Решение №ЕП/3183/23 Решение по жалобе от 21 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-522/2023

 

«18» сентября 2023 года                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), в составе:

- <...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- <...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- <...> – государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии

в отсутствие организатора торгов – финансового управляющего должника <...> и  подателя жалобы <...> (о дне, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),

рассмотрев жалобу <...> на действия (бездействие) организатора торгов - финансового управляющего <...>, оператора электронной площадки «Альфалот» (ООО «Аукционы Федерации») при организации и проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества должника Ямщикова С.С.: легковой автомобиль HYUNDAI SOLARIS, идентификационный номер: Z94K241CBNR310093, год изготовления: 2021 г., цвет: белый (сообщение в ЕФРСБ от 10.07.2023 №11925558; торги № 0100651, извещение размещено на ЭТП «Альфалот») в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 04.07.2023 поступила жалоба <...> на действия (бездействие) организатора торгов - финансового управляющего <...>, оператора электронной площадки «Альфалот» (ООО «Аукционы Федерации») при организации и проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества должника <...>: легковой автомобиль HYUNDAI SOLARIS, идентификационный номер: Z94K241CBNR310093, год изготовления: 2021 г., цвет: белый (сообщение в ЕФРСБ от 10.07.2023 №11925558; торги № 0100651, размещены на ЭТП «Alfalot.ru») (далее – Аукцион).

Из жалобы заявителя следует, что в связи с задержкой начала проведения Аукциона была не реализована возможность подачи ценового предложения в конкретном (благоприятном для заявителя) диапазоне.

В соответствии с уведомлением-требованием от 01.09.2023 № ЕП/2895/23 рассмотрение жалобы <...> назначено и проведено 07.09.2023 в 11 часов 00 минут.

Правовая позиция оператора электронной площадки «Альфалот» (ООО «Аукционы Федерации») изложена в отзыве на жалобу от 05.09.2023, из которого следует, что согласно журналу активности лота 23.08.2023 в 10 часов 09 минут податель жалобы просматривал лот и имел возможность подать предложение о цене. Таким образом, заявитель не был ограничен в возможности подать ценовое предложение.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

В соответствии с уведомлением-требованием от 08.09.2023 № ЕП/2977/23 рассмотрение жалобы <...> назначено и проведено 18.09.2023 в 10 часов 00 минут.

13.09.2023 от финансового управляющего <...> в Пензенское УФАС России поступили пояснения с приложением документов. Финансовый управляющий с доводами жалобы не согласился. Пояснил, что ввиду технических неполадок проведение аукциона началось 23.08.2023 в 10:07 по МСК. Тремя участниками из пяти допущенных к участию в аукционе поданы ценовые предложения. Согласно скриншоту письма от оператора торговой площадки, податель жалобы был уведомлен о времени начала аукциона и при желании мог принять участие в торгах. Цикл аукциона длился 32 минуты, что является достаточным и разумным сроком для принятия решения об участии в торгах и подачи своего ценового предложения, однако податель жалобы не воспользовался своим правом на участие в аукционе.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Закона о банкротстве, реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что жалоба подана <...> в пределах установленного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции срока.

В связи с изложенным, и принимая во внимание позицию, указанную в вышеприведенном письме ФАС России, жалоба <...> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Особенности реализации имущества гражданина определены статьей 213.26 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.26 Закона о банкротстве продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 138 настоящего Федерального закона с особенностями, установленными настоящим пунктом.

Начальная продажная цена предмета залога, порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества (абзац 2 пункта 4 статьи 213.26 Закона о банкротстве).

В силу статей 110 и 139 Закона о банкротстве процедура реализации имущества должника, признанного банкротом, включает в себя последовательное проведение первых, повторных торгов, а также торгов путем публичного предложения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Организатор торгов в числе прочего опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия.

Из пункта 13 статьи 110 Закона о банкротстве следует, если при проведении торгов используется открытая форма представления предложений о цене предприятия, организатор торгов проводит аукцион, в ходе которого предложения о цене предприятия заявляются участниками торгов открыто в ходе проведения торгов.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2022 по делу № А55-29412/2022 должник <...> признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества должника. Финансовым управляющим должника утвержден Теплов Алексей Сергеевич, ИНН 582704406654, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «ДЕЛО».

Конкурсным кредитором АО «Кредит Европа Банк (Россия), требования которого обеспечены залогом имущества, утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника Ямщикова Сергея Сергеевича (далее – Положение).

Согласно подразделу 2 раздела 1 Положения информационное сообщение о проведении открытого аукциона должно содержать, в том числе дату, время, место проведения открытых торгов и подведения результатов торгов.

10.07.2023 организатором торгов – финансовым управляющим <...> на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 11925558 о проведении торгов по продаже имущества должника <...> в форме открытого аукциона, информация о которых также размещена на ЭТП «Альфалот» (ООО «Аукционы Федерации»), извещение № 0100651.

Вид торгов: открытый аукцион.

Лот №1: Легковой автомобиль HYUNDAI SOLARIS Идентификационный номер: Z94K241CBNR310093.

Начальная цена лота – 1 443 600,00 руб.

Дата и время начала подачи заявок – 18.07.2023 10:00.

Дата и время окончания подачи заявок – 22.08.2023 17:00.

Дата и время проведения торгов – 23.08.2023 10:00.

Место проведения: электронная торговая площадка «Альфалот» в сети Интернет на сайте http://bankrupt.alfalot.ru/.

Подразделом 4 раздела 1 Положения определен порядок проведения открытого аукциона.

 В силу пункта 1 подраздела 4 раздела 1 Положения открытые торги проводятся в день, указанный организатором торгов в сообщении о проведении открытых торгов, в установленное время.

В соответствии с пунктом 3 подраздела 4 раздела 1 Положения оператор электронной площадки обеспечивает непрерывность проведения открытых торгов, функционирование программных и технических средств, используемых для проведения открытых торгов, в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.07.2015 г. № 495, а также равный доступ участников открытых торгов к участию в торгах.

Оператор электронной площадки размещает на ЭТП все представленные предложения о цене имущества должника и время их поступления, а также время до истечения срока представления предложений о цене. Доступ к данной информации предоставляется всем участником торгов (пункт 6 подраздела 4 раздела 1 Положения).

Пунктом 7 подраздела 4 раздела 1 Положения определено, что срок подачи предложений обновляется автоматически после повышения текущего максимального предложения о цене. Время срока подачи отсчитывается с подачи последнего предложения (или с начала торгов), отображается в закрытой части ЭТП и представляет собой обратный отсчет (оставшееся время) от одного часа с начала проведения открытых торгов, если ни одного предложения не подано, и тридцати минут с момента приема последнего предложения о цене до нуля минут.

В случае если в течение срока подачи предложений ни одного ценового предложения не поступает, открытые торги автоматически, при помощи программных и технических средств ЭТП завершаются.

Аналогичные положения отражены в Регламенте проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на электронной площадке Альфалот, размещенной на сайте http://bankrupt.alfalot.ru/ (утвержден приказом № 3 от 01.06.2021).

В сообщении №11925558 о проведении торгов по продаже имущества <...> в форме открытого аукциона, размещенном на сайте ЕФРСБ 10.07.2023 №11925558, а также в извещении о проведении торгов от 10.07.2023 № 010065 установлена дата и место проведения открытого аукциона: 23.08.2023 10:00 (Московское время МСК).

Из анализа представленных документов, в том числе, скриншота письма ЭТП «Альфалот», и пояснений финансового управляющего следует, что открытый аукцион начался 23.08.2023 в 10:07, то есть с задержкой, ввиду технических неполадок.

В материалы по жалобе представлен скриншот письма <...>  от ООО «Аукционы Федерации» (ЭТП «Альфалот»), информирующего его о том, что прием ценовых предложений на открытый аукцион был задержан и начался 23.08.2023 в 10:07.

Согласно протоколу №100651-1 о результатах проведения открытых торгов от 23.08.2023 в ходе проведения торгов поступили ценовые предложения от трех участников аукциона. Время подачи предложений: 10:07:52; 10:08:00; 10:09:17.

Цикл аукциона длился 32 минуты, что является достаточным и разумным сроком для принятия решения об участии в торгах и подачи своего ценового предложения.

Отсутствие по техническим причинам возможности подачи ценового предложения в первые 7 минут начала аукциона не препятствовала заявителю подать свое предложение о цене путем повышения текущего максимального предложения.

Согласно журналу активности лота, 23.08.2023 в 10:09, 10:12, 10:22 податель жалобы – участник аукциона <...> просматривал лот и имел возможность наравне с другими участниками торгов подать предложение о цене. Вместе с тем, он не воспользовался своим правом на участие в аукционе.

Доказательства, свидетельствующие о препятствии со стороны организатора торгов, либо электронной торговой площадки к подаче ценового предложения <...>, равно как и невозможности заявителя подать ценовое предложение, в антимонопольном органе при рассмотрении настоящей жалобы отсутствуют.

Таким образом, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях организатора торгов – финансового управляющего должника <...> нарушения действующего законодательства РФ.

Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу <...> на действия (бездействие) организатора торгов - финансового управляющего <...>, оператора электронной площадки «Альфалот» (ООО «Аукционы Федерации») при организации и проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества должника Ямщикова С.С.: легковой автомобиль HYUNDAI SOLARIS, идентификационный номер: Z94K241CBNR310093, год изготовления: 2021 г., цвет: белый (сообщение в ЕФРСБ от 10.07.2023 №11925558; торги № 0100651, извещение размещено на ЭТП «Альфалот») необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны