Решение №ЕП/3006/23 Решение от 12 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-503/2023

 

«07» сентября 2023 года                                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127 

                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <...>– заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- <...> – члена Комиссии, ведущего специалиста отдела контроля органов власти;

- <...> – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля органов власти;

при участии:

со стороны заказчика – государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования «Училище олимпийского резерва Пензенской области»:

- <...>– представителя по доверенности от 29.08.2023 № 11,

- <...> – представителя по доверенности от 29.08.2023 № 10;

в отсутствие подателя жалобы – индивидуального предпринимателя <...> (о дне, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев жалобу (вх. № 3294-ЭП/23 от 23.08.2023) индивидуального предпринимателя <...> (ул. <...>, <...>, <...>на действия Заказчика – государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования «Училище олимпийского резерва Пензенской области» (ИНН 5836013403, ОГРН 1055803101034, ул. Пугачева, д. 93, г. Пенза, 440008) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку химических реагентов для бассейна, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32312680795 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 23.08.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя <...> на действия Заказчика – государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования «Училище олимпийского резерва Пензенской области» (ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области», ИНН 5836013403, ОГРН 1055803101034, ул. Пугачева, д. 93, г. Пенза, 440008) (далее – Заказчик, Учреждение) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку химических реагентов для бассейна, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32312680795 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru/) (далее – Запрос котировок).

Из жалобы заявителя следует, что заказчиком в пунктах 1-3 Технического задания, являющемся приложением к документации о проведении запроса котировок, установлены требования к товару о наличии определенных стандартов организации (СТО), принадлежащих конкретному производителю товара. При этом, указанным СТО соответствует товар только одного производителя, что, препятствует возможности поставки аналогичной продукции иных производителей и, как следствие, ограничивает количество участников закупки. Указано, что извещение о проведении запроса котировок содержит условие о том, что перечень товара, указанный в Приложении № 1, должен исключать аналоги или заменители товара, что также приводит к ограничению участников закупки. Кроме того, Заказчиком в нарушение норм Закона о закупках в Техническом задании указана страна происхождения товара.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 24.08.2023 № ЕП/2751/23 назначено и проведено 01.09.2023 в 15 часов 00 минут.

24.08.2023 от подателя жалобы поступили дополнительные документы и сведения о конкретном производителе товаров, указанных в пунктах 1-3 Технического задания, являющегося приложением №1 к извещению о проведении запроса котировок.

29.08.2023 в Пензенское УФАС России поступил письменный отзыв ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области» (вх. № 3434/23) на жалобу, из которого следует, что установление конкретных характеристик товара, таких как СТО, паспорт безопасности, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, а говорит о том, что данные характеристики являются принципиально важными для заказчика и необходимыми для качественного и безопасного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. Технические характеристики указаны с учетом рекомендаций завода-изготовителя автоматической станции дозации химических реагентов. По вопросу указания в техническом задании страны происхождения товара Заказчиком пояснено, что указание страны происхождения товара при описании предмета закупки не противоречит требованиям Закона о закупках.

На заседании Комиссии 01.09.2023 представители ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области» поддержали позицию, изложенную в отзыве. Пояснили, что по позициям 1-3 Технического задания к товарам установлено требование о наличии паспорта качества по конкретным СТО конкретного производителя, которые, по мнению Заказчика, являются наиболее качественными среди аналогичных товаров.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации уведомлением от 04.09.2023 исх. № ЕП/2904/23 срок принятия решения по рассмотрению жалобы ИП Гордиевского Р.А. был продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 07.09.2023 в 15 часов 00 минут.

10.07.2023 в Пензенское УФАС России от ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области» поступили дополнительные пояснения, из которых следует, что дезинфицирующие средства, предназначенные для дезинфекции воды в плавательных бассейнах, производятся в соответствии с ГОСТ 110086-76 марка А.  Каждый производитель из этого сырья производит мембранную очистку в соответствии со своими техническими условиями (ТУ), либо стандартами организации (СТО). Указанные в пунктах 1-3 Технического задания СТО, по мнению заказчика, являются самыми глубоко очищенными от вредных веществ дезинфицирующими средствами.

На заседании Комиссии Управления представители ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области» поддержали позицию, ранее изложенную в отзыве и дополнительных пояснениях. Информацию об аналогичных товарах, подходящих под указанные в Техническом задании характеристики, не представили.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ИП Гордиевского Р.А. подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 При осуществлении закупочной деятельности Учреждение руководствуется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области» (утверждено Решением Наблюдательного совета ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области») (далее – Положение о закупке).

Как следует из материалов дела, на сайте https://zakupki.gov.ru 17.08.2023 размещено извещение № 32312680795 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку химических реагентов для бассейна (далее – Извещение).

Наименование заказчика: ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области».

Дата начала срока подачи заявок: 17.08.2023.

Дата и время срока окончания подачи заявок (по местному времени): 24.08.2023 09:00.

Дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок (подведения итогов закупки): 25.08.2023.

Начальная (максимальная) цена договора: 1 523 488,00 руб.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 25.08.2023 № 2832347 (далее – Протокол) на участие в закупке поступило 6 (шесть) заявок, согласно которому все участники признаны соответствующими требованиям закупочной документации, победителем определен ИП Кондрашкин Д.В.

Комиссия Управления, оценив представленные в рамках настоящей жалобы документы и информацию, установила следующее.

В соответствии части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, положениями действующего законодательства о закупках строго и исчерпывающе определены случаи, при которых допустима закупка конкретного товара, а во всех остальных случаях необходимо указание на возможность поставки эквивалентного товара.

Согласно Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме предметом закупки является поставка химических реагентов для бассейна.

Пунктом 1 Извещения установлено, что требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям Заказчика - в соответствии с техническим заданием (Приложение №1) и проектом договора (Приложение №3).

Приложением № 1 к Извещению (Техническое задание на поставку химических реагентов) установлены технические характеристики, качественные характеристики поставляемых товаров.

В пункте 1 Технического задания Извещения указаны требования к техническим характеристикам товара – жидкое дезинфицирующее средство, а именно: средство должно быть произведено в соответствии с ГОСТ 11086-76 марки А. Дезинфицирующее средство должно иметь следующую документацию: Паспорт качества Дезинфицирующего средства по СТО 92961724-04-2012, паспорт безопасности химической продукции внесённый в Регистр Паспортов безопасности, декларация соответствия Российской Федерации.

В пункте 2 Технического задания Извещения указаны требования к техническим характеристикам товара - альгицид пролонгированного действия непенящий, а именно: Альгицид пролонгированного действия не пенящий должен иметь следующую документацию: Паспорт качества Альгицид пролонгированного действия по СТО 28335015-14-2018 с изм. 1.

В пункте 3 Технического задания Извещения указаны требования к техническим характеристикам товара – очиститель ватерлинии гель кислотный, а именно: очиститель ватерлинии гель кислотный должен иметь следующую документацию: паспорт качества Средство жидкое для бассейнов Очиститель ватерлинии по СТО 28335015-12-2019 с изм.1.

Пунктом 1.1 проекта договора, являющегося приложением к Извещению о проведении запроса котировок, предусмотрено, что поставщик обязуется поставить (доставить и передать в собственность) Заказчику химические реагенты для бассейна, именуемые в дальнейшем «Товар» по цене, в количестве и ассортименте, указанным в Приложении № 1 к настоящему договору, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, а Заказчик обязуется обеспечить оплату за поставленные товары.

Согласно пункту 1.2 проекта договора перечень товара, указанный в Приложении №1, должен исключать аналоги или заменители товара.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что указанным в пунктах 1-3 Извещения стандартам организации (СТО) соответствуют товары только одного производителя – ООО «Протон», выпускаемые под товарным знаком «Аквалеон».

При этом, Извещением, Техническим заданием и проектом договора предусмотрено, что перечень товара, указанный в Приложении № 1, должен исключать аналоги или заменители товара.

В обоснование правомерности собственных действий по такому формированию требований закупочной документации ГАОУ ПО «Училище олимпийского резерва Пензенской области» ссылается на специфику закупаемого им товара и необходимость закупки наиболее качественных и безопасных дезинфицирующих средств во избежание несчастных случаев в плавательном бассейне.

Вместе с тем, организатором закупки не представлено документов и сведений, подтверждающих объективную необходимость в закупке товара именно с заявленными характеристиками и невозможность товаров иных производителей обеспечить требуемые функции (какие-либо сравнительные характеристики либо экспертные заключения).

Более того, победителем запроса котировок стал участник, предложивший в своей заявке к поставке средства с паспортами качества не по СТО, а по ТУ, что противоречит доводам Заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Соблюдение заказчиком основных принципов Закона о закупках предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.

При указанных обстоятельствах, включение в Техническое задание требований о поставке товара, соответствующего паспорту качества определенного производителя, а также отсутствие возможности поставки аналогичных товаров является неправомерным и не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и приводит к нарушению пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.

По доводу заявителя, касающемуся указания в Техническом задании страны происхождения, Комиссией Управления установлено следующее.

Как следует из приложения № 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме (Техническое задание на поставку химических реагентов), по каждому наименованию товара указана страна-производитель товара.

Федеральным законом от 16.04.2022 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках исключен запрет на указание страны происхождения товара при описании предмета закупки, что дает возможность заказчику при описании закупки указывать страну происхождения товара.

С учетом изложенного, указанный довод подателя жалобы Комиссия Управления считает необоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая установленные нарушения Закона о закупках, Комиссия Управления принимает решение о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений при организации и проведении торгов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <...> на действия Заказчика – государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования «Училище олимпийского резерва Пензенской области» (ИНН 5836013403, ОГРН 1055803101034, ул. Пугачева, д. 93, г. Пенза, 440008) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку химических реагентов для бассейна, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32312680795 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) обоснованной.

2.      Признать заказчика – государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования «Училище олимпийского резерва Пензенской области» (ИНН 5836013403, ОГРН 1055803101034, ул. Пугачева, д. 93, г. Пенза, 440008) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.      Выдать заказчику – государственному автономному образовательному учреждению профессионального образования «Училище олимпийского резерва Пензенской области» (ИНН 5836013403, ОГРН 1055803101034, ул. Пугачева, д. 93, г. Пенза, 440008) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации запроса котировок.

4.      Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны