Предупреждение №1706-3 Предупреждение от 29 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Пензенское УФАС России из прокуратуры Белинского района Пензенской области поступила информация о нарушении требований антимонопольного законодательства при передаче администрацией г. Белинского Белинского района Пензенского области муниципального имущества хозяйствующему субъекту.

По результатам рассмотрения указанной информации установлено следующее.

В 2018-2019 гг. в муниципальную собственность г. Белинского Белинского района Пензенской области из резервного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области переданы материально-технические ресурсы аварийного резерва для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий на объектах жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, а именно, 6 глубинных водяных насосов общей стоимостью 300 555,84 рублей. Передача имущества подтверждается актами приема-передачи от 24.07.2018, 06.12.2018, 15.01.2019, 06.06.2019, 26.08.2019.

Решениями городского Собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области от 29.06.2018 № 603-103/6, от 27.12.2018 № 708-117/6, от 29.01.2019 № 722-119/6, от 06.06.2019 № 772-127/6, от 26.08.2019 № 790-131/6, 6 глубинных водяных насосов приняты в муниципальную собственность г. Белинского Белинского района Пензенской области.

Решениями городского Собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области от 24.08.2018 № 632-107/6, 10.12.2018 № 689-115/6, 13.02.2019 № 732-120/6, 17.06.2019 № 778-128/6, 05.08.2019 № 797-132/6 водяные насосы переданы в пользование ОАО «Белинское производственное объединение жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ОАО «Белинское ПОЖКХ») в целях быстрого реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Договор пользования (владения) муниципальным имуществом (6 глубинных водяных насосов) с ОАО «Белинское ПОЖКХ» заключен не был.

В последующем ОАО «Белинское ПОЖКХ» указанное имущество
передало ООО «Водоканал» с целью обеспечения бесперебойного водоснабжения г.
 Белинского.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона об организации местного самоуправления органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г. Белинского, утвержден решением городского Собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области от 13.03.2014 № 584-114/5 (далее – Порядок).

Пунктом 22 Порядка предусмотрено, что заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Вместе с тем, в соответствии с частью 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий, является муниципальной преференцией.

В этой связи, передача 6 глубинных водяных насосов без проведения торгов является муниципальной преференцией.

Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрен порядок предоставления муниципальной преференции.

В частности, для получения муниципальной преференции необходимо согласие антимонопольного органа.

При этом, пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 вышеуказанного закона.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Кроме того, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (данную правовую позицию подтверждает постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 по делу № А13-10558/2008).

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия городского Собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области по передаче ОАО «Белинское ПОЖКХ» муниципального имущества, а именно 6 глубинных водяных насосов без проведения конкурентных процедур, ограничили право других хозяйствующих субъектов на приобретение права владения и (или) пользования указанным имуществом.

Кроме того, согласно Порядку управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г. Белинского, у городского Собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области отсутствуют полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, в частности полномочия по принятию решения о предоставлении муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам.

В связи с наличием в действиях городского Собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области признаков нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает городское Собрание представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 17 июля 2020 года, для чего необходимо:

1. Отменить решения городского Собрания представителей г. Белинского Белинского района Пензенской области от 24.08.2018 № 632-107/6, 10.12.2018
№ 689-115/6, 13.02.2019 № 732-120/6, 17.06.2019 № 778-128/6, 05.08.2019 № 797-132/6 о передаче движимого имущества в пользование ОАО «Белинское производственное объединение жилищно-коммунальное хозяйство».

 

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны