Постановление б/н постановление от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

 по делу № 058/04/14.3-62/2024
об административном правонарушении

 15 марта 2024 года                                                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Де<...>, рассмотрев   протокол   и   материалы   дела   об административном правонарушении № 058/04/14.3-62/2024, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Медиа» (ИНН 7451457963; ОГРН 1227400007977; Челябинская область, г.о. Челябинский, вн. р-н Советский, г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 21в, офис 316/6; далее – ООО «Медиа») по факту нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установленному решением Пензенского УФАС России от 02.02.2024 по делу №058/05/5-629/2023, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без участия защитника ООО «Медиа»,  

УСТАНОВИЛ:

 

На рассмотрение поступил протокол от 01.03.2024 № 058/04/14.3-62/2024 об административном правонарушении, составленный ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) <...> в отношении ООО «Медиа», в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Из протокола об   административном   правонарушении от 01.03.2024 № 058/04/14.3-62/2024  и материалов дела следует.

Пензенским УФАС России было рассмотрено дело № 058/05/5-629/2023 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «Медиа» по факту нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»).

Решением Комиссии Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о  нарушении  законодательства  о  рекламе от  02 февраля 2024 года по делу № 058/05/5-629/2023 реклама приложения заказа авто «АвтоЛига» под заголовком «когда срочно надо свалить» с изображением мультипликационных персонажей: 1) грабитель с чулком на голове и мешком (из которого сыпется награбленное) бежит к машине; 2) двое хулиганов (один с дубинкой) пристают к испуганному человеку с портфелем в руках; 3) хулиган пристает к испуганной девушке, распространяемая ООО «Медиа» на остановочных павильонах в августе 2023 года в городе Заречном Пензенской области,  признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.

На рассмотрении настоящего дела защитник ООО «Медиа» не явился. 14.03.2024 ООО «Медиа» представило в адрес Пензенского УФАС России письменные пояснения, из которых следует, что баннеры с рассматриваемой рекламой были демонтированы 28.08.2023, т.е. задолго до обращения жителей г. Заречного и никак не могли кого-либо призывать к совершению противоправных действий. С вменяемым нарушение Общество не согласно. Ходатайствует о замене административного наказания, в виде административного штрафа, предупреждением.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующему.

Факт совершения ООО «Медиа», по распространению ненадлежащей рекламы, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.

Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 058/05/5-629/2023 следует, что в адрес Пензенского УФАС России поступило коллективное обращение жителей города Заречного Пензенской области, перенаправленное Собранием представителей ЗАТО города Заречного Пензенской области (вх. № 3855/23 от 18.09.2023), по вопросу распространения на остановочных павильонах города Заречного Пензенской области рекламы: «АвтоЛига приложение заказа авто» под заголовком: «когда срочно надо свалить» с изображением мультипликационных персонажей.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что на остановочных павильонах в августе 2023 года в городе Заречном Пензенской области размещена информация следующего содержания: «АвтоЛига приложение заказа авто» под заголовком: «когда срочно надо свалить» с изображением мультипликационных персонажей: 1) грабитель с чулком на голове и мешком (из которого сыпется награбленное) бежит к машине; 2) двое хулиганов (один с дубинкой) пристают к испуганному человеку с портфелем в руках; 3) хулиган пристает к испуганной девушке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, распространяемая на остановочных павильонах (г. Заречном: ул. Зеленая, д. 33, проспект Мира, ул. Ленина, д. 33), содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к компании «АвтоЛига приложение заказа авто», на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуг, оказываемых данной компанией.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является «АвтоЛига приложение заказа авто».

В соответствии с пунктом 1 частью 4 статьи  5 ФЗ «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

В целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе» рассмотрение изображений и содержания рассматриваемой рекламы было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе и Общественного совета при Пензенском УФАС России.

Решением Экспертного совета и Общественного совета было установлено, что реклама приложения заказа авто «АвтоЛига» под заголовком «когда срочно надо свалить» и изображениями возможного правонарушения в совокупности может побуждать к совершению противоправных действий.

Довод ООО «Медиа», изложенный в пояснениях от 14.03.2024 вх № 2056-ЭП/24, о том, что на баннерах исключительно в карикатурном стиле изображены ситуации, предполагающие необходимость срочного отъезда, без выражения одобрения совершению тех или иных действий изображенными персонажами, отклонен по следующим основаниям.

В рекламе, размещенной на остановочных павильонах города Заречного Пензенской области, содержится побуждение к совершению противоправных действий, поскольку по смыслу рекламы создается впечатление, что компания «АвтоЛига» (приложение заказа авто) способствует избежать ответственности за хулиганские и противоправные действия, ответственность за которые установлена КоАП РФ и УК РФ.

Согласно статье 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Согласно статье 161 УК РФ грабеж – открытое хищение чужого имущества.

Таким образом, указанная реклама может побуждать к совершению правонарушения, а рекламируемые услуги будут способствовать избежать наказания («когда срочно надо свалить»).

Закон о рекламе рассматривает потребителей рекламы как лиц, подпадающих под влияние рекламы и подверженных ее влиянию, следствием чего является или может явиться соответствующее воздействие рекламы на них. Такой подход к поведенческой характеристике потребителей дает основания полагать, что реклама способна побудить потребителей не только воспользоваться рекламируемыми услугами, но и к совершению иных, напрямую не связанных с рекламируемыми услугами действий, о которых он получил представление из рекламы.

Следуя принципу верности правомерному поведению, реклама ввиду ее публичности способна оказать влияние на процесс становления правомерного поведения в обществе, закрепить в сознании потребителей поведенческую привычку следовать установленным нормам поведения. Таким образом, поведение, изначально не выражающее уважение к праву в рекламе не допускается.

Рассматриваемая реклама распространяется в многолюдных местах, на остановочных павильонах города Заречного, на которую люди даже невольно обращают внимание в силу ее размера и размещения. Данная реклама адресована неопределенному кругу лиц, независимо от их возраста или убеждений. Среди этих граждан могут быть и дети любого возраста. Ребенок, посмотрев на рекламу, в силу своего возраста и развития, может воспринимать ее для себя так, что поведение мультипликационных персонажей (грабеж, хулиганство) – это нормально.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Таким образом, необходимо соблюдать информационную безопасность детей и ограничивать их в доступе к такой информации, так как именно детская психика является самой восприимчивой и незащищенной от воздействия внешних факторов. Информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение, поскольку, ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни.

Размещение рекламной информации, имеющей свободное распространение, текстового содержания, сопровождаемого изображением возможных правонарушителей (грабителя и хулиганов) – нельзя признать допустимым в силу существующего запрета на использование в рекламе противоправных действий.

Таким образом, реклама приложения заказа авто «АвтоЛига» под заголовком «когда срочно надо свалить» и изображениями возможного правонарушения в совокупности может побуждать к совершению противоправных действий.

Учитывая изложенное, реклама приложения заказа авто «АвтоЛига» под заголовком «когда срочно надо свалить» нарушает требования пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «Медиа» (ИНН 7451457963; ОГРН 1227400007977; Челябинская область, г.о. Челябинский, вн. р-н Советский, г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 21в, офис 316/6), что подтверждается договором №080 от 15.01.2023, заключенным с индивидуальным предпринимателем Пшеницыным Александром Сергеевичем (ИНН 583804912141).

Действия ООО «Медиа» были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: г. Заречный Пензенкая обл.

Время совершения административного правонарушения: август 2023 г.

Таким образом, в действиях ООО «Медиа» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения ООО «Медиа» к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истекли. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ООО «Медиа» от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающей в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.

Совершенное ООО «Медиа» правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

На основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, согласно статье 4.2 КоАП РФ, являются:

- ООО «Медиа» впервые совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ;

- ООО «Медиа» добровольно устранило нарушение до возбуждения дела об административном правонарушении;

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, не установлено.

При рассмотрении настоящего административного дела сведений о тяжелом имущественном и финансовом положении ООО «Медиа»  не поступало.

Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 3 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе.

В данном случае административное правонарушение не является выявленным в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

Таким образом, статья 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая замену административного наказания в виде штрафа на предупреждение, в данном случае, применению не подлежит.

Согласно представленным в материалы дела сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Медиа» является субъектом малого предпринимательства (категория микропредприятие) с 10.04.2022 г.

Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ).

На момент совершения выявленного правонарушения ООО «Медиа» было включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и относилось к категории микропредприятие. Тем самым, в отношении Общества подлежат применению положения частей 1 и 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, Должностное лицо считает возможным назначить ООО «Медиа» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Таким образом, с учетом характера совершенного ООО «Медиа» административного правонарушения, установленных по делу обстоятельств, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, Должностное лицо Пензенского УФАС России полагает, что привлечением к административной ответственности в виде наложения на ООО «Медиа» административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей будет реально достигнута цель предупреждения совершения им новых правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и статьями 4.1, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Медиа» (ИНН 7451457963; ОГРН 1227400007977; Челябинская область, г.о. Челябинский, вн. р-н Советский, г. Челябинск, пр-кт Ленина, д. 21в, офис 316/6) наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО «Медиа» наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Связанные организации

Связанные организации не указаны