Решение (комиссия) №ЕД/1433/24 Решение по проверке от 27 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
МКП «Исток» ул. Компрессорная, д. 101, с. Бессоновка, Бессоновский район, Пензенская область, 442780 mkp-istok@mail.ru |
Решение по результатам внеплановой проверки
№ 058/10/99-107/2024
22 марта 2024 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
На основании приказа Пензенского УФАС России от 22.02.2024 № 17/24 «О проведении внеплановой проверки» инспекцией в составе:
Руководитель инспекции:
-
<...> – руководитель Пензенского УФАС России,
Члены инспекции:
-
<...> – начальник отдела контроля закупок,
-
<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок.
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком – муниципальным казенным предприятием Бессоновского района Пензенской области «Исток» (ранее МУП «Исток» ИНН 5809000187) (далее – МКП «Исток») при осуществлении закупочной деятельности в 2023-2024 годах.
Проверка начата 22.02.2024, окончена 22.03.2024.
Юридический адрес проверяемой организации: 442780, Пензенская область, Бессоновский район, с. Бессоновка, ул. Компрессорная, д.101.
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиком – МКП «Исток» при осуществлении закупочной деятельности в 2023-2024 годах в связи с поступлением обращения Профессиональной ассоциации специалистов и экспертов в сфере закупок.
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений».
Из обращения Профессиональной ассоциации специалистов и экспертов в сфере закупок следует, что заказчиком МКП «Исток» нарушен порядок осуществления закупок, установленный требованиями Закона о контрактной системе.
Из информации, представленной МКП «Исток», и размещенных в открытом доступе в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru, далее - ЕИС) документов в ходе настоящей внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Частью 2 статьи 2 Закона № 161-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
Как следует из сведений ЕГРЮЛ МКП «Исток» (ранее МУП «Исток») зарегистрировано при создании 31.05.2005. Исходя из положений Закона № 161-ФЗ относится к унитарным предприятиям.
Согласно части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:
1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая, что МКП «Исток» относится к унитарным предприятиям, то по общему правилу при осуществлении закупочной деятельности предприятие должно руководствоваться положениями части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Инспекцией Пензенского УФАС России установлено, что МКП «Исток» не входит в перечень предприятий, на которые распространяется исключение, предусмотренное пунктом 1 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе.
-
Согласно информации, содержащейся в ЕИС в сфере закупок МКП «Исток» по состоянию на 01.01.2023 не размещен правовой акт, предусмотренный частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (положение о закупке).
Таким образом, в 2023 году МКП «Исток» не подпадал под исключения, установленные пунктами 1 и 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе и при осуществлении закупочной деятельности должно было руководствоваться требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме.
По информации, представленной МКП «Исток» в 2023 году предприятием было осуществлено 8 закупок:
-
Договор №1/2023 от 01.01.2023 с ООО НПП «Пульс» на выполнение работ по размещению информации, перечень которой установлен приказом Минкомсвязи России, Минстроя России от 29.02.2016 №74/114/пр в ГИС ЖКХ на сумму 11 500,00 рублей в месяц;
-
Договор №1 от 12.01.2023 с Городновым Д.С. на аренду транспортного средства без экипажа на сумму 10 962,00 рублей;
-
Договор №1 от 01.02.2023 с Рыжковым В.В. на аренду транспортного средства без экипажа на сумму 3 000,00 рублей;
-
Договор №3 от 01.03.2023 с ЗАО «Беском» на аренду помещения на сумму 5 500,00 рублей в месяц;
-
Договор №1 от 11.05.2023 с Артемьевым А.И. на аренду транспортного средства без экипажа на сумму 2 874,00 рублей;
-
Договор №1 от 13.05.2023 с Ивановым С.А. на аренду транспортного средства без экипажа на сумму 6 901,00 рубль;
-
Договор №551-АХ от 06.10.2023 с АО «Взлет»;
-
Договор №РВ-02549 от 08.11.2023 купли-продажи автомобиля с ООО «АвтоРай» на сумму 1 364 900,00 рублей.
Кроме того, в 2023 году на исполнении у МКП «Исток» имелись также договоры, заключенные в предыдущие периоды:
-
Договор №249 от 01.10.2006 на снабжение электрической энергией и мощностью с ОАО «Пензенская энергосбытовая компания»;
-
Договор №250 от 01.08.2009 на доставку счетов-квитанций за коммунальные услуги с ФГУП «Почта России»;
-
Договор №2400172 от 23.12.2009 с ПАО «Ростелеком»;
-
Договор №10 от 01.01.2019 на предоставление стоянки и проезда по территории завода с ЗАО «Беском»;
-
Договор №10 от 01.07.2019 на оказание услуг спецтехники с ИП Колесниковым А.В.;
-
Договор №26 от 01.01.2020 на поставку нефтепродуктов с ООО «МЕГА-ОЙЛ»;
-
Договор поставки №40/8/2020 от 14.01.2020 с ООО «ГосКанцелярия»;
-
Договор №б/н от 01.01.2022 на оказание услуг спецтехники с ИП Авдониным М.В.;
-
Договор №б/н от 01.09.2021 на услуги охраны с ООО ЧОО «Кольчуга»;
-
Договор №ДП-2116485 от 21.09.2021 на услуги поставки товара с ИП Рыгаловым С.В.;
-
Договор №40-5-22137 от 18.10.2022 на поставку газа природного с ООО «Газпром межрегионгаз Пенза».
Вместе с тем, сведения об указанных закупках в ЕИС отсутствуют, в контрактах не указано основание их заключения в соответствии с Законом о контрактной системе.
Инспекцией Управления также установлено, что в ЕИС отсутствует план-график закупок МКП «Исток» на 2023 год, указанные контракты, а также информация об их исполнении отсутствует в реестре контрактов ЕИС.
На основании изложенного, указанные контракты заключены заказчиком с нарушением требований части 2.1 статьи 15, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, ответственность за что установлена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
2. В ходе проверки установлено, что МКП «Исток» 15.01.2024 было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МКП «Исток». Указанное положение размещено в ЕИС 22.01.2024.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе правовой акт, предусмотренный частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должен быть принят и размещен до начала года.
Таким образом, в 2024 году МКП «Исток» также не подпадает под исключения, установленные пунктами 1 и 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе и при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме.
На заседании Инспекции заказчиком представлен договор №ВЛКр-48-З/24 от 17.01.2024 на оказание услуг специализированной организации с ООО «ОТС-42».
В преамбуле договора указано, что договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе закупку надлежало осуществить в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Действие заказчика - МКП «Исток» в части осуществления закупок в 2024 году на основании Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не соответствует требованиям пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе.
В нарушение положений части 2.1 статьи 15, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчиком при осуществлении закупочной деятельности в 2023-2024 не применялись требования Закона о контрактной системе, ответственность за что установлена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком – МКП «Исток» при осуществлении закупочной деятельности в 2023-2024 годах выявлено нарушение требований части 2.1 статьи 15, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, ответственность за что установлена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Руководитель Инспекции |
|
<...> |
Участники Инспекции: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |
Исп.Присталова Н.Ю.
тел.(8412) 52-34-43
2024-1630