Предупреждение №2-01-03/1-2024 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-01-03/1-2024 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТО... от 22 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Пензенское УФАС России поступило обращение от 23.11.2023 г. 5439-ИП/23 по вопросу взимания платы за подогрев воды при наличии газовой плиты и отсутствии газового водонагревателя и ЦГВС (далее – подогрев воды) с жителей дома (далее - Заявитель) по адресу: <...>.

Из обращения следует, что жителям дома по адресу: <...>, с 1 ноября 2023 года начисляется плата за подогрев воды при наличии газовой плиты и отсутствии газового водонагревателя и ЦГВС согласно единому платежному документу ООО <...> в размере 40,55 руб. за 1 проживающего человека. По информации Заявителя квартиры дома 16 по ул. <...> района Пензенской области оснащены газовыми плитами, в каждой квартире установлены электрические водонагреватели, в связи с отсутствием центрального горячего водоснабжения. Установить газовые водонагреватели не представляется возможным, так как их установка не предусмотрена проектной документацией (не запроектирована система вентиляции). Также заявитель указывает, что представители ООО <...> при плановых технических проверках и осмотрах квартир фиксируют у себя наличие установленных электрических водонагревателей.

 

2024-945

Рассмотрев обращение, а также письменные документы и материалы, представленные Заявителем и ООО <...>, Пензенским УФАС России установлено следующее.

Основной деятельностью ООО <...> является реализация природного газа всем категориям потребителей на территории Пензенской области.

Поставка природного газа населению по газораспределительной сети на территории Пензенской области осуществляется на основании договоров, заключаемых с ООО <...> в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее – Постановление № 549) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила № 354), предметом которых является подача по газораспределительной сети газа для удовлетворения коммунально-бытовых нужд ( для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Потребитель газа -  лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд (статья 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении)).

Поставка газа потребителям осуществляется на основании заключенных договоров, оплата производится по единому платежному документу.

По представленным данным ООО<...>

установлено, что поставка газа осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 540 Гражданского кодексу Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ), согласно которого договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

  1. доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  2. совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);
  3. недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей;
  4. наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Указанная позиция также изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 8 «О применении положений ст. 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2) по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1  и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках ( например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка ( хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной ( монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий.

Под неопределенным кругом потребителей для целей применения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

Как установлено Пензенским УФАС России, ООО <...> начисляется плата за подогрев воды жителям всех 30 муниципальных участков Пензенской области.

Пензенское УФАС России, оценивая в рамках рассмотрения обращения действия ООО <...> на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, действует в интересах неопределенного круга потребителей.

На основании аналитического отчета по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынках поставки природного газа населению для обеспечения коммунально-бытовых нужд по регулируемой цене по газораспределительным сетям в границах муниципальных образований Пензенской области (далее - Анализ), природный газ не имеет товаров-заменителей.

Согласно Анализу географические границы рассматриваемого товарного рынка определены границами зоны осуществления деятельности ООО <...> - территорией Пензенской области.

В настоящем случае временной интервал исследования определен 2023 г.

На рассматриваемом товарном рынке отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО <...> в определенных границах, соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

Принимая во внимание 100% долю ООО <...> на рынках поставки природного газа населению для обеспечения коммунальнобытовых нужд по регулируемой цене по газораспределительным сетям в границах муниципальных образований Пензенской области в 2023 году, его положение являлось доминирующим в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 55 Правил № 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.

В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

При этом в пункте 32 Постановления № 549 указано, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Согласно пункту 46 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» определено, что в норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях устанавливается в зависимости от вида потребления:

а) для приготовления пищи;

б) для подогрева воды;

в) для отопления жилых помещений.

Пунктом 35 Постановления № 549 установлен порядок определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления.

В пункте 33 Постановления № 549 указаны нормы потребления газа, которые устанавливаются видам потребления, в том числе и нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты).

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 15.12.2016 № 119 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению на территории Пензенской области» установлен тариф за подогрев воды при наличии газовой плиты и отсутствии газового водонагревателя и ЦГВС с 01.01.2017 по 01.03.2029 гг.  в размере 5,492 м3 на чел. в месяц.

По приказу Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 28.11.2022 № 109- т «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Пензенской области» розничная цена на природный газ, используемый на нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа), установлена в размере 6,825 руб./м3 чел.

Согласно данным, представленным ООО УК <...>, обслуживающей дом 16 по ул. <...>, в адрес ООО <...> направлена информация, о том, что жильцы дома используют электрические водонагреватели.

В рассматриваемом случае жители дома 16 по ул. <...> подогрев холодной воды оплачивают в составе платы за коммунальную услугу по электроснабжению.

По данным ООО <...> основанием для выставления платы за подогрев воды с использованием газовой плиты является отсутствие ЦГВС и газового водонагревателя без учета наличия электрического водонагревателя.

Фактически жители домов, использующие электрические водонагреватели, в которых отсутствует ЦГВС и газовые водонагреватели, оплачивают стоимость электроэнергии потраченной на подогрев воды электроснабжающей организации и плату за подогрев воды ООО <...>.

Таким образом, в результате необоснованно навязанного невыгодного условия Общества жители, указанных домов, в том числе дома 16 по ул. <...>, вынуждены нести бремя оплаты за услугу, которой фактически не пользуются, и которая также оплачивается в электроснабжающей организации.

По мнению Пензенского УФАС России, при наличии газовой плиты и электрического водонагревателя, в отсутствие надлежащих доказательств того, что потребитель воспользовался услугой по подогреву горячей воды с использованием газовой плиты, не может быть истолковано в пользу газоснабжающей организации.

В данном случае могут усматриваться признаки навязывания невыгодных условий договора со стороны газоснабжающей организации.

Из положений п. 2 ст. 6 ГК РФ следует, что законодатель приравнивает требования добросовестности, разумности и справедливости к общим началам и смыслу гражданского законодательства. Разумность — стремление участника гражданского оборота при осуществлении принадлежащих ему прав и исполнении лежащих на нем обязанностей соизмерять свое поведение со здравым смыслом, общими принципами делового оборота, правами и охраняемыми законом интересами других субъектов правоотношений.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов определены Законом о газоснабжении.

Таким образом, действия ООО <...>, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением в части включения платы за подогрев воды при наличии газовой плиты и отсутствии газового водонагревателя и ЦГВС (при наличии сведений об использовании потребителем электрического водонагревателя), свидетельствуют о навязывании Обществом невыгодных условий договора.      

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, в действиях ООО <...> содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании платы за подогрев воды при наличии газовой плиты и отсутствии газового водонагревателя и ЦГВС (при наличии сведений об использовании потребителем электрического водонагревателя), которые являются невыгодными для потребителей поскольку выставляемые им счета приводят (могут привести) к увеличению платы.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеуказанное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО <...> (<...>) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в срок до 29 марта 2024 года путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, для чего прекратить навязывание невыгодных условий путем исключения из состава платы за коммунальную услугу «Газоснабжение» - платы за «Подогрев воды при наличии газовой плиты и отсутствия газового водонагревателя и ЦГВС» (при наличии сведений об использовании потребителем электрического водонагревателя).

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны