Решение б/н решение от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/5-182/2021

 

05 апреля 2021  года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

        Резолютивная часть решения объявлена  05 апреля 2021 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

рассмотрев дело № 058/05/5-182/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кувака» (ИНН 5802002435;  ОГРН 1025800510592), (далее – ООО «Кувака»)  по факту распространения в феврале 2021 года  на радио «Юмор FM» (106.7 Мгц) рекламы воды «Кувака» со слоганом «природная вода Кувака», содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие:

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Пензенского УФАС поступило обращение физического лица о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении в феврале 2021 года на радио «Юмор FM» (106.7 Мгц) рекламы воды «Кувака» со слоганом «природная вода Кувака».

Пензенским УФАС России определением от 12.03.2021 по факту распространения рекламного слогана «природная вода Кувака» на радио «Юмор FM» (106.7 Мгц), возбуждено дело № 058/05/5-182/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5  «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 05.04.2021. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Кувака».

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу:

В феврале 2021 года на радио «Юмор FM» (106.7 Мгц) распространялась информация следующего содержания:

- «Новости от торгового дома «Кувака». Торговый дом «Кувака» поздравляет с праздниками и дарит подарки. С 8 по 28 февраля заказав природную воду Кувака 19 литров в многооборотной или одноразовой таре вы гарантированно получаете сладкий подарок за каждую заказанную бутыль. Телефон единой службы бесплатной доставки воды Кувака 970097».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация о воде «Кувака» со слоганом «природная вода Кувака», распространяющаяся на радио «Юмор FM» (106.7 Мгц), содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования (воде «Кувака») и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Из заявления следует, что в рекламе вода «Кувака» названа «природной». Однако на этикетке самой воды 19л. указано: «Вода питьевая из источника Кувака. Подготовленная с применением обратного осмоса, обработана ультрафиолетом».

В соответствии с пунктом 37 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 №45; далее - ТР ЕАЭС 044/2017) в маркировке упакованной питьевой воды допускается использовать слова, характеризующие ее происхождение из природных источников (например, "родниковая", "из источника" и др.), только при условии, что данная вода имеет соответствующее происхождение и упаковывается либо без обработки, либо для ее обработки используются только способы, предусмотренные пунктами 26 и 27 настоящего технического регламента, - для природной минеральной воды, и пунктами 26 и 28 настоящего технического регламента, - для природной питьевой воды.

Таким образом, с учетом требований п. 37 ТР ЕАЭС 044/2017, вода прошедшая обработку обратным осмосом меняет свой состав, а значит не имеет права называться природной.

Вышеуказанная реклама ассоциируется с определенным товаром и его характеристиками. Размещение данной рекламы преследует цель привлечения внимания потребителей к конкретному объекту рекламирования – воде «Кувака», с указанием в содержании сведений: «…заказав природную воду Кувака 19 литров в многооборотной или одноразовой таре…», являющихся характеристикой товара.

Поскольку в рассматриваемой рекламе указано, что «…заказав природную воду Кувака 19 литров в многооборотной или одноразовой таре…», в то время как из материалов дела следует, что вода прошедшая обработку обратным осмосом меняет свой состав, а значит не имеет права называться природной, то в данном случае установлено нарушение  пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе воды «Кувака» со слоганом «природная вода Кувака», размещенной в эфире радиостанции «Юмор FM» (106.7 Мгц), факта нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из представленных в материалы дела документов, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Кувака», что подтверждается договором от 16.02.2021 №ЮР 428 с ООО «Пенза Юмор» об оказании рекламно-информационных услуг.

 Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «Кувака»  нарушило требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе со слоганом «природная вода Кувака», размещенной на радио «Юмор FM» (106.7 Мгц), ООО «Кувака» представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу воды «Кувака» со слоганом: «природная вода Кувака», распространяемую ООО «Кувака» (ИНН 5802002435;  ОГРН 1025800510592) в феврале 2021 года на радио «Юмор FM» (106.7 Мгц), поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать рекламодателю – ООО «Кувака» предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны