Решение №ЕК/979/23 Решение РНП от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

058/10/104-218/2023

 

«25» апреля 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок (далее – Инспекция, Инспекция Управления) в составе:

  • <...> – заместителя руководителя Инспекции, начальника отдела контроля закупок;

  • <...> – члена Инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

  • <...> – члена Инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

при участии

со стороны заявителя – ООО «СК Зорка» - <...>;

в отсутствие заказчика – администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,

рассмотрев представленные заказчиком – администрацией Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области документы и сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Строительная компания Зорка» (ИНН 7751198614, КПП 775101001), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта от 26.10.2021 № 9/21-ЭА на разработку проектно-сметной документации на объект "Строительство водозаборного узла в п. Подлесный Бессоновского района Пензенской области" (реестровый номер контракта 3580901271421000015, заключенного по результатам проведения электронного аукциона (извещение от 05.10.2021 № 0355300100621000091), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика – администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области – о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Строительная компания Зорка» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта от 26.10.2021 № 9/21-ЭА на разработку проектно-сметной документации на объект "Строительство водозаборного узла в п. Подлесный Бессоновского района Пензенской области" (реестровый номер контракта 3580901271421000015, заключенного по результатам проведения электронного аукциона (извещение от 05.10.2021 № 0355300100621000091).

Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 19.04.2023 (исх. № 655-4э) назначено на «24» апреля 2022 года в 15 часов 00 минут.

Представитель ООО «Строительная компания Зорка» участвует в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

В целях изучения представленных для рассмотрения Инспекции Управления документов и информации, получения дополнительных сведений в заседании Инспекции Управления был объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 25.04.2023.

На заседании Инспекции представитель ООО «Строительная компания Зорка» поддержал доводы, содержащиеся в письменных пояснениях от 24.04.2023.

В результате осуществления проверки сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением исполнителем обязательств по контракту, Инспекцией Управления установлено следующее.

05.10.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355300100621000091 о проведении электронного аукциона «Разработка проектно-сметной документации на объект: "Строительство водозаборного узла в п. Подлесный Бессоновского района Пензенской области"» для нужд заказчика – администрации Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области.

Идентификационный код закупки (ИКЗ) 213580901271458090100100210017112414.

26.10.2021 по итогам проведения электронной процедуры между администрацией Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области и ООО «Строительная компания Зорка» заключен муниципальный контракт № 9/21-ЭА (далее – Контракт от 26.10.2021).

Реестровый номер контракта – 3580901271421000015.

Цена контракта – 2 100 000,00 руб.

Согласно пункту 1.1 Контракта от 26.10.2021, подрядчик в установленные сроки согласно Контракту обязуется осуществить подготовку проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 Контракта (далее – соответственно Работы, Проектная документация, Объект), передать в соответствии с Контрактом Заказчику результаты указанных Работ, а Заказчик обязуется принять результаты Работ и уплатить определенную Контрактом цену.

Пунктами 2.1, 2.2 Контракта от 26.10.2021 предусмотрено, что объем и содержание Работ определены заданием на проектирование объекта капитального строительства (далее – задание на проектирование) (Приложение № 1 к Контракту).

Сроки начала подготовки Проектной документации, окончания подготовки Проектной документации, получения заключения государственной экспертизы определены графиком выполнения Работ (Приложение № 3 к Контракту) (далее – График выполнения Работ), а сроки и размеры оплаты выполненных в соответствии с Контрактом Работ (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных работ в случае досрочного прекращения Контракта) - графиком оплаты выполненных Работ (Приложение № 4 к Контракту) (далее – График оплаты выполненных Работ).

График выполнения работ и График оплаты выполненных работ являются неотъемлемой частью Контракта и в совокупности составляют График исполнения Контракта.

Графиком выполнения работ (приложение № 1 к Контракту от 26.10.2021) определены следующие работы и сроки их выполнения:

п/п

Наименование выполняемых видов и этапов работ

Сроки начала выполнения работ

Сроки окончания выполнения работ

1

Предпроектные работы

 

С даты заключения контракта

В течении 1 месяца с даты заключения контракта

2.

Разработка, согласование, прохождение гос.экспертизы проекта, получение заключения о проверке достоверности сметной стоимости

 

В течении 7 месяцев после выполнения п. 1.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 12.3 Контракта от 26.10.2021 установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Любые изменения условий Контракта (в том числе приложений Контракта) приобретают юридическую силу, если они составлены в письменной форме в виде дополнительных соглашений к Контракту и подписаны каждой из Сторон.

Таким образом, Контрактом от 26.10.2021 предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

Согласно статье 758 Гражданского кодекса РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В соответствии с положениями статьи 715 ГК РФ заказчик во время выполнения работ подрядчиком вправе отказаться от исполнения договора в следующих случаях:

- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).

Согласно представленным в материалы по обращению документам и информации, исполнение Контракта от 26.10.2021 осуществлялось в следующем порядке:

08.11.2021 заказчик направил в адрес ООО «Строительная компания Зорка» письмо, в котором заказчик в ответ на запросы подрядчика от 02.11.2021, 03.11.2021 сообщил, что им направлены запросы на технические условия, на выдачу градостроительного плана на земельный участок в уполномоченные организации, ответы будут представлены ООО «Строительная компания Зорка» после получения.

12.11.2021 ООО «Строительная компания Зорка» заключен договор на проведение инженерно-геодезических изысканий по объекту «Строительство водозаборного узла в п. Подлесный Бессоновского района Пензенской области» на сумму 43 000 руб.

24.12.2021 ООО «Строительная компания Зорка» заключен договор на проведение инженерно-геодезических изысканий по объекту «Строительство водозаборного узла в п. Подлесный Бессоновского района Пензенской области» на сумму 65 000 руб.

11.01.2022 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо, в котором указано, что по состоянию на 11.01.2022 запрашиваемые ранее у администрации документы, о которых идет речь в письме администрации от 08.11.2021, не получены, в связи с чем общество просит продлить срок исполнения Контракта от 26.10.2021 на 3 месяца.

21.01.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение к Контракту от 26.10.2021, которым внесены изменения в график выполнения работ, срок исполнения контракта продлен:

 

20.01.2022 ООО «Строительная компания Зорка» в адрес заказчика направлен запрос технических условий на электроснабжение, актуального баланса водопотребления п. Подлесный.

01.02.2022 ООО «Строительная компания Зорка» заключен договор на разработку гидрогеологического заключения о возможности организации водоснабжения за счет подземных вод с. Подлесный Бессоновского района Пензенской области на сумму 25 000 руб.

28.02.2022 оформлено гидрогеологическое заключение № 249.

01.03.2022 оформлен акт № 23 сдачи-приемки услуг по разработке гидрогеологического заключения.

02.03.2022 ООО «Строительная компания Зорка» заключен договор на разработку проекта геологического изучения недр на сумму 210 000 руб.

05.07.2022 между ООО «Строительная компания Зорка» и ООО «НПК «Недра-Плюс» заключен договор № 01-07/2022, в результате исполнения которого разработан проект на проведение поисково-оценочных работ по объекту: поиски и оценка запасов подземных вод для водоснабжения пос. Подлесный Бессоновского района Пензенской области. Недропользователь – МУП Бессоновского района «Исток».

20.11.2022 проектная документация на проведение работ по объекту «Геологическое изучение с целью поисков и оценки запасов подземных вод на участке недр МУП «Исток», расположенном в п. Подлесный Бессоновского района Пензенской области» получила положительное экспертное заключение Средне-Волжского территориального отделения ФГКУ «Росгеолэкспертиза».

28.11.2022 заказчиком в адрес ООО «Строительная компания Зорка» направлена претензия о невыполнении условий муниципального контракта, в которой указано на просрочку исполнения обязательств подрядчиком на 59 дней.

30.11.2022 ООО «Строительная компания Зорка» направило заказчику письмо, в котором просило продлить срок исполнения Контракта от 26.10.2021 до 01.04.2023 в связи с большими временными затратами на получение полного объема исходно-разрешительной документации.

01.12.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение к Контракту от 26.10.2021, которым внесены изменения в график выполнения работ, срок исполнения контракта продлен:

 

14.02.2023 заказчиком в адрес ООО «Строительная компания Зорка» направлен запрос информации о ходе исполнения контракта.

03.04.2023 (за исх. № 44) заказчиком вынесено распоряжение о необходимости расторгнуть Контракт от 26.10.2021 в одностороннем порядке.

13.04.2023 в ответ на распоряжение № 44 ООО «Строительная компания Зорка» в адрес заказчика направлено письмо, в котором общество просит продлить срок исполнения контракта до 30.10.2023.

05.04.2023 заказчиком размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе подписано и размещено в ЕИС, получено поставщиком 05.04.2023.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В предоставленный десятидневный срок нарушение условий контракта со стороны исполнителя не устранено, в связи с чем решение об одностороннем отказе заказчика вступило в силу.

Дата расторжения контракта – 17.04.2023.

В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Обращение заказчика поступило в контрольный орган с помощью функционала ЕИС 18.04.2023, то есть направлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078) (далее - Правила) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно пункту 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Учитывая все установленные в рамках рассмотрения обращения обстоятельства, Инспекция сообщает, что процедура расторжения контракта осуществлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Как следует из документов и информации, представленных в рамках рассмотрения обращения, ООО «Строительная компания Зорка» приступило к исполнению обязательств по контракту, осуществляло работы, необходимые для подготовки проектной документации. Согласно пояснениям общества, им в течение срока выполнения работ по контракту осуществлены следующие действия:

Ведомость работ по объекту:

Строительство водозаборного узла в п. Подлесный Бессоновского

района Пензенской области

Этап

Наименование работ

Ответственный

Статус

1

Технические условия

Администрация Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской обл.

Выполнено

2

Инженерные изыскания

ООО «СК Зорка»

Выполнено

3

Разработка гидрогеологического заключения о возможности водоснабжения за счет подземных вод

ООО «СК Зорка»

Выполнено

4

Разработка предварительного плана земельного участка с расположением скважины, водонапорной башни, хоз. блока, строений в радиусе 50 м.

ООО «СК Зорка»

Выполнено

5

Получение лицензии на изучение недр

ООО «СК Зорка»

Выполнено

6

Разработка проекта геологического изучения недр

ООО «СК Зорка»

Выполнено

7

Прохождение Росгеолэкспертизы

ООО «СК Зорка»

Выполнено

8

Разработка проектной документации по строительству скважины, подземной насосной станции, водонапорной башни, хоз. Блока, сетей. Разработка проекта ЗСО

ООО «СК Зорка»

Разрабатывается

9

Прохождение СЭЗ

Администрация Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской обл.

Не выполнено

10

Прохождение экспертизы проектной документации, сметной документации

Администрация Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской обл.

Не выполнено

По словам представителя общества, при участии в закупке общество полагало, что предоставленного в соответствии с контрактом времени хватит на подготовку проектной документации. Однако, около полугода подрядчик не получал от заказчика технические условия для проведения работ, далее следовало длительное получение лицензии для работы с недрами, которая в результате была получена. После получения лицензии, которой был определен тип скважины, был сделан проект на скважину, который подвергся экспертизе. В настоящее время подрядчик ведет работы по завершению проектной документации.

Инспекцией Управления учтено, что в ходе исполнения контракта подрядчик совершал действия, направленные на выполнение обязательств по контракту, заключал договоры с субподрядчиками, получал результаты выполнения субподрядчиками работ по договорам, организовывал прохождение экспертизы, получение лицензии и т.д. В течение срока исполнения контракта также вел активную переписку с заказчиком, сообщая о выполняемых и выполненных действиях в отношении работ по Контракту от 26.10.2021.

Поведение подрядчика свидетельствует о намерении в полном объеме выполнить работы по контракту, при этом отсутствуют основания полагать, что подрядчик, действуя недобросовестно, имел умысел уклониться от исполнения взятых на себя обязательств.

При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что санкция в отношении ООО «Строительная компания Зорка» в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения ООО «Строительная компания Зорка».

В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Управления установлено следующее.

При исполнении Контракта от 26.10.2021 заказчиком по соглашению сторон дважды вносились изменения в график выполнения работ, то есть изменялся срок выполнения работ по контракту.

В первоначальной редакции графика выполнения работ к Контракту от 26.10.2021 определены следующие сроки выполнения работ:

1 Предпроектные работы – С даты заключения контракта – В течении 1 месяца с даты заключения контракта

2. Разработка, согласование, прохождение гос.экспертизы проекта, получение заключения о проверке достоверности сметной стоимости – В течении 7 месяцев после выполнения п. 1.

21.01.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение к Контракту от 26.10.2021, которым внесены изменения в график выполнения работ, срок исполнения контракта продлен:

1 Предпроектные работы – С даты заключения контракта – В течении 2 месяцев с даты заключения контракта

2. Разработка, согласование, прохождение гос.экспертизы проекта, получение заключения о проверке достоверности сметной стоимости – В течении 9 месяцев после выполнения п. 1.

01.12.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение к Контракту от 26.10.2021, которым внесены изменения в график выполнения работ, срок исполнения контракта продлен:

1 Предпроектные работы – С даты заключения контракта – В течении 2 месяцев с даты заключения контракта

2. Разработка, согласование, прохождение гос.экспертизы проекта, получение заключения о проверке достоверности сметной стоимости – Не позднее 01.04.2023.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в названной части статьи 95 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В соответствии с частью 1 статьи 763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 766 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 статьи 767 ГК РФ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (часть 2 статьи 767 ГК РФ).

Из системного анализа приведенных норм следует, что существенным условием контракта для государственных или муниципальных нужд является срок выполнения работ.

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.

Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.

Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (ст. 46 Закона) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.

У Инспекции Управления отсутствует основания полагать, что в настоящем случае у заказчика имелись основания для изменения сроков выполнения работ по Контракту от 26.10.2021 дополнительными соглашениями от 21.01.2022, 01.12.2022.

Из текста дополнительного соглашения от 21.01.2022 следует, что изменения в Контракт от 26.10.2021 внесены на основании пункта 3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктов 12.3, 12.10 Контракта от 26.10.2021, в связи с задержкой получения исходных данных для проектирования.

Текст дополнительного соглашения от 01.12.2022 в части оснований для внесения изменений в контракт аналогичный.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, указанный случай изменения условий контракта по соглашению сторон не распространяется на настоящий контракт

Из пунктов 12.3, 12.10 Контракта от 26.10.2021 следует, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Любые изменения условий Контракта (в том числе приложений Контракта) приобретают юридическую силу, если они составлены в письменной форме в виде дополнительных соглашений к Контракту и подписаны каждой из Сторон.

Подрядчик в период действия Контракта вправе требовать продления сроков исполнения обязательств по Контракту, предусмотренных Контрактом, в случае нарушения Заказчиком более чем на один месяц сроков исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4.1.1 – 4.1.8 Контракта, если исполнение таких обязательств Подрядчиком технологически и (или) организационно взаимосвязано с завершением исполнения обязательств Заказчиком. В указанном случае Подрядчик обязан письменно уведомить Заказчика о необходимости продления сроков, предусмотренных Графиком выполнения работ, на период, равный просрочке выполнения таких обязательства Заказчиком, с приложением проекта дополнительного соглашения к Контракту. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Заказчиком указанного уведомления последний обязан подписать проект дополнительного соглашения к Контракту, либо письменно отказаться от его подписания и требовать расторжения Контракта в порядке, установленном пунктами 12.21 – 12.22 Контракта.

В ходе исполнения контракта был период, когда подрядчик ожидал от заказчика предоставления документов для выполнения работ (технические условия, градостроительный план). В том случае, если дополнительное соглашение от 21.01.2022 может быть связано с непредоставлением со стороны заказчика документов, то заключение второго дополнительного соглашения не может быть обосновано названными положениями контракта.

С учетом изложенного Инспекция полагает, что изменение сроков выполнения работ по Контракту от 26.10.2021 нарушает требования части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку не относится к числу исключительных случаев изменения существенных условий контракта, указанных в данных нормах.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Инспекция Управления

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные заказчиком – администрацией Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области – об обществе с ограниченной ответственностью «Строительная компания Зорка» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Передать материалы по обращению должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<...>

 

 

Связанные организации

Администрация Бессоновского сельсовета
ИНН 5809012714, ОГРН 1025800680751
ООО "СК ЗОРКА"
ИНН 7751198614, ОГРН 1217700250470