Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 2 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№ 058/01/16-191/2020

 

«02» июля 2020 года                                                                                                  г. Пенза

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

- Д... – руководителя управления, председателя Комиссии;

-  К... – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В...  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие ответчиков:

– представителя МОБУ средняя общеобразовательная школа с. Алферьевка Н... (директор, выписка из ЕГРЮЛ);

– представителя ООО «Алюминстрой» К... (доверенность № 5 от 06.04.2020);

заинтересованного лица – представителей отдела образования администрации Пензенского района Пензенской области;

рассмотрев дело № 058/01/16-191/2020 в отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Алферьевка и общества с ограниченной ответственностью «Алюминстрой» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении контрактов с единственным поставщиком,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России (далее - Управление) поступила информация из прокуратуры Пензенского района Пензенской области о возможных нарушениях антимонопольного законодательства, допущенных Муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа с. Алферьевка (далее – МОБУ СОШ с. Алферьевка, Учреждение, ИНН 5829000869, ОГРН 1025801014843, ул. Школьная, д. 12, с. Алферьевка, Пензенский район, Пензенская область, 440502) при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В ходе рассмотрения поступившей информации установлено следующее.

Прокуратурой Пензенского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд МОБУ СОШ с. Алферьевка.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Пензенского района Пензенской области, установлено, что между МОБУ СОШ с. Алферьевка и обществом с ограниченной ответственностью «Алюминстрой» (далее – ООО «Алюминстрой», ИНН 5835118555, ОГРН 1165835062216, ул. 65-летия Победы, д. 9, кв. 330, г. Пенза, Пензенская область, 440047) на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заключены 3 договора на выполнение строительно-монтажных работ – капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка, а именно:

- договор подряда от 24.10.2019 № 119/19 на сумму 598 641, 84 руб. на выполнение работ по демонтажу дверных коробок, полотен, наличников, демонтажу и устройству полов, очистке и окрашиванию потолков;

- договор подряда от 24.10.2019 № 120/19 на сумму 213 742, 80 руб. на выполнение работ по окрашиванию потолков, покрытию полов лаком, устройству плинтусов и дверных проемов;

- договор подряда от 24.10.2019 № 130/19 на сумму 43 266, 96 руб. на выполнение работ по демонтажу светильников для люминесцентных ламп и монтажу светильников со светодиодной решеткой.

Таким образом, договоры с единственным поставщиком были заключены с одним лицом ООО «Алюминстрой» на общую сумму 855 651, 60 руб.

Дополнительным соглашением от 10.12.2019 г. к договору подряда от 24.10.2019 № 119/19 стороны договорились о внесении изменений в пункт 2.1 договора, а именно определить стоимость выполняемых подрядчиком работ в размере 490 341, 60 руб.

Дополнительным соглашением от 10.12.2019 г. к договору подряда от 24.10.2019 № 120/19 стороны договорились о внесении изменений в пункт 2.1 договора, а именно определить стоимость выполняемых подрядчиком работ в размере 202 474,08 руб.

В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий на софинансирование мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом МОБУ СОШ с. Алферьевка № 112 от 01.09.2019, заключенным между Отделом образования администрации Пензенского района Пензенской области и МОБУ СОШ с. Алферьевка, учреждению предоставлена субсидия на иные цели в размере 616 461,28 рублей и 262 592,04 рублей, всего 879 053,32 рублей. Срок перечисления субсидии – до 01.10.2019.

В соответствии со Сведениями о вносимых изменениях в план финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год № 1193 на 05.09.2019 в МОБУ СОШ с. Алферьевка поступили субсидии на иные цели (на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом) в размере 585 638,22 рублей.

В соответствии со Сведениями о вносимых изменениях в план финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год № 1268 на 17.09.2019 в МОБУ СОШ с. Алферьевка поступили субсидии на иные цели (на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом) в размере 262 592,04 рублей.

Таким образом, по состоянию на 17.09.2019 в МОБУ СОШ с. Алферьевка поступили субсидии на иные цели в размере 848 230,26 рублей.

Проанализировав вышеуказанные договоры подряда (№№ 119/19, 120/19, 130/19 от 24.10.2019) и представленные в антимонопольный орган документы и информацию Комиссия Управления установила, что заключенные договоры подряда направлены на достижение единой хозяйственной цели (выполнение строительно-монтажных работ – капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка), имеющей единый интерес, предмет – однородные услуги.

Различия предметов рассматриваемых контрактов усматриваются лишь в видах выполняемых работ в рамках проведения капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка в соответствии с локальными сметными расчетами №№ 02-01-01, 02-01-03, 02-01-02.

Место выполнения работ по контрактам также является идентичным – ул. Школьная, д. 12, с. Алферьевка, Пензенский район, Пензенская область, 440502. Срок выполнения работ по всем указанным контрактам – в течение 36 календарных дней (с 11.11.2019 по 16.12.2019).

Ответчиком - МБОУ СОШ с. Алферьевка в Пензенское УФАС России представлена единая смета на капитальный ремонт спортивного зала школы, утвержденная директором МБОУ СОШ с. Алферьевка, согласно которой стоимость работ, необходимых Заказчику для выполнения, составляет 992 990 рублей.

Таким образом, при наличии потребности в выполнении всего объема работ, предусмотренного сметой, Учреждением заключены 3 контракта на общую сумму 855 651, 60 рублей путем разделения такого объема на ремонт, монтаж:

- дверных коробок, полов (контракт № 119/19);

- потолков (контракт № 120/19);

- светильников (контракт № 130/19).

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Данная норма Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений о количестве договоров, не превышающих 600 000 рублей, в том числе, по данному и тому же виду услуг, у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок в случаях, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.

На момент подписания рассматриваемых договоров подряда у заказчика имелась нужда в закупке всего объема строительно-монтажных работ – капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка (демонтаж, устройство и окрашивание полов, дверных проемов и светильников, очистка и окрашивание потолков) на сумму 855 651, 60 руб., что превышает предельно допустимый размер стоимости контракта, при размещении которого стороны вправе заключить договор в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, указанные контракты, заключенные с единственным поставщиком, образуют единую сделку, «искусственно раздробленную» и оформленную самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Препятствий для проведения МБОУ СОШ с. Алферьевка конкурентной закупки не выявлено. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у МБОУ СОШ с. Алферьевка возможности проведения публичной процедуры закупки, в антимонопольный орган не представлено.

Заключение нескольких договоров до 600 000 рублей в целях избежания проведения конкурентных процедур и формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, не соответствует целям введения возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В результате заключения рассматриваемых договоров на выполнение строительно-монтажных работ – капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО «Алюминстрой» получило доступ к выполнению таких работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Отсутствие публичных процедур в данном случае не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственному поставщику и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанных договоров. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Согласно письменным пояснениям МБОУ СОШ с. Алферьевка, а также пояснениям, изложенным на заседаниях Комиссии Пензенского УФАС России, Учреждением проведение конкурентной процедуры для определения подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ не планировалось. Контракты на проведение капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка заключены с единственным поставщиком (ООО «Алюминстрой») в связи с поздним выделением денежных средств на выполнение указанных работ.

Однако, Комиссия Управления не принимает довод ответчика ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, в мае 2019 года обществом с ограниченной ответственностью «Юникс» проведено обследование объекта капитального строительства - спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка и определены рекомендуемые виды строительно-монтажных работ для проведения капитального ремонта спортивного зала школы (акт технического осмотра объекта капитального строительства, дефектная ведомость № 1).

Заказчику заблаговременно было известно об объеме строительно-монтажных работ необходимых для проведения капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка.

Более того, согласно пункту 1.3 договоров №№119/19, 120/19, 130/19 от 24.10.2019 дата начала выполнения работ определена - 11.11.2019. При этом, что послужило основанием для отсрочки начала выполнения работ на 17 календарных дней по договорам подряда заказчиком не пояснено.

Между тем, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что неспособность заказчика своевременно и надлежащим образом подготовить документацию для проведения закупки не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее заключать несколько контрактов с единственным поставщиком вместо проведения публичных процедур.

Таким образом, объективных причин, в силу которых Учреждением не было обеспечено своевременное проведение конкурентной процедуры, Пензенским УФАС России не установлено.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее также – Порядок) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Временным интервалом исследования товарного рынка следует считать 2019 год.

Продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с предметом рассматриваемых контрактов – работы по капитальному ремонту спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка (ОКВЭД 2 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий»).

Географические границы товарного рынка определены с учетом места выполнения работ по контрактам – с. Алферьевка Пензенской области.

В силу требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава МБОУ СОШ с. Алферьевка, Учреждение исполняет полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сфере образования.

Таким образом, МБОУ СОШ с. Алферьевка является субъектом ответственности по статье 16 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МБОУ СОШ с. Алферьевка и ООО «Алюминстрой» нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела материалы являются достаточными для принятия Комиссией решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны