Предупреждение №2-18/10-2021 предупреждение 2-18/10-2021 от 4 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/10-2021
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

04 октября 2021 года

г. Пенза

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области  (далее – Пензенское УФАС России) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о защите конкуренции установлено следующее.

В сентябре 2021 года на фасаде здания по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, д. 16/42 на электронном экране распространяется информация следующего содержания: «Оптика № 1…».

Деятельность по вышеуказанному адресу осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Оптика №1» (ИНН 5834122559, ОГРН 1185835016971), (далее – ООО «Оптика №1»).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Оптика №1» основным видом деятельности общества является торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.74).

В соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

ООО «Оптика №1» в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ имеет полное наименование – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Оптика №1», и сокращенное ООО «Оптика №1».

Выражение «Оптика №1» без указания организационно-правовой формы не может указывать на зарегистрированное наименование юридического лица.

Размещенная на электронном экране у входа в торговое помещение информация содержит утверждение "Оптика №1" без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, что создает впечатление о лидирующем положении Общества, превосходящем других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, размещая на электронном экране с использованием слогана "Оптика №1", создающего впечатление о превосходстве услуги и учреждения, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, ООО «Оптика №1» может некорректно их сравнивать с услугами конкурентов.

В свою очередь потребитель фактически оказывается под влиянием навязанного и ложного авторитета данной организации, воспринимает его превосходство как данность.

Деятельность на рынке оказания услуг оптики в г. Пензе осуществляют: салон оптики «Диоптриум», салон оптики «Линзоград», «Оптика-Пенсне» и другие организации, осуществляющие деятельность на рынке в соответствии с необходимыми разрешительными документами.

Действия ООО «Оптика №1» могут отвлечь потребителя от добросовестных субъектов рынка и создать у потребителя определенное впечатление о лице, оказывающем услуги оптики, которое не соответствует действительности.

В данном случае Обществу может обеспечивается преимущество при информационным воздействием на потребителя, поскольку некорректное сравнение путем использования слогана «№1» создает предпосылки к изменению спроса в пользу Общества, предоставляя указанному хозяйствующему субъекту необоснованное конкурентное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности. В результате указанных действий ООО «Оптика №1» может возникать возможность причинения убытков конкурентам в результате перераспределения спроса.

В силу статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; 2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

По смыслу приведенных нормативных положений использование субъективных гражданских прав в условиях соперничества (борьбы) хозяйствующих субъектов обусловлено определенными границами (пределами реализации) с учетом прав и интересов иных лиц, в том числе потребителей товаров, работ, услуг. Жесткость конкуренции не может отождествляться с ее недобросовестностью.

Таким образом, указанные действия ООО «Оптика №1», направленные на получение конкурентных преимуществ, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Главой 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции установлен запрет на  недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ООО «Оптика №1», по некорректному сравнению путем распространения на электронном экране информации, создающей впечатление о превосходстве оптики, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, содержатся признаки недобросовестной конкуренции и нарушения требований пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, статьи 14.3 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ООО «Оптика №1», признаков недобросовестной конкуренции и нарушения пункта 1 статьи 14.3  Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Оптика №1» о необходимости прекращения в срок до 04 ноября 2021 года указанных действий, для чего необходимо:

- принять меры по прекращению использования на электронном экране, размещенном на здании по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, д. 16/42, слогана «№1», создающего впечатление о  превосходстве оптики без указания конкретных характеристик или параметров сравнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны