Решение (комиссия) №ЕК/4702/23 Решение от 18 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области 440052, г. Пенза, ул. Свердлова, д. 26 penza@fgup-ohrana.ru Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области 440008, Пензенская обл., г. Пенза, ул. Захарова, стр. 20 zakupki@58.sfr.gov.ru; osfr_penza@58.sfr.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-735/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«13» декабря 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;

  • <...> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

  • <...> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области (далее – ОСФР по Пензенской области):

– <...> (представитель по доверенности);

– <...> (представитель по доверенности),

со стороны заявителя – Филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области (далее – Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области/заявитель/податель жалобы):

– <...>. (представитель по доверенности);

– <...> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области на положения извещения при проведении заказчиком – ОСФР по Пензенской области электронного аукциона «Оказание охранных услуг» (извещение № 0355100017923000238 опубликовано 04.12.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

06.12.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области на положения извещения при проведении заказчиком – ОСФР по Пензенской области электронного аукциона «Оказание охранных услуг» (извещение № 0355100017923000238 опубликовано 04.12.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 12.12.2023 в 10 часов 30 минут.

Согласно доводу жалобы заказчик, закупая услуги по охране объектов ОСФР по Пензенской области, неправомерно не установил требование к участникам закупки, в соответствии с которым участник закупки не может являться лицом, осуществляющим частную охранную деятельность. В этой связи неправильно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК), поскольку заказчиком учитывались коммерческие предложения частных охранных организаций.

Представители заказчика участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

Представители заявителя участвуют в рассмотрении жалобы в очном порядке.

До рассмотрения жалобы заказчиком представлен отзыв на жалобу.

Во время заседания Комиссии Управления представители Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области поддержали доводы жалобы в полном объеме, указали, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в силу возложенных на него полномочий и функций относится к иным государственным органам в рамках перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587. В этой связи объекты Фонда, в частности ОСФР по Пензенской области, подлежат государственной охране. Отметили, что данная позиция подтверждается судебной практикой.

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указали, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы вне зависимости от осуществляемых ими функций не относятся к органам государственной власти. Законодательством указанный Фонд определен как государственный внебюджетный фонд, являющийся типом государственного учреждения. В подтверждение собственной позиции о правомерности установленного требования, в соответствии с которым участниками закупки могут быть как учреждение войск национальной гвардии Российской Федерации, так и частные охранные организации, представители заказчика сослались на письмо ФАС России № ПИ/29335/23 от 17.04.2023. Также указали, что при определении НМЦК среди прочих учитывалось коммерческое предложение Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области.

В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по жалобе в заседании объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 13.12.2023.

В ходе рассмотрения жалобы после перерыва представители заказчика указали, что в рамках рассматриваемой закупки подана лишь одна заявка, единственным участником является Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

04.12.2023 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355100017923000238 об осуществлении электронного аукциона «Оказание охранных услуг».

Начальная (максимальная) цена контракта – 899 796,62 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 12.12.2023 09:00 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 14.12.2023.

ИКЗ 231583601156558360100101240018010244.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно тексту извещения объектом закупки является «Оказание охранных услуг».

Заказчиком применены код ОКПД2: 80.10.12.200 «Услуги частных охранных организаций», а также соответствующие ему позиции КТРУ 80.10.12.000-00000008 «Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг)».

Пунктом 2 описания объекта закупки предусмотрено следующее.

Наименование характеристики

Значение характеристики

Вид услуги по охране

 

- Охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- Охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Использование мобильной группы

Да

Наличие оружия у сотрудников мобильной группы

Нет

Технические средства охраны на объекте

Средства видеонаблюдения, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства охранно-пожарной сигнализации, технические средства охранной сигнализации.

Места оказания охранных услуг определены в таблице, приложенной к техническому заданию, с указанием адресов объектов заказчика.

В извещении заказчиком установлено следующее требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона Российской Федерации от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с указанием следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. ¶Данное требование не применяется к Исполнителю, охранная деятельность которого не требует получения лицензии, а разрешена действующим законодательством Российской Федерацией в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими их полномочия.¶

Согласно статье 11 Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года №57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, предусмотрено, что здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации.

Статьей 2 Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее – Законе «О Социальном фонде России») определено правовое положение рассматриваемого Фонда.

Частью 1 статьи 2 Законе «О Социальном фонде России» установлено, что Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.

В силу части 22 статьи 2 Законе «О Социальном фонде России» Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.

Таким образом, установлено, что Социальный Фонд России, организационно-правовая форма которого определена как государственный внебюджетный фонд, являющийся типом государственного учреждения, не входит в категорию объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность. Указанная позиция также зафиксирована в письме ФАС России от 17.04.2023 № ПИ/29335/23.

Также Комиссия отмечает, что на участие в электронном аукционе была подана лишь одна заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения. При этом единственным участником является Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области. Податель жалобы каких-либо доказательств нарушения своих прав и законных интересов или прав иных участников закупки не представил.

Довод заявителя о НМЦК, сформированной ненадлежащим образом, не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии Управлении, поскольку на основании положений пункта 3 части 8 статьи 99 контроль определения и обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

В рамках внеплановой проверки, проводимой при рассмотрении жалобы, Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению (далее – дополнительные требования). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (пункт 1).

В соответствии с позицией 34 раздела 6 приложения к Постановлению № 2571 устанавливается дополнительное требование к наличию у участников закупки опыта оказания услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 предусмотрено, что позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Установлено, что в рассматриваемом случае объектом закупки является «Оказание охранных услуг». При этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей. Вместе с тем в извещении дополнительных требований в соответствии с Постановлением № 2571 к участникам закупки не установлено.

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в рассматриваемом случае с учетом предмета закупки, а также НМЦК заказчиком должно было быть установлено дополнительное требование согласно позиции 34 раздела 6 приложения к Постановлению № 2571. Таким образом, бездействие заказчика, выразившееся в неустановлении указанного дополнительного требования в извещении о проведении электронного аукциона, является нарушением требований части 4,5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за что установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При рассмотрении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания Комиссией принято во внимание следующее.

Установлено, что на участие в электронном аукционе была подана лишь 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения. При этом участник имеет необходимый опыт в соответствии с позицией 34 раздела 6 приложения к Постановлению № 2571.

Также Комиссия отмечает, что отсутствие дополнительного требования не мешает подателю жалобы либо иному заинтересованному лицу участвовать в электронном аукционе.

С учетом изложенного Комиссия полагает, что необходимость в выдаче обязательного для исполнения предписания в настоящем случае отсутствует.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области на положения извещения при проведении заказчиком – ОСФР по Пензенской области электронного аукциона «Оказание охранных услуг» (извещение № 0355100017923000238 опубликовано 04.12.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за что установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

2023-4496

 

 

Связанные организации

ОСФР по Пензенской области
ИНН 5836011565, ОГРН 1025801358186
Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Пензенской области
ИНН 7719555477, ОГРН 1057747117724