Предупреждение №2-18/17-2021 Предупреждение № 2-18/17-2021 ООО "Стройтермоизоляция" от 10 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Стройтермоизоляция»

 

ул. Кижеватова, д. 4, кв. 103,

г. Пенза, Пензенская область,

440031

 

s-t-i@inbox.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/17-2021
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

10 декабря 2021 года

 

г. Пенза

В Пензенское УФАС России поступило обращение АО «Почта России» в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Стройтермоизоляция» (ОГРН 1025801443040 ИНН 5837014294 Пензенская область, г. Пенза, ул. Кижеватова, 4-103) (далее –  ООО «Стройтермоизоляция», Общество) по вопросу нарушения требований действующего законодательства при заключении договора на отпуск тепловой энергии.

В обращении заявитель указывает на неправомерное указание со стороны ООО «Стройтермоизоляция» в проекте договора на отпуск тепловой энергии стоимости тепловой энергии, рассчитанной по нерегулируемой цене.

По результатам анализа полученных Пензенским УФАС России документов и информации установлено следующее.

ООО «Стройтермоизоляция» владеет на праве аренды объектами теплоснабжения  (котельными), расположенными по адресам: Пензенская область, с. Русский Камешкир, ул. Кирова, д. 10; Пензенская область, с. Неверкино, ул. Ленина, д. 17; Пензенская область, р.п. Сосновоборск, ул. Ленина, д. 60; Пензенская область, с. Чаадаевка,                    ул. Крупской, д. 43, на основании договора аренды недвижимого имущества от 06.12.2016 № 16.

ООО «Стройтермоизоляция» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии с использованием вышеуказанных источников теплоснабжения, что подтверждается письменными пояснениями Общества от 18.11.2021 № 84.

Письмом от 01.10.2021 № 71 ООО «Стройтермоизоляция» направило в адрес                АО «Почта России» проект договора на отпуск тепловой энергии № 5-10 (далее – проект договора № 5-10). Также, в письме от 01.10.2021 № 71 Общество указало, что в случае не заключения АО «Почта России» договора на предложенных                                               ООО «Стройтермоизоляция» условиях, потребитель будет отключен от теплоснабжения.

По условиям представленного проекта договора № 5-10 Поставщик                            (ООО «Стройтермоизоляция») обязуется отпустить потребителю (АО «Почта России») тепловую энергию до границ эксплуатационной ответственности для отопления зданий и помещений, принадлежащих АО «Почта России», а Потребитель обязуется принять и оплатить потреблённую тепловую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных Договором (пункт 1.1 проекта договора № 5-10).

Пунктом 4.1 проекта договора № 5-10 установлено, что стоимость услуг по настоящему договору определяется в соответствии с расчетом стоимости услуг (приложение № 2 к договору) и составляет 3194172 (три миллиона сто девяносто четыре тысячи сто семьдесят два) рубля 00 коп., в том числе НДС 20 % 532362 (пятьсот тридцать две тысячи триста шестьдесят два) рубля 00 коп.

Согласно Приложению № 2 к проекту договора № 5-10                                                     ООО «Стройтермоизоляция» самостоятельно рассчитало и определило стоимость тепловой энергии.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования № 1075) определены основные принципы и методы определения цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя и платы за подключение к системе теплоснабжения.

Перечень регулируемых цен в сфере теплоснабжения определен частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

На территории Пензенской области таким органом является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области на основании положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП.

Частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, а также пунктом 5(5) Основ ценообразования установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Согласно части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Аналогичные положения содержит пункт 5(2) Основ ценообразования.

С 1.01.2019 г. в случае, указанном в пункте 2 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, а также в пункте 5(2) Основ ценообразования, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 5(5) Основ ценообразования).

По смыслу указанных норм цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют критериям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, согласно которому при реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сохраняется, а также случая, предусмотренного частью 2 статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Пункт 5(5) Основ ценообразования определяет, что в случае производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год, цены (тарифы), предусмотренные пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с 01.01.2019г.

При этом, дерегулирование цен на тепловую энергию (мощность) теплоноситель осуществляется при условии соответствия критериям, установленным пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.

Указанная позиция соответствует позиции ФАС России, изложенной в письме от 28.06.2019 № ИА/54920/19.

В частности, для перехода на нерегулируемые цены, согласно пункту пункта 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении необходимо соблюдение в совокупности следующих условий:

1) теплоснабжающая организация владеет источником тепловой энергии (котельной) на праве собственности или ином законном основании (за исключением концессионного соглашения);

2) установленная мощность источника тепловой энергии составляет менее десяти гигакалорий в час и (или) теплоснабжающей организацией осуществляется поставка потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 г.;

3) реализуемая тепловая энергия не используется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным категориям потребителей;

4) теплопотребляющие установки потребителя (потребителей) технологически соединены с источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть;

5) теплопотребляющие установки и тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения;

6) к тепловым сетям, принадлежащим потребителю (потребителям) не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей;

7) тепловая сеть, соединяющая источник тепловой энергии и теплопотребляющие установки потребителя (потребителей), принадлежит на праве собственности и (или) ином законном основании теплоснабжающей организации или соответствующему потребителю (потребителям).

При этом, со стороны ООО «Стройтермоизоляция» не представлено доказательств соблюдения в совокупности всех условий, необходимых для перехода на нерегулируемые цены (тарифы) на тепловую энергию, а именно, документов, подтверждающих, следующее:

- установленная мощность источников тепловой энергии Общества составляет менее десяти гигакалорий в час и (или) теплоснабжающей организацией осуществляется поставка потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 г.;

- теплопотребляющие установки потребителя технологически соединены с источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть;

- теплопотребляющие установки и тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения;

- к тепловым сетям, принадлежащим потребителю (потребителям) не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей;

- тепловая сеть, соединяющая источник тепловой энергии и теплопотребляющие установки потребителя, принадлежит на праве собственности и (или) ином законном основании теплоснабжающей организации или соответствующему потребителю.

На основании изложенного, в рассматриваемой ситуации отсутствуют доказательства соблюдения ООО «Стройтермоизоляция» всех необходимых критерий для применения нормы пункта 3 части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении и перехода на нерегулируемые цены, определяемые соглашением сторон, в сроки, предусмотренные пунктом 5(5) Основ ценообразования.

При этом, в проекте договора № 5-10 ООО «Стройтермоизоляция» в нарушение положений Закона о теплоснабжении самостоятельно определило цену тепловой энергии для потребителя, а в случае несогласия АО «Почта России» с предложенными условиями, указало  на отключение объектов потребителя от теплоснабжения.

По информации, представленной уполномоченным органом регулирования тарифов на территории Пензенской области – Департаментом по регулированию тарифов и энергобережению Пензенской области, ООО «Стройтермоизоляция с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию в адрес Департамента не обращалось, тарифы на тепловую энергию Департаментом не утверждались (письмо от 18.11.2021 № 35/02-05/491).

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность в области оказания услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

По результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа установлено, что ООО «Стройтермоизоляция» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в рамках границ присоединенных тепловых сетей и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Действия ООО «Стройтермоизоляция» по включению в проект договора условий о расчетах за тепловую энергию по нерегулируемой цене в отсутствие документального подтверждения наличия правовых оснований для перехода на нерегулируемые цены, определяемые по соглашению сторон, сопровождающиеся сообщением о возможном отключении от теплоснабжения объектов потребителя в случае отказа рассмотрения и заключения договора на предложенных условиях, являются навязыванием невыгодных (не предусмотренных действующим законодательством) условий договора теплоснабжения и влекут (могут повлечь) ущемление интересов   АО «Почта России».

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в указанных действиях                                  ООО Стройтермоизоляция» признаков злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Стройтермоизоляция» о необходимости прекращения указанных действий в срок до __ декабря 2021 года путем прекращения навязывания АО «Почта России» невыгодных (прямо не предусмотренных действующим законодательством) условий договора на отпуск тепловой энергии.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Руководитель управления

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны