Решение №ЕП/2190/23 Решение по делу № 058/01/17-132/2023 от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 058/01/17-132/2023

«18» июля 2023 года г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «04» июля 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «18» июля 2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

- Прокаевой Е.А. – заместитель руководителя управления;

Членов Комиссии:

- Францевой Е.В. – начальника отдела контроля органов власти;

- Горячевой М.В. – государственного инспектора отдела контроля органов власти;

при участии:

со стороны Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области:

- Уральской И.А. – представителя по доверенности от 03.07.2023 № 07/2023;

в отсутствие представителя заинтересованного лица - ООО СК «Артель», уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/17-132/2023, возбужденное в отношении Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ИНН 5836900772, ОГРН 1135800001424, проспект Строителей, д. 21К, пом.1, г. Пенза, 440062) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения поступивших в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее – Региональный фонд) обращений о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об Обществе с ограниченной ответственностью Строительная компания «Артель» установлено, что договоры с обществом были заключены в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Приказом Пензенского УФАС России от 17.03.2023 № 26 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело № 058/01/17-132/2023 в отношении Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ИНН 5836900772, ОГРН 1135800001424, проспект Строителей, д. 21К, пом.1, г. Пенза, 440062) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ООО СК «Артель» преимущественных условий участия в торгах на право заключения договора на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Определением от 17.03.2023 рассмотрение дела № 058/01/17-132/2023 назначено на 04.04.2023.

На заседании Комиссии 04.04.2023 представитель Регионального фонда пояснил, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст.182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры. Региональным фондом проведены электронные аукционы №№ 205570000022200098, 205570000022200100 от 14.03.2022, №№ 205570000022200103, 205570000022200102 от 17.03.2022, единственным участником которых признано ООО СК «Артель». Пояснил, что во исполнение обязательств по предоставлению обеспечения исполнения договоров ООО СК «Артель» были предоставлены Банковские гарантии, при первоначальной проверке которых несоответствие гарантий требованиям документации установлено не было, в связи с чем с обществом были заключены договоры. После обнаружения несоответствия условий Банковских гарантий требованиям, а именно отсутствия условия об обеспечении обязательств по возврату авансовых платежей, в адрес ООО СК «Артель» были направлены требования о замене обеспечения обязательств по договорам. Обществом в установленный срок требования Регионального фонда не исполнены, что явилось основанием для одностороннего расторжения Договоров. Указал на отсутствие причинно-следственной связи между действиями Регионального фонда и последствиями в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции. В связи с тем, что в электронном аукционе приняло участие только ООО СК «Артель», действия Регионального фонда не могли привести к ограничению участия иных участников электронных аукционов.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств определением от 06.04.2023 рассмотрение дела № 058/01/17-132/2023 отложено, дело назначено к рассмотрению на 25.04.2023.

14.04.2023 в Пензенское УФАС России от Регионального фонда поступили дополнительные письменные пояснения (вх. № 564), согласно которым к сотруднику, допустившему нарушение должностных обязанностей при проверке условий Банковских гарантий, предоставленных ООО «Артель» в качестве обеспечения договоров по результатам электронных аукционов №№ 205570000022200098, 205570000022200100 от 14.03.2022, №№ 205570000022200103, 205570000022200102 от 17.03.2022, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Также представлена информация о проведении повторных электронных аукционов по рассматриваемым предметам закупок.

В связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела, Комиссией принято решение рассмотрение дела отложить.

Определением от 27.04.2023 рассмотрение дела № 058/01/17-132/2023 отложено, дело назначено к рассмотрению на 26.05.2023.

25.05.2023 в Пензенское УФАС России от Регионального фонда поступили дополнения к пояснениям (вх. № 1261-ЭП/23), согласно которым Фондом проведены повторные электронные аукционы по выполнению капитального ремонта общего имущества рассматриваемых домов. Часть договоров заключены с ООО «РСУ-1», часть договоров находится в стадии заключения.

На заседании Комиссии 26.05.2023 представитель Регионального фонда поддержал доводы, изложенные ранее, новых доводов не заявлено.

На заседании Комиссии 26.05.2023 председатель Комиссии огласил заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 30.05.2023 рассмотрение дела № 058/01/17-132/2023 после оглашения заключения об обстоятельствах дела отложено и назначено к рассмотрению на 04.07.2023.

Так как срок рассмотрения настоящего дела истекал 17.06.2023, Комиссией было принято решение о продлении срока рассмотрения дела до 17.09.2023, о чем вынесено определение от 02.06.2023.

16.06.2023 в Пензенское УФАС России Региональным фондом представлены пояснения (вх. №1673-ЭП/23) к заключению об обстоятельствах дела № 058/01/17-132/2023 от 17.03.2023).

Возражений или дополнений на заключение об обстоятельствах дела от заинтересованного лица Комиссии антимонопольного органа представлено не было.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

В соответствии с частью 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение № 615).

В соответствии с пунктом 1 Положения № 615 данное Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 4 Положения № 615 предусмотрено, что предварительные отборы и (или) электронные аукционы проводятся на сайте оператора электронной площадки из числа операторов электронных площадок, определенных актом Правительства Российской Федерации в целях обеспечения проведения закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Привлечение оператора электронной площадки к проведению предварительного отбора осуществляется органом по ведению реестра, к проведению электронных аукционов - заказчиком.

В целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Пензенской области, постановлением Правительства Пензенской области от 28 июня 2013 г. N 455-пП создан Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области.

17.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru Региональным фондом размещено извещение №2055700000222000980001 о проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Калинина, д. 97А (далее – Аукцион), а также аукционная документация с приложением проекта договора.

Начальная (максимальная) цена договора – 2630559,42 руб.

Дата начала срока подачи заявок – 18.02.2022.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 10.03.2022 12:00.

Дата проведения Аукциона – 14.03.2022.

Оператор электронной площадки - общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (http://rts-tender.ru/).

Из Протокола от 11.03.2022 рассмотрения заявок следует, что согласно журналу регистрации заявок, на участие в электронном аукционе на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили заявки от следующих участников электронного аукциона: ООО «ВСК» и ООО СК «Артель», которые по результатам их рассмотрения признаны соответствующими требованиям Положения и документации о проведении электронного аукциона и допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу от 14.03.2022 проведения электронного аукциона №205570000022200098/РТС258А220098, минимальное предложение о цене договора об оказании услуг поступило от ООО СК «Артель» - 2 617 406,62 руб.

В соответствии с пунктом 189 Положения № 615, Аукцион признан несостоявшимся, между Региональным фондом и ООО СК «Артель» заключен договор № 5157/СП2022 от 01.04.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее – Договор).

Пунктом 205 Положения № 615 установлено, что Договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 206 Положения № 615 исполнение обязательств по договору о проведении капитального ремонта обеспечивается:

а) независимой гарантией, выданной в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - независимая гарантия);

б) обеспечительным платежом.

Согласно пункту 207 Положения № 615 способ обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта определяется участником электронного аукциона, с которым заключается такой договор, самостоятельно из способов, предусмотренных пунктом 206 настоящего Положения. Размер обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта определяется заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 208 Положения № 615 срок действия независимой гарантии должен превышать срок оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта не менее чем на 60 дней.

Вышеуказанные нормы Положения № 615 отражены в пунктах 11, 12, 13, 14 раздела IХ «Порядок заключения договора о проведении капитального ремонта» аукционной документации.

Согласно пункту 22 Информационной карты (Раздел Х аукционной документации) обеспечение исполнения обязательств по договору предоставляется региональному оператору участником электронного аукциона, с которым заключается договор, вместе с проектом договора, подписанным со стороны участника электронного аукциона.

Пунктом 4.1 проекта Договора определено, что Подрядчик предоставляет Заказчику обеспечение надлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных условиям настоящего Договора в размере: 30% (Тридцать процентов) от начальной (максимальной) цены Договора.

В соответствии с пунктом 4.2 проекта Договора способами обеспечения исполнения обязательств по договору являются:

- обеспечительный платеж;

- банковская гарантия, выданная банком, соответствующим требованиям, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 4.3 проекта Договора определено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта не менее чем на 60 (шестьдесят) дней.

В соответствии с пунктом 4.6 проекта Договора, банковская гарантия должна обеспечивать исполнение Подрядчиком обязательств по уплате неустоек (пеней, штрафов) и иных платежей, предусмотренных Договором и начисленных с момента возникновения у Заказчика права на начисления.

ООО СК «Артель» в качестве обеспечения исполнения обязательств по Договору предоставлена Банковская гарантия от 28.03.2022 № 058261, выданная Обществом с ограниченной ответственностью коммерческим банком «Кубань Кредит», сроком действия по 31.08.2023 включительно (далее – Банковская гарантия).

Подпункт 1.1 пункта 1 Банковской гарантии содержит условие следующего содержания: «гарантия обеспечивает исполнение Принципалом его обязательств перед Бенефициаром по Договору и (или) в случае расторжения Договора, в том числе, уплату неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных Договором, возмещение убытков (при их наличии), за исключением обязательств по возврату авансовых платежей».

Пунктом 15.1 раздела 15 проекта Договора предусмотрено, что стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с Договором, а в части им неурегулированной, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 15.7 раздела 15 проекта Договора установлено, что уплата штрафа не освобождает Подрядчика от выполнения своих обязательств и от уплаты иных санкций или возмещения убытков, предусмотренных действующим законодательством и/или Договором.

Согласно пункту 4 статьи 453 ГК РФ в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, предоставленная ООО СК «Артель» в качестве обеспечения обязательств по договору Банковская гарантия не соответствует пункту 4.6 проекта Договора.

Пунктом 213 Положения № 615, пунктом 19 раздела IХ «Порядок заключения договора о проведении капитального ремонта» аукционной документации определено, что Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта независимую гарантию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ее поступления.

Из подпункта «е» пункта 214 Положения № 615, подпункта «е» пункта 20 раздела IХ «Порядок заключения договора о проведении капитального ремонта» аукционной документации следует, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе, проекте договора о проведении капитального ремонта.

Согласно пункту 215 Положения № 615, пункту 21 раздела IХ «Порядок заключения договора о проведении капитального ремонта» аукционной документации в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный пунктом 213 настоящего Положения (пунктом 19 раздела IХ аукционной документации), информирует в письменной форме об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Информация и документы, свидетельствующие об отказе в принятии независимой гарантии Заказчиком в антимонопольный орган не представлены.

Кроме того, между Региональным фондом и ООО СК «Артель» заключен Договор при представлении Обществом несоответствующей Банковской гарантии, что приводит к нарушению пунктов 205, 214 Положения № 615, а также пункта 11, подпункта «е» пункта 20 раздела IХ аукционной документации.

Указанное нарушение также установлено при проведении Заказчиком аналогичных электронных аукционов и заключении договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам:

- Пензенская область, г. Пенза, ул. Калинина, д. 97Б (договор № 5158/СП2022 от 01.04.2022, заключен по результатам электронного аукциона, извещение №2055700000222001000001 от 17.02.2022, http://zakupki.gov.ru/);

- Пензенская область, г. Пенза, ул. ул. Ленина, д. 45 (договор № 5162/СП2022 от 05.04.2022, заключен по результатам электронного аукциона, извещение №2055700000222001030001 от 18.02.2022, размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/);

- Пензенская область, г. Пенза, ул. ул. Ленина, д. 45А (договор № 5161/СП2022 от 05.04.2023, заключен по результатам электронного аукциона, извещение №2055700000222001020001 от 18.02.2022, http://zakupki.gov.ru/) (далее – Договоры).

ООО СК «Артель» в качестве обеспечения исполнения обязательств по Договорам предоставлены следующие Банковские гарантии:

- Банковская гарантия от 31.03.2022 № 057497, выданная Обществом с ограниченной ответственностью коммерческим банком «Кубань Кредит», сроком действия по 31.08.2023 включительно (договор № 5158/СП2022 от 01.04.2022)

- Банковская гарантия от 31.03.2022 № 058273, выданная Обществом с ограниченной ответственностью коммерческим банком «Кубань Кредит», сроком действия по 31.08.2023 включительно (договор № 5161/СП2022 от 05.04.2023)

- Банковская гарантия от 31.03.2022 № 058272, сроком действия по 31.08.2022 включительно (договор № 5162/СП2022 от 05.04.2022).

В соответствии с пунктом 199 Положения № 615 в случае если победитель электронного аукциона, или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона в срок, предусмотренный документацией об электронном аукционе, не представил заказчику подписанный договор о проведении капитального ремонта, переданный ему в соответствии с пунктами 165, 185, 187 и 189 настоящего Положения, и (или) не представил обеспечение исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, то победитель электронного аукциона (или участник электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, или единственный участник электронного аукциона) признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 167 Положения № 615 в случае признания электронного аукциона несостоявшимся и незаключения договора о проведении капитального ремонта с единственным участником электронного аукциона (при наличии такого участника) или незаключения такого договора с участником электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, а также в случае отказа заказчика от заключения договора по основаниям, предусмотренным пунктом 220 настоящего Положения, заказчик вправе объявить о проведении повторного электронного аукциона либо заключить договор о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией в порядке, предусмотренном пунктом 195 настоящего Положения.

Рассматриваемые аукционы подразумевают состязательность хозяйствующих субъектов (подрядных организаций) и направлен на обеспечение равных возможностей выхода заинтересованных лиц на товарный рынок по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В результате действий Регионального фонда по принятию несоответствующих Банковских гарантий ООО «Артель» была предоставлена возможность заключения договоров на условиях, не предусмотренных аукционной документацией, что привело к созданию ООО СК «Артель» необоснованных преимущественных условий осуществления деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ на рынке по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Доводы Регионального фонда о том, что ООО СК «Артель» были предоставлены банковские гарантии, соответствующие установленным Положением № 615 и договором требованиям, опровергаются обстоятельствами, установленными при рассмотрении настоящего дела.

Ссылки Регионального фонда на то, что требование о необходимости предоставления обеспечения исполнения договора не могло ограничить конкуренцию на стадии проведения торгов являются несостоятельными в связи со следующим.

Исходя из положений статей 447, 448 ГК РФ, Положения № 615 завершающим этапом торгов (закупки) является заключение договора с лицом, отвечающим всем требованиям документации о таких торгах и признанным их победителем (единственным участником).

В соответствии с пунктом 2 Положения № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Из анализа норм Закона о контрактной системе, в том числе п.2, п. 3 статьи 3 данного закона, следует, что закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Приняв при заключении с ООО «Артель» договора несоответствующую Банковскую гарантию, Региональный фонд нарушил требования аукционной документации и Положение № 615.

Заключение договора в рамках рассматриваемых торгов в нарушение требований аукционной документации и Положения № 615 привело к созданию неконкурентных преимуществ ООО «Артель» выхода на товарный рынок по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения.

Временной интервал исследования товарного рынка определен 2022 год.

Предмет рассматриваемых торгов, при организации и проведении которых установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства определен как оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения многоквартирного дома) (ОКВЭД 43.2 «Производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ»).

Состав участников торгов ограничен тремя хозяйствующими субъектами – ООО «ВСК», ООО «СК «Рубеж», ООО СК «Артель».

Кроме того, согласно открытым сведениям с сайта Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (Реестр квалифицированных подрядных организаций) в 2022 году более 10 (десяти) хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Пензенской области, состоят в Реестре квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Указанный факт свидетельствует о том, что рынок по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории Пензенской области является конкурентным.

Довод Регионального фонда о том, что ООО «ВСК», ООО «СК «Рубеж», ООО СК «Артель» не являются хозяйствующими субъектами, участвующими в Аукционе, является несостоятельным, поскольку в соответствии с подпунктом «в» пункта 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, согласно протоколу от 11.03.2022 рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе поступили заявки от следующих участников электронного аукциона: ООО «ВСК» и ООО СК «Артель». Комиссией принято решение о допуске участников аукциона к участию в аукционе.

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, Комиссия единогласно пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области по созданию участнику торгов - ООО СК «Артель» преимущественных условий участия в торгах в результате необоснованного заключения договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов привели (могли привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и нарушению пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписании, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Принимая во внимание, что на момент принятия решения по настоящему делу Региональным фондом договоры на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с ООО «Артель» расторгнуты, принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать действия Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области по созданию участнику торгов - ООО СК «Артель» преимущественных условий участия в торгах в результате необоснованного заключения договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны