Решение (комиссия) №ЕД/1788/24 Решение по делу от 16 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко» 440026, Пензенская область, г. Пенза, ул. Лермонтова, д.28 burdenko@e-pen.ru; burdenko58@mail.ru; more2015t@yandex.ru Общество с ограниченной ответственностью "Вариант" 603003, Нижегородская область, город Нижний Новгород, ул. Васенко, д. 4, ком. 409 wariantnn@rambler.ru Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области 440008, г. Пенза, ул. Некрасова, 24 info@merp58.ru; pgz.pnz@obl.penza.net |
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 058/06/106-231/2024
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
11 апреля 2024 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
-
... – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
-
... – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
-
... – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Вариант» (далее – заявитель, ООО «Вариант», Общество) – ...,
со стороны заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» (далее – ГБУЗ «ПОКБ им. Н.Н. Бурденко», заказчик): ... (представителя по доверенности),
со стороны уполномоченного органа Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области (далее – МЭРП Пензенской области): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Вариант» на положения извещения при проведении уполномоченным органом Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко» электронного аукциона «Поставка расходных материалов для нужд отделения сосудистой хирургии ГБУЗ « Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» по ВМП в 2024 году» (извещение № 0155200000924000216 опубликовано 28.03.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
04.04.2024 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Вариант» на положения извещения при проведении уполномоченным органом Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко» электронного аукциона «Поставка расходных материалов для нужд отделения сосудистой хирургии ГБУЗ « Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» по ВМП в 2024 году» (извещение № 0155200000924000216 опубликовано 28.03.2024).
Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 10.04.2024 в 10 часов 45 минут.
Представители сторон участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке согласно письму ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.
На заседании Комиссии представитель заявителя пояснила, что по каждой из позиций 1-5 описания объекта закупки для поставки подходит товар единственного производителя, а именно:
1. по позициям 1 и 3 из-за совокупности таких характеристик как покрытие – желатин, наличие антибактериального покрытия и дополнительного покрытия гепарином под описание объекта закупки подходят только протезы кровеносных сосудов «Басекс», производителя ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева», при этом, по мнению заявителя, наличие одновременно всех трех характеристик у товара является избыточным,
2. по позиции 2 из-за требования о наличии термолезвия в комплекте медицинского изделия под описание объекта закупки подходят только протезы кровеносных сосудов «Polythese» производителя «Пероузе медикал», вместе с тем, заявитель считает, что установление данного требования излишне, так как не влияет на ход оперативного вмешательства,
3. по позициям 4 и 5 из-за указания размера протеза, а именно: 4,5/6,5 мм, длина 70 см, длина спирали 50 см и 4,5/6,5 мм, длина 70 см под описание объекта закупки подходят только протезы кровеносных сосудов «Экофлон» производителя ЗАО «НПК «Экофлон», заявитель полагает, что разница в 0,5 мм в размерном ряду, который есть у другого производителя, не является значимой с точки зрения функционального назначения и ожидаемого эффекта от применения изделия.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что описание объекта закупки составлено с учетом характеристик в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности и необходимых для выполнения возложенных на заказчика функций. Пояснила, что при формировании описания заказчик основывался на мнении своих специалистов и опыте эксплуатации аналогичных товаров в учреждении. Пояснила, что термолезвие предназначено для аккуратного и точного разрезания сосудистого протеза, при этом место протеза одновременно запаивается, чего нельзя добиться при применении хирургических ножниц, тем самым укрепляется стенка протеза по окружности, уменьшается тромбогенность. Полагает, что отсутствие в регистрационном удостоверении информации о наличии термолезвия в комплекте не свидетельствует о фактическом отсутствии принадлежности у иных медицинских изделий. Относительно позиций 4 и 5 описания объекта закупки пояснила, что детализация характеристик обусловлена оперирующими хирургами отделения сосудистой хирурги необходимыми для моделирования анастомоза с учетом анатомических особенностей большинства пациентов.
На рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа пояснила, что действующее законодательство предоставляет заказчику возможность закупки того товара, который является для него необходимым. Пояснила, что на участие в закупке было подано 2 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения, в связи с чем считает, что положения извещения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации заседание Комиссии Управления отложено до 16 часов 00 минут 11.04.2023.
После перерыва заявителем были направлены дополнения к жалобе, заказчиком были направлены коммерческие предложения на товар и обоснование включения характеристик в описание объекта закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
28.03.2024 Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко» опубликовано извещение № 0155200000924000216 о проведении электронного аукциона «Поставка расходных материалов для нужд отделения сосудистой хирургии ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» по ВМП в 2024 году».
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – 6 039 050,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 28.03.2024 09:05 (МСК).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 05.04.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 09.04.2024.
Идентификационный код закупки: 242583700874158370100101680013250244.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).
Согласно пункту 2 Правил Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно извещению об осуществлении закупки к поставке требуется протез кровеносного сосуда синтетический, код позиции КТРУ 32.50.22.190-00005083, дата начала обязательного применения позиции Каталога – 16.09.2022. При этом описание товара по данной позиции КРТУ отсутствует.
В связи с отсутствием в позиции КТРУ характеристик заказчиком осуществлено описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе:
№ п/п* |
Наименование |
Технические характеристики товара |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Протез кровеносного сосуда синтетический |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Протез кровеносного сосуда синтетический |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Протез кровеносного сосуда синтетический |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Протез кровеносного сосуда синтетический |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Протез кровеносного сосуда синтетический
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Протез кровеносного сосуда синтетический |
|
Согласно пояснениям представителя Заказчика, требования Технического задания в части спорных характеристик обусловлены спецификой проведения операций в отделении сосудистой хирургии.
Как пояснила представитель заказчика по пунктам 1 и 3 описания объекта закупки покрытие желатином обеспечивает непроницаемость протезов для крови, исходя из практики заказчика использование именно таких протезов кровеносных сосудов приводит к наименьшему количеству осложнений в постоперационном периоде, а также препятствует кровопотере; антибактериальное покрытие обеспечивает антибактериальные свойства о отсутствие риска инфицирования протеза; покрытие гепарином обеспечивает тромборезистентность и отсутствие риска тромбообразования.
Заявителем в жалобе указано, что желатин, также как и коллаген предназначены для снижения кровопроницаемости стенок протеза во время имплантации, а покрытие протезов кровеносных сосудов гепарином является факультативной характеристикой, не обязательной при проведении операций по установке протезов кровеносных сосудов подобных тем, что указаны в описании объекта закупки.
При этом заявителем не представлено подтверждений доказанной эффективности использования протезов сосудов кровеносных предпочтительно с коллагеном, чем с желатином, а также эффективности использования протезов кровеносных сосудов без дополнительного покрытия гепарином.
В рамках рассмотрения жалобы представителем заказчика указано, что по данной позиции заказчик также полагает подходящими протезы Gelseal, Gelsoft, Fluoropassiv производителя Васкутек Лтд, учитывая, что в инструкции предполагается замачивание протеза в растворе Рифампицина и Гепарина.
На данный довод представитель заявителя указала, что замачивание в растворе не соответствует описанию объекта закупки.
Вместе с тем, Комиссия полагает, что, если заказчик считает допустимым в данном случае использование указанных протезов, то для корректного составления описания объекта закупки необходимо предусмотреть указанный вариант исполнения, например. При этом, внесение изменений в настоящем случае в описание объекта закупки, в случае, если иные доводы жалобы не находят своего подтверждения, не удовлетворит заявителя.
По пункту 2 описания объекта закупки представитель заказчика пояснила, что термолезвие необходимо для аккуратного и точного разрезания сосудистого протеза. При этом за счет термического воздействия лезвия место среза запаивается, тем самым не только исключается разволокнение сосудистого протеза, но и укрепляется стенка протеза по окружности. Это позволяет осуществлять технику анастомоза конец в конец, при которой обеспечивается анатомический переход от протеза к нативному сосуду и таким образом повышается надежность анастомоза и уменьшается тромбогенность за счет плавного перехода от протеза к сосуду. Коагулирует раневую поверхность, т.е. в момент разреза оно же и прижигает зону разреза, обеспечивая минимальную кровопотерю. Термолезвие позволяет регулировать длину протеза интраоперационно, позволяет сделать замену сосуда пациентам с индивидуальными анатомическими особенностями.
Заявителем в жалобе указано, что термолезвие является альтернативным способом укорачивания длины протеза без применения хирургических ножниц, в связи с чем само по себе не влияет ни на ход оперативного вмешательства, ни на полученный по его итогам результат. При этом, заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии антимонопольного органа не представлены доказательства, что применение термолезвия не влияет на ход проведения и результат операции.
По пунктам 4 и 5 описания объекта закупки представитель заказчика пояснила, что детализация характеристик обусловлена оперирующими хирургами отделения сосудистой хирургии как необходимая для моделирования анастомоза с учетом анатомических особенностей большинства пациентов. Увеличение толщины стенки протеза увеличивает усилие по проколу стенки протеза, что затрудняет технику проведения анастомоза.
По мнению заявителя, разница в диаметре в 0,5 мм не является значимой с точки зрения функционального назначения таких протезов и ожидаемого эффекта от их применения. При этом доказательств указанной позиции заявителем не представлено.
Следовательно, не подтверждается довод заявителя о возможности достижения целей, для которых осуществляется закупка, с помощью устройств, обладающими иными характеристиками, чем предусмотренные описанием объекта закупки.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Вариант» на положения извещения при проведении уполномоченным органом Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко» электронного аукциона «Поставка расходных материалов для нужд отделения сосудистой хирургии ГБУЗ « Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» по ВМП в 2024 году» (извещение № 0155200000924000216 опубликовано 28.03.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
2024-2031