Решение №780-2 решение от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/9-25/2021

 

12 марта 2021 года                                                                   г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2021 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 058/05/9-25/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя  по факту распространения рекламы семейного шоу «Тайна чудес», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в январе 2021 года в г. Пензе рекламы (рекламные листовки) семейного шоу «Тайна чудес» о возможности выиграть подарки – модные игрушки с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 21.01.2021 по факту распространения рекламы семейного шоу «Тайна чудес», возбуждено дело № 058/05/9-25/2021 по признакам нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 15.02.2021. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП . В ходе рассмотрения дела Комиссией дело было отложено до 12.03.2021

 

Пензенское УФАС России предприняло все меры для установления и обеспечения надлежащего уведомления ИП .

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела, в рамках производства по делу об  административном правонарушении, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Пензенского УФАС России сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ИП .

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу:

В январе 2021 года в г. Пензе распространялась реклама следующего содержания: «Московский продюсерский центр SHOW-KIDS представляет самый грандиозный и масштабный проект года. Тайна чудес фантастическое шоу для всей семьи SHOWKIDS.RF vk.com/show_kids_rf САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРОЕКТ ГОДА. Волшебная страна Чудесариум, сражение великих магов, перемещение сквозь время и пространство, лаборатория чудес и тайны подводного мира. Приключения обещают быть захватывающими! Чтобы увидеть Вас и Вашего ребенка мы применили самые передовые технологии: -Гигантские МЕГАБОЛЫ (2 метра высотой) –Профессиональное ЛАЗЕРНОЕ ШОУ –Водопад из МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ –Красочные 3D маппинг-проекции –Грандиозный САЛЮТ из огромных пневмопушек –Масштабные интерактивные ИГРЫ со зрителями. Мы предоставляем новую зрелищную интерактивную форму. Это значит, что теперь главными героями нашего представления можете стать Вы и Ваши друзья! !!! ВПЕРВЫЕ В ВАШЕМ ГОРОДЕ!!! 31 января в 11:00 ЦКиД (г. Пенза, ул. Ленина, 11А). Адреса касс и билеты ONLINE на сайте: KASSY.RU Билеты без наценки в кассе ЦКиД ежедневно с 10:00 до 19:00 Тел.: +7-903-834-13-32, +7(8412)39-07-88 !!! Приобретайте билеты заранее!!! Стоимость билетов от 600 руб. Продолжительность шоу 1 час 40 мин. (с антрактом). Дети до 3-х лет бесплатно (в сопровождении взрослого). Групповые заявки: 8-952-127-29-04 8-920-960-39-99. Наши партнеры приготовили ПОДАРКИ! МОДНЫЕ ИГРУШКИ. Для участия в розыгрыше подарков необходимо заполнить информацию Фамилия:_____ Имя:_____ № школы____».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация семейного шоу «Тайна чудес», распространяющаяся в г. Пензе, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

В соответствии со статьей 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия – приобретение определенного товара.

Из текста распространяемой рекламы семейного шоу «Тайна чудес» следует: «Наши партнеры приготовили ПОДАРКИ! МОДНЫЕ ИГРУШКИ. Для участия в розыгрыше подарков необходимо заполнить информацию Фамилия:_____ Имя:_____ № школы____».

Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей и воспользоваться рекламируемой услугой. Для того, чтобы стать претендентом на получение подарков «модных игрушек», предлагается совершить покупку билета на семейное шоу «Тайна чудес».

Таким образом, реклама содержит информацию о проведении стимулирующего мероприятия, условием в котором является приобретение определенного товара.

Между тем, в указанной рекламе семейного шоу «Тайна чудес» о возможности выиграть подарки не указаны: срок проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, что является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе».

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указанная норма принята в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемой услуге.

Поскольку в рекламе семейного шоу «Тайна чудес» указана информация о возможности выиграть подарки, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к данной акции (кто может быть участником акции).

Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о возможности выиграть подарки приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой акцией, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе.

Кроме того, указание срока проведения такого мероприятия, источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, является одной из гарантий информационного права потребителей.

Отсутствие в рекламе сведений о сроке проведения такого мероприятия, об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения,  является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 9 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП .

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ИП нарушил требования части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе семейного шоу «Тайна чудес», представлено не было.

В связи с чем Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе».

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу семейного шоу «Тайна чудес» о проведении стимулирующего мероприятия о возможности выиграть «модные игрушки», распространяемую индивидуальным предпринимателем в январе 2021 года в г. Пензе, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать рекламодателю – индивидуальному предпринимателю  предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны