Решение №1241-3 Решение по жалобе от 17 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-212/2020

 

14 апреля 2020 года                                                           г. Пенза, ул. Урицкого,127

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П.... – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- К... – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В... – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии заявителя – представителей общества с ограниченной ответственностью «Школьник» (ИНН 5835009556, ОГРН 1025801202767, ул. Ладожская, д. 79, г. Пенза, Пензенская область, 440071) О... (директор), О... (доверенность б/н от 09.01.2020);

ответчика – представителя государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж транспортных технологий» (ИНН 5835120138, ОГРН 1165835068035, пр. Победы, д. 57, г. Пенза, Пензенская область, 440028) К... (доверенность б/н от 27.03.2020);

заинтересованного лица (победителя запроса котировок) – индивидуального предпринимателя Б... (лично);

рассмотрев жалобу ООО «Школьник» (ИНН 5835009556, ОГРН 1025801202767, ул. Ладожская, д. 79, г. Пенза, Пензенская область, 440071) на действия заказчика – государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж транспортных технологий» (ИНН 5835120138, ОГРН 1165835068035, пр. Победы, д. 57, г. Пенза, Пензенская область, 440028) при проведении запроса котировок (на бумажном носителе) на право заключения договора на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в отделении транспорта и дорожного хозяйства ГАПОУ ПО ПКТТ (извещение № 32008930452 от 27.02.2020, размещено на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 20.03.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Школьник» (ИНН 5835009556, ОГРН 1025801202767, ул. Ладожская, д. 79, г. Пенза, Пензенская область, 440071) на действия заказчика – государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж транспортных технологий» (ИНН 5835120138, ОГРН 1165835068035, пр. Победы, д. 57, г. Пенза, Пензенская область, 440028) при проведении запроса котировок (на бумажном носителе) на право заключения договора на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в отделении транспорта и дорожного хозяйства ГАПОУ ПО ПКТТ (извещение № 32008930452 от 27.02.2020, размещено на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru).

Из жалобы заявителя следует, что закупочная процедура проведена с нарушением действующего законодательства, ИП Б... необоснованно была признана победителем, так как заявка не соответствовала требованиям, установленным подпунктами 1, 4, 8, 9 пункта 10 Извещения о проведении запроса котировок, а именно:

- на момент подачи заявки ИП Б... не обладала правом оказания услуг по организации горячего питания в учреждениях профессионального образования;

- заявка не содержит сведений о наличии финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

- к заявке не приложены документы, подтверждающие положительную деловую репутацию и наличие опыта выполнения работ, оказания услуг.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 24.03.2020 № 955-3 назначено и проведено 31.03.2020 в 10 часов 00 минут.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации, а также в связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), учитывая Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, уведомлением от 31.03.2020 исх. № 1087-3 срок принятия решения по жалобе продлен, рассмотрение жалобы назначено на 14.04.2020 в 14 часов 30 минут.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 24.03.2020 № 955-3 назначено и проведено 31.03.2020 в 10 часов 00 минут.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации, а также в связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), учитывая Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, уведомлением от 31.03.2020 исх. № 1087-3 срок принятия решения по жалобе продлен, рассмотрение жалобы назначено на 14.04.2020 в 14 часов 30 минут.

На рассмотрении жалобы 14.04.2020 представители ООО «Школьник» доводы жалобы поддержали в полном объеме.

На заседании Комиссии 14.04.2020 представитель ГАПОУ ПО ПКТТ с доводами жалобы не согласился, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу (вх. № 1445э от 27.03.2020) поддержал в полном объеме, указав, что Извещением не установлен порядок подтверждения участником закупки соответствия требованиям, установленным подпунктом 8 и подпунктом 9 пункта 10 Извещения, в связи с чем, при рассмотрении заявок закупочной комиссией указанные подпункты не учитывались.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки после окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами, подавшими заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как установлено Комиссией Управления, 10.03.2020 на сайте http://zakupki.gov.ru/ размещен протокол подведения итогов запроса котировок. Жалоба ООО «Школьник» поступила в Пензенское УФАС России 20.03.2020. Обжалуемые ООО «Школьник» действия заказчика, совершены после истечения окончания срока подачи заявок. ООО «Школьник» является лицом, подавшим заявку на участие в запросе котировок.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Школьник» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При осуществлении закупочной деятельности ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Наблюдательным советом ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий» (протокол № 15 от 23.19.2019).

27.02.2020 ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий» разместило Извещение о проведении запроса котировок (на бумажном носителе) на право заключения договора на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в отделении транспорта и дорожного хозяйства ГАПОУ ПО ПКТТ (извещение № 32008930452 от 27.02.2020, размещено на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru).

Дата начала срока подачи заявок – 28.02.2020.

Дата окончания срока подачи заявок – 06.03.2020 в 09:00 (в текстовой версии Извещения, размещенной на сайте ЕИС – 05.03.2020 09:00).

Дата подведения итогов – 06.03.2020 (в текстовой версии Извещения, размещенной на сайте ЕИС – 05.03.2020 11:00).

Извещением о проведении запроса котировок установлена начальная (максимальная) цена договора – 2 460 099,00 руб.

Согласно Протоколу № 1 и Протоколу № 2 от 05.03.2020 на участие в запросе котировок поданы и допущены до участия 2 (две) заявки, победителем признан участник с ценовым предложением 2 457 271,30 руб.

1. Относительно довода заявителя об отсутствии на момент подачи заявки у ИП Б... права на оказание услуг по организации горячего питания, Комиссией Управления установлено следующее.

Положения Закона о закупках не предусматривают в качестве обязательного требования к участникам закупки наличие соответствующего кода ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Федеральной налоговой службы от 26.09.2005 № ВЕ-6-09/795@, внесение в ЕГРИП информации о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности носит заявительный характер и законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность предпринимателей представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности в случае их отсутствия в ЕГРИП.

Кроме того, вид деятельности, являющийся предметом рассматриваемой закупки, не относится к лицензируемым, не требует специального разрешения на его осуществление индивидуальным предпринимателем.

Следовательно, отсутствие в перечне видов экономической деятельности, указанных в ЕГРИП, вида деятельности соответствующего предмету закупки, не исключает возможности участия в закупке.

В связи с изложенным, указанный довод заявителя признан Комиссией Управления не обоснованным.

2. Относительно доводов заявителя об отсутствии в заявке ИП Б... сведений о наличии финансовых, материальных средств, необходимых для выполнения условий договора, а также документов, подтверждающих положительную деловую репутацию и наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно пункту 3 раздела 5 главы II Положения о закупке при необходимости Заказчик вправе предъявить к участникам закупки следующие квалификационные требования:

1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

2) положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения работ или оказания услуг.

Подпунктами 8 и 9 пункта 10 Извещения о закупке установлены следующие требования к участникам закупки:

- наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора.

- положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 25 Извещения в состав заявки входят следующие документы:

  1. Копии учредительных документов участника закупок (для юридических лиц);
  2. Копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  3. Выписку из ЕГРЮЛ (для юридических лиц) либо ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей).

Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в запросе котировок, помимо предусмотренных настоящим пунктом.

Извещением о проведении запроса котировок не регламентирован порядок подтверждения участником закупки наличия финансовых, материальных средств, необходимых для выполнения условий договора, положительной деловой репутации, опыта выполнения работ. В извещении отсутствует информация о том, какие документы необходимо представить участнику закупки в качестве подтверждения соответствия указанным требованиям.

Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

С целью обеспечения равного доступа заинтересованных лиц к проведению закупок заказчикам в документации о закупке в соответствии с положением о закупке целесообразно устанавливать исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, а также к представляемым в составе заявки документам и информации.

При этом Закон N 223-ФЗ и Положение о закупках не содержит запретов на установление заказчиком требований к участникам о необходимости в составе заявки представлять документы, подтверждающие наличие финансовых, материальных средств, необходимых для выполнения условий договора, положительной деловой репутации, опыта выполнения работ.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок для проведения процедур закупок товаров, работ, услуг и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации и предусмотрены положением о закупке.

При этом, согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Устанавливая в подпункте 8 и 9 пункта 10 Извещения требования, о наличие у участника закупки финансовых, материальных средств, необходимых для выполнения условий договора, положительной деловой репутации, опыта выполнения работ, и не конкретизируя какие именно документы должны быть представлены в подтверждение указанных требований, заказчиком - ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий» допускается нарушение пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как данное требование не позволяет участникам представить необходимые документы в силу их неопределенности.

Из анализа заявки ИП Б.... установлено, что заявка соответствует требованиям Извещения о закупке, содержит все документы, которые должны быть представлены участником согласно Извещению.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что Извещением не предусмотрено предоставление участником документов, подтверждающих соответствие подпунктам 8 и 9 пункта 10 Извещения, у закупочной комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в закупке ИП Б....

Кроме того, как пояснил представитель Заказчика, заявки участников не оценивались на соответствие указанным требованиям, так как Извещением не предусмотрено предоставление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника подпунктам 8 и 9 пункта 10 Извещения.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, по результатам запроса котировок между ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий» и ИП Б... заключен договор на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в отделении транспорта и дорожного хозяйства ГАПОУ ПО ПКТТ (договор № 6 от 23.03.2020).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления,

РЕШИЛА:

1.         Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Школьник» (ИНН 5835009556, ОГРН 1025801202767, ул. Ладожская, д. 79, г. Пенза, Пензенская область, 440071) на действия заказчика – государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж транспортных технологий» (ИНН 5835120138, ОГРН 1165835068035, пр. Победы, д. 57, г. Пенза, Пензенская область, 440028) при проведении запроса котировок (на бумажном носителе) на право заключения договора на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в отделении транспорта и дорожного хозяйства ГАПОУ ПО ПКТТ (извещение № 32008930452 от 27.02.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2.         Признать организатора торгов - государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж транспортных технологий» (ИНН 5835120138, ОГРН 1165835068035, пр. Победы, д. 57, г. Пенза, Пензенская область, 440028) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.         Обязательное для исполнения предписание организатору торгов -  государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский колледж транспортных технологий» (ИНН 5835120138, ОГРН 1165835068035, пр. Победы, д. 57, г. Пенза, Пензенская область, 440028) не выдавать.

4.         Материалы жалобы передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны