Предупреждение №151-3 Предупреждение № 3-01-02/08-2023 от 26 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-01-02/08-2023
о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«26» января 2023 года                                                                           г. Пенза

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) из Каменского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Пензенской области поступила информация о возможном нарушении антимонопольного законодательства при заключении Администрацией р.п Башмаково Башмаковского района Пензенской области (далее – Администрация) договоров на приобретение игрового оборудования.

По результатам рассмотрения поступившей информации Пензенским УФАС России установлено следующее.

Постановлением Администрации от 11.02.2020 № 17 утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие на территории муниципального образования рабочего поселка Башмаково Башмаковского района Пензенской области на 2020-2025 годы» (далее – муниципальная программа).

В рамках основного мероприятия «Благоустройство» вышеуказанной муниципальной программы предусмотрена реализация, в том числе, следующих проектов:

- обустройство игровой площадки по ул. ПМК-750 в р.п. Башмаково;

- обустройство игровой площадки по ул. Фабричная в р.п. Башмаково;

- обустройство игровой площадки по ул. Маршала Жукова в р.п. Башмаково;

- обустройство игровой площадки по ул. Шайкова в р.п. Башмаково;

- обустройство игровой площадки по ул. Московская в р.п. Башмаково;

- обустройство игровой площадки по ул. 50 лет ВЛКСМ (детский парк) в р.п. Башмаково.

С целью реализации данных проектов Администрацией подано в Министерство сельского хозяйства Пензенской области 6 (шесть) заявок на участие в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий Пензенской области», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 11.12.2019 № 778-пП.

По результатам рассмотрения заявок Администрации, в рамках заключенного между Министерством сельского хозяйства Пензенской области и Администрацией соглашения от 01.10.2020 № 56603151-1-2020-002, предоставлены субсидии в пределах бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в соответствии с муниципальной программой. Субсидии поступали в Администрацию на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований Министерства финансов Пензенской области:

- уведомление от 30.07.2020 № 143 на сумму 5 441 800 руб.,

- уведомление от 30.07.2020 № 145 на сумму 473 200 руб.,

- уведомление от 07.10.2020 № 261 на сумму 1 535 442,84 руб.,

- уведомление от 07.10.2020 № 263 на сумму 133 516,77 руб.,

- уведомление от 20.11.2020 № 324 на сумму 1 030 400 руб.,

- уведомление от 20.11.2020 № 326 на сумму 89 600 руб.

Администрацией на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключено 6 (шесть) договоров с единственным поставщиком - ООО «Плиткин двор» на приобретение игрового оборудования на улицы р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области, а именно:

- договор от 25.08.2020 № ПД/58-009 на приобретение игрового оборудования на ул. ПМК-750 р.п. Башмаково на сумму 596 057 руб.;

- договор от 21.09.2020 № ПД/58-011 на приобретение игрового оборудования на ул. Фабричная р.п. Башмаково на сумму 596 057 руб.;

- договор от 23.09.2020 № ПД/58-015 на приобретение игрового оборудования на ул. Маршала Жукова р.п. Башмаково на сумму 596 057 руб.;

- договор от 02.11.2020 № ПД/58-022 на приобретение игрового оборудования на ул. Шайкова р.п. Башмаково на сумму 596 057 руб.;

- договор от 02.11.2020 № ПД/58-023 на приобретение игрового оборудования на ул. Московская р.п. Башмаково на сумму 596 057 руб.;

- договор от 02.11.2020 № ПД/58-024 на приобретение игрового оборудования на ул. 50 лет ВЛКСМ р.п. Башмаково на сумму 596 057 руб. (далее - Договоры).

Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Администрацией с ООО «Плиткин двор» заключено 6 (шесть) договоров на приобретение игрового оборудования на общую сумму 3 576 342 руб.

Как следует из объяснений Администрации, поскольку обустройство детских игровых площадок осуществлялось в разных микрорайонах р.п. Башмаково, что является разными и самостоятельными мероприятиями муниципальной программы, а также учитывая то обстоятельство, что стоимость игрового оборудования по каждому объекту не превышала 600 000 руб., Администрацией принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. По договорам от 25.08.2020 № ПД/58-009, от 21.09.2020 № ПД/58-011, от 23.09.2020 № ПД/58-015 субсидии выделены на основании уведомлений от 30.07.2020 №№ 143, 145; по договорам от 02.11.2020 № ПД/58-022, от 02.11.2020 № ПД/58-023, от 02.11.2020 № ПД/58-024 субсидии выделены на основании уведомлений от 07.10.2020 №№ 261, 263.

Осуществление закупок товаров, работ, услуг, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 2 статьи 24 Закон о контрактной системе конкурентными способами определения поставщика являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);

3) запрос котировок в электронной форме.

Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится в части 1 статьи 93 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции от 31.07.2020) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Система принципов и целей закупочной деятельности допускает осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) как необходимый неконкурентный способ закупки, продиктованный определенными обстоятельствами, которые отражены в статье 93 Закона о контрактной системе.

По своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность осуществления закупок у единственного поставщика в случаях, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно в виду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.

Заключение нескольких договоров до 600 000 рублей в целях избежания проведения конкурентных процедур и формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, не соответствует целям введения возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу положений Закона о контрактной системе размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.

Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным в ситуации использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку.

Из анализа Договоров установлено, что предметом каждого договора является приобретение товара в соответствии со спецификацией. Спецификации рассматриваемых договоров содержат наименования идентичных товаров – игровое оборудование, включающее 8 позиций по номенклатуре.

Субсидии на приобретение игрового оборудования, закупаемого у ООО «Плиткин двор» по договорам от 25.08.2020 № ПД/58-009, от 21.09.2020 № ПД/58-011, от 23.09.2020 № ПД/58-015, доведены 30.07.2020 (уведомления № 143, 145); по договорам от 02.11.2020 № ПД/58-022, № ПД/58-023, № ПД/58-024 – 07.10.2020 (уведомления № 261, 263).

С учетом временного интервала между доведением лимитов (30.07.2020) и заключением договоров № ПД/58-009, № ПД/58-011, № ПД/58-015 на приобретение аналогичного игрового оборудования (25.08.2020, 21.09.2020, 23.09.2020 соответственно) у Администрации имелась возможность проведения конкурентной процедуры на закупку товара, приобретаемого в рамках данных договоров.

Кроме того, стоимость закупки по вышеуказанным договорам (1 788 171 руб.) превышает предельную сумму закупки у единственного поставщика (600 000 руб.), установленную пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Аналогичные обстоятельства также усматриваются при заключении с ООО «Плиткин двор» договоров от 02.11.2020 № ПД/58-022, № ПД/58-023, № ПД/58-024, общая сумма закупки по которым составляет 1 788 171 руб., что превышает предельную сумму, установленную пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

С учетом временного интервала доведения лимитов (07.10.2020) и заключения договоров на приобретение аналогичного игрового оборудования № ПД/58-022, № ПД/58-023, № ПД/58-024 (02.11.2020) у Администрации также имелась возможность проведения конкурентной процедуры на закупку товара, приобретаемого в рамках данных договоров.

Таким образом, Администрация располагала сведениями о необходимости приобретения игрового оборудования с целью реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой. Субсидии доводились Администрации заблаговременно.

Кроме того, в 2020 году годовой объем закупок Администрации на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (22 771 856, 31 руб.) превышает десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика (9 512 239 руб.).

Пензенским УФАС России объективных причин, в силу которых Администрацией не было обеспечено своевременное проведение конкурентных процедур, не установлено.

В результате заключения договоров с единственным поставщиком ООО «Плиткин двор» получило возможность поставки игрового оборудования по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Рынок по поставке игрового оборудования является конкурентным, что также подтверждается коммерческими предложениями, поступившими в Администрацию в ходе определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заключение договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственному поставщику и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанных договоров. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

С учетом вышеизложенного, Пензенское УФАС России приходит к выводу, что в вышеуказанных действиях (бездействии) Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию р.п Башмаково Башмаковского района Пензенской области о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения, для чего в срок до «20» марта 2023 года:

1. Прекратить предоставление необоснованных неконкурентных преимуществ хозяйствующему субъекту на рынке благоустройства территории в результате осуществления закупок товаров, работ или услуг в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

2. О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных действий.

Связанные организации

Связанные организации не указаны