в его пользу, в данном случае являются гражданско-правовыми и не могут повлечь привлечение к административной ответственности контрольным органом в сфере закупок.

Заключение

 

В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком – администрацией Старокаменского сельсовета Пензенского района – при осуществлении закупки электрической энергии (договор энергоснабжения от 17.01.2022 № 158, заключенный с ООО «ТНС энерго Пенза»), а также закупок электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в отношении квартиры, находящейся в муниципальной собственности и расположенной по адресу: Пензенская область, с. Старая Каменка, ул. Молодежная, д. 2, кв. 1, нарушений требований Закона о контрактной системе не выявлено.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны