Решение б/н решение от 23 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/5-119/2023

 

23 мая 2023  года                                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

        Резолютивная часть решения объявлена  23 мая 2023 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 058/05/5-119/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя  по факту распространения в январе-феврале 2023 года в эфире радиостанции «Мост Радио» (102.8 FM) рекламы компании «Акватайм» со слоганом «мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Пензенского УФАС поступило обращение , перенаправленное Федеральной антимонопольной службой (от 22.02.2023 вх. № 649-э), о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении в январе-феврале 2023 года в эфире радиостанции «Мост радио» (102.8 FM) рекламы компании «Акватайм» со слоганом «мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене».

Пензенским УФАС России определением от 09.03.2023 по факту распространения рекламы компании «Акватайм» со слоганом «мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене» на частоте 102.8 FM в эфире радиостанции «Мост радио», возбуждено дело № 058/05/5-119/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5  «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 05.04.2023. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена ИП 

Определением от 05.04.2023 исх. №709-2 рассмотрение дела было отложено до 23.05.2023.

На рассмотрение дела 23.05.2023 ИП  не явилась. ИП  в установленном порядке уведомлена о дате, месте и времени рассмотрения дела № 058/05/5-119/2023 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №80084083718911).

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу:

В январе-феврале 2023 года в эфире радиостанции «Мост Радио» (102.8 FM) распространялась информация следующего содержания:

- «Относитесь к себе хорошо. Каждый день пейте только лучшую воду. Компания «Акватайм» заботится о вас и доставляет воду по Пензе абсолютно бесплатно. Мы можем предложить вам как местные бренды «Сурская», «Чистая вода», «Кувака», так и прекрасно зарекомендовавшую себя воду из источников Кавказа «Архыз», «Кубай», «Пилигрим». Мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене. Для заказа звони 256-256».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, в данном случае к услугам компании «Акватайм» («Мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в рассматриваемой рекламе используется выражение: «Мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене» без указания какого-либо подтверждения данному сравнению.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.

Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке работает несколько десятков предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей, предлагающих аналогичные услуги, оказываемым компанией «Акватайм».

Рынок, на котором осуществляет свою деятельность компания «Акватайм», является конкурентным, и утверждение «мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене» носит недостоверный характер.

При этом информация «мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене» в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была, доказательств, свидетельствующих, что данная компания имеет какие-либо преимущества перед другими компаниями, Комиссии не представлено.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Текст рассматриваемой рекламы содержит утверждение «мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене», однако, потребитель указанной рекламы не может располагать сведениями о том, по каким критериям проведено данное сравнение.

В данном случае, использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно ценовых параметров и характеристиках товара (продукции) может ввести потребителя рекламы в заблуждение, создать неверное представление о характеристиках товара и ценовых преимуществах компании «Акватайм», и тем самым, обмануть ожидания о приобретении продукции, реализуемой компанией «Акватайм».

Кроме того, используемая в рекламе фраза «мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене» однозначно указывает, что цены на воду являются самыми низкими среди иных цен на воду других производителей.

В связи с чем, можно сделать вывод о том, что рекламируемый компанией «Акватайм» товар, путем указания фразы «мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене» противопоставляется товарам иной торговой сети.

Исходя из вышеизложенного, используемое в рекламе словосочетание «Мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене», содержащее не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, в силу отсутствия каких-либо конкретных критериев сравнений и объективных подтверждений, указывает на наличие в рекламе признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе компании «Акватайм» со слоганом «Мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене», размещенной в эфире радиостанции «Мост радио» на частоте 102.8 FM, признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рекламы компании «Акватайм» является индивидуальный предприниматель См, что подтверждается договором от 01.01.2023 №б/н с ООО «Виктория плюс» на изготовление и /или размещение рекламно-информационных материалов в эфире радиостанции «Мост Радио» (102.8 FM).

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ИП  нарушила требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе со слоганом «Мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене», размещенной на частоте 102.8 FM в эфире радиостанции «Мост Радио», ИП представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу компании «Акватайм» со слоганом: «Мы предлагаем лучшую воду по лучшей цене», распространяемую ИП  в январе-феврале 2023 года в эфире радиостанции «Мост Радио» (102.8 FM), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать рекламодателю – ИП предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.

 

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны