Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 30 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директору

ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы»

 

ул. Центральная, д. 2 г. Пенза, 440068

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 058/04/14.31-196/2021

об административном правонарушении

 

30 марта 2021 года

г. Пенза

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.31-196/2021, возбужденного в отношении директора Государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Аэропорт города Пензы» (ОГРН 1095836000413 ИНН 5837039563 г. Пенза, ул. Центральная, д. 2) (далее - ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы») по факту злоупотребления ГБУ ПО «Аэропорт                    г. Пензы» доминирующим положением и нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (без учета услуги по составлению центровочного графика), которое привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в его отсутствие (уведомлен надлежащим образом)

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 058/04/14.31-196/2021 от 17.03.2021 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) в отношении  директора ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», материалы административного дела № 058/04/14.31-196/2021  и материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/10-726/2020.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.12.2020 г. по делу № 058/01/10-726/2020 бездействие ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (без учета услуги по составлению центровочного графика), которое привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, признано злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2.1. КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

В соответствии со статьей 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

На рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие. Также представил письменные пояснения, согласно которым вину в совершении административного правонарушения не признал, указал на не согласие с решением антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/10-726/2020.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.31-196/2021, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/10-726/2020, учитывая объяснения, прихожу к следующим выводам.

Факт совершения директором ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации доказан в ходе рассмотрения дела № 058/01/10-726/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» является вспомогательная деятельность, связанная с воздушным и космическим транспортом (ОКВЭД 52.23).

ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» осуществляет аэропортовую деятельность на основании сертификата оператора аэродрома Гражданской авиации № ФАВТ.ОА-096 от 23.05.2019г., сертификата соответствия № АД 00172 от 05.12.2019г., сертификата   № ФАВТ.АБ.256 от 20.09.2019г., а также Устава ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», утвержденного Приказом Управления транспорта Пензенской области № 47 от 17.02.2020г.

ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» осуществляет оказание аэропортовых услуг и услуг по наземному обслуживанию воздушных судов ПАО «Аэрофлот» на основании договора от 05.08.2020 № 2906984/Р850-32/06.08.2020.

Установлено, что ПАО «Аэрофлот» обратилось в ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» (письмо от 11.06.2020 № 111.21-1095) с просьбой рассчитать отдельный тариф за обслуживание пассажиров без учета услуги по центровке воздушных судов (далее – ВС) в связи с тем, что ПАО «Аэрофлот» выполняет центровку ВС самостоятельно.

На указанное обращение письмом от 23.06.2020 № 892 ГБУ ПО «Аэропорт                      г. Пензы» направлен отказ в ПАО «Аэрофлот» со ссылкой на наличие единого тарифа за обслуживание пассажиров на внутренних линиях, не предусматривающего отдельного  сбора за услугу по центровке ВС.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.09.2009 № 332-т ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в сфере услуг в аэропортах.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг (за исключением услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом).

По результатам анализа товарного рынка установлено, что ГБУ ПО «Аэропорт                г. Пензы» занимает доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг (за исключением услуг хранения и обеспечения заправки авиационным топливом) на территории Пензенской области в пределах границ объектов аэропорта.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из приведенных норм законодательства ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг в аэропортах на территории Пензенской области и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.

В перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, входит, в том числе, услуга по обслуживанию пассажиров.

Целями государственного регулирования тарифов, в соответствии с пунктом 3 указанного постановления, являются: а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек; б) обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; в) повышение качества оказываемых услуг.

Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации утверждены приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241  (далее – Перечень № 241).

Согласно пункту 4.1.1 Перечня № 241 тариф за обслуживание пассажиров устанавливается за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров и обработке багажа (без использования технических и транспортных средств), включая: регистрацию пассажиров; взвешивание, оформление и сортировку багажа; хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия; обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках); накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно; встречу и сопровождение прибывающих  пассажиров до аэровокзала; укладку багажа на транспортные средства; погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа; подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест; предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу; контроль загрузки воздушного судна.

Таким образом, операция по составлению центровочного графика входит в стоимостную основу тарифа за обслуживание пассажиров.

Пунктом 1.13 Перечня № 241 установлено, что аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции.

При этом, согласно пункту 1.14 Перечня № 241 в случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее – базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции.

Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, цен на материально-технические ресурсы, не допускается (пункт 9 Приложения № 2 к Перечню № 241).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утверждению органами регулирования подлежат только базовые тарифы субъектов естественных монополий в аэропортах, в том числе, на услугу по обслуживанию пассажиров.

На территории Пензенской области уполномоченным органом регулирования тарифов является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области на основании положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП.

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 29.12.2018 № 187 утверждены предельные максимальные тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», в том числе тариф за обслуживание пассажиров на внутренних линиях.

По информации, представленной Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (письмо от 29.09.2020  Исх. № 35/04-05/3483) ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» обратилось в адрес Управления с заявлением от 11.09.2020 на установление цен (тарифов, сборов) за наземное и аэропортовое обслуживание. В заявлении ГБУ ПО «Аэропорт  г. Пензы» просило установить помимо базового тарифа за обслуживание пассажиров на внутренних линиях, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, также тариф за обслуживание пассажиров на внутренних линиях (без центровки).

09.11.2020 по результатам рассмотрения заявления ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области издан Приказ от 09.11.2020 № 91, согласно которому органом регулирования, на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, с 01.01.2020 установлен предельный максимальный базовый тариф за обслуживание пассажиров на внутренних линиях.

До указанной даты продолжает свое действие Приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 29.12.2018 № 187, которым также утвержден предельный максимальный базовый тариф на обслуживание пассажиров.

В рассматриваемой ситуации обращение в орган регулирования предполагает утверждение только базового тарифа, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293.

Законодательно установлено, что утверждение дополнительного к базовому тарифу, тарифа, из которого исключены операции, выполняемые потребителем самостоятельно, осуществляется в порядке, определенном Перечнем № 241, без обращения в орган регулирования.

Согласно пункту  1.14, пункту 9 Приложения № 2 Перечня № 241, в случае утверждения максимального базового аэропортового тарифа, утверждение органом регулирования дополнительного к базовому тарифу, из которого исключены операции выполняемые потребителями самостоятельно, не требуется. Утвердить такой тариф вправе оператор аэропорта и зарегистрировать его в Центре расписания и тарифов.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Транспортной клиринговой палаты, Центр расписания и тарифов (ЦРТ) является структурным подразделением АО «Транспортная Клиринговая палата» и в соответствии с решением Минтранса РФ осуществляет функции, в том числе по организации в установленном порядке работы по регистрации ставок аэропортовых и аэронавигационных сборов, тарифов (цен) на наземное обслуживание судов в аэропортах РФ.

Со стороны ПАО «Аэрофлот» представлены сводно-загрузочные ведомости, составленные ПАО «Аэрофлот», порядок осуществления  ПАО «Аэрофлот» операций центровки ВС в аэропорту г. Пензы через модуль контроля загрузки воздушного судна ПАО «Аэрофлот», подтверждения отправки Группы центровки отдела организации управления и контроля загрузки департамента наземного обеспечения перевозок ПАО «Аэрофлот» подготовленных данных по центровке ВС в адрес представительства  ПАО «Аэрофлот» в               г. Пенза.

Из представленных материалов ПАО «Аэрофлот» следует, что Общество самостоятельно осуществляет отдельную операцию, включенную в состав тарифа за обслуживания пассажиров, а именно – составление центровочного графика.

В связи с чем, ПАО «Аэрофлот» обращалось в адрес ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» за расчетом отдельного тарифа за обслуживание пассажиров, включающего только предоставляемые потребителю услуги (без учета услуги по центровке ВС).

В письменных пояснениях ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» (письмо от 03.11.2020 Исх. № 1612) не опровергает того факта, что составление центровочного графика ВС ПАО «Аэрофлот» при осуществлении полетов из аэропорта г. Пензы осуществляется силами авиакомпании, при этом, ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» указывает на использование ресурсов Учреждения для распечатки документов по центровке ВС – помещение, оргтехника, бумага, электрическая энергия.

ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» указывает, что дополнительный тариф за обслуживание пассажиров (без учета услуг по центровке ВС) также как и базовый тариф за обслуживание пассажиров подлежит обязательному регулированию государством согласно постановлению Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, в связи с чем Учреждение обратилось в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области с заявлением на установление тарифов за наземное и аэропортовое обслуживание, в котором просило утвердить дополнительно «тариф за обслуживание пассажиров на внутренних линиях (без центровки)».

ПАО «Аэрофлот» начало осуществлять полеты в аэропорт г. Пензы 18.07.2020г.

Из представленных в материалы дела счетов-фактур, актов ГБУ ПО «Аэропорт                   г. Пензы» за период с 18.07.2020 по 31.10.2020 следует, что ГБУ ПО «Аэропорт                        г. Пензы» выставляет плату за наземное обслуживание пассажиров по максимальному тарифу.

При этом, ПАО «Аэрофлот» информировало ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» о том, что самостоятельно осуществляет отдельную операцию по составлению центровочного графика ВС, включённую в состав тарифа за обслуживание пассажиров, и инициировало рассмотрение вопроса утверждения дополнительного сбора (тарифа) за обслуживание пассажиров, включающего только предоставляемые потребителю операции, что предусмотрено пунктом 1.14 Приказа № 241.

Однако, соответствующих мер по утверждению дополнительно к  имеющемуся базовому тарифу, установленному органом регулирования, тарифа, из которого исключены операции выполняемые потребителем самостоятельно, в порядке предусмотренном Перечнем № 241 со стороны ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы»  предпринято не было.

Доводы ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» относительно того, что тариф дополнительный к базовому, утвержденному органом регулирования, из которого исключены операции выполняемые потребителем самостоятельно, также подлежит утверждению регулятором является необоснованным.

В ходе рассмотрении дела, установлено, что Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области на обращение ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» об утверждении помимо «базового предельного максимального тарифа за обслуживание пассажиров на внутренних линиях», также «дополнительного предельного максимального тарифа за обслуживание пассажиров на внутренних линиях без учета услуг по центровке воздушного судна», утвержден только базовый «предельный максимальный тариф за обслуживание пассажиров на внутренних линиях», предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293.

Доводы ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» относительно подготовки расчета дополнительного тарифа и направления материалов в орган регулирования, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны ГБУ ПО «Аэропорт  г. Пензы» по утверждению дополнительного к базовому тарифу, из которого исключены операции выполняемые потребителем самостоятельно, в связи с тем, что законодательно установлен иной порядок утверждения такого тарифа – без обращения в орган регулирования.

При этом, действий, направленных на утверждение рассматриваемого дополнительного тарифа, в порядке, предусмотренном действующим законодательством ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» не совершало.

Доводы ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» относительно того, что обращение ПАО «Аэрофлот» по вопросу установления дополнительного тарифа за обслуживание пассажиров без учета услуг по составлению центровочного графика поступило в ГБУ ПО «Аэропорт                 г. Пензы» до начала осуществления авиакомпанией полетов и заключения договора не влияют на рассматриваемые Комиссией обстоятельства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с момента начала осуществления полетов ПАО «Аэрофлот» в аэропорт г. Пензы со стороны ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» взималась плата за наземное обслуживание пассажиров по тарифу, включающему услугу по составлению центровочного графика воздушного судна. При этом, ГБУ ПО «Аэропорт                 г. Пензы» обладало информацией о том, что авиакомпания самостоятельно выполняет операцию, включенную в состав тарифа за наземное обслуживание, по составлению центровочного графика, однако, соответствующих мер по утверждению дополнительно к  имеющемуся базовому тарифу, установленному органом регулирования, тарифа, из которого исключены операции выполняемые потребителем самостоятельно, в порядке предусмотренном Перечнем № 241, ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» предпринято не было.

Доводы ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» относительно невозможности установления отдельного тарифа без учета услуг по составлению центровочного графика в связи с использованием ресурсов Учреждения для распечатки документов по центровке ВС, а также их передачи на борт воздушного судна ПАО «Аэрофлот», Комиссией не принимаются.

ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» имело возможность совершить действия, направленные на урегулирование вопроса возможной компенсации затрат Учреждения, исполнив при этом обязанность, установленную пунктом 1.14 Перечня № 241, об утверждении дополнительного тарифа, включающего только предоставляемые ПАО «Аэрофлот» операции.

30.11.2020 в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства письмом Исх. № 1777 со стороны ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» представлен Приказ директора Учреждения от 26.11.2020 № 470 «Об утверждении перечня (реестра) платных услуг, оказываемых в ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы». Согласно представленному Перечню предусмотрена платная услуга «Обслуживание пассажиров на внутренних линиях (без центровки)». Пунктом 4 Приказа от 26.11.2020 № 470 определено, что новые тарифы вступают в силу через один месяц после их регистрации в ЦРТ (с 1 января 2021 года).

При этом, доказательства направления тарифов на регистрацию в ЦРТ со стороны ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» представлены не были.

Письмом ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» от 15.12.2020 Исх. № 1874 для подтверждения обращения в ЦРТ представлены скриншоты электронной переписки.

Из представленной переписки не следует, что ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» обратилось в надлежащем порядке в ЦРТ с заявкой на регистрацию тарифа за обслуживание пассажиров без учета услуг по центровке ВС. Также отсутствуют доказательства того, что заявка ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» принята со стороны ЦРТ.

ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», злоупотребляя своим доминирующим положением и, не утверждая в установленном порядке для ПАО «Аэрофлот» дополнительный тариф, включающий только предоставляемые потребителю операции, ущемляет экономические интересы авиакомпании, которая вынуждена оплачивать тариф за обслуживание пассажиров, включающий плату за операцию по составлению центровочного графика, которую авиакомпания выполняет самостоятельно.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Установлено, что ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» злоупотребило доминирующим положением, что выразилось в бездействии по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (без учета услуги по составлению центровочного графика), которое привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.12.2020 г. по делу № 058/01/10-726/2020 бездействие ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (без учета услуги по составлению центровочного графика), которое привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, признано злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Управления транспорта Пензенской области, являющегося учредителем ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», от 01.09.2020 № 18-л/с назначен на должность директора ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы».

В соответствии с пунктом 6.2 Устава ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» руководителем Учреждения является директор.

Пунктом 6 трудового договора от 01.09.2020 № 1 с установлено, что руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.

Пунктом 7 трудового договора от 01.09.2020 № 1 с установлено, что руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Пензенской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом Учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым кодексом, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц.

Таким образом, на возложена обязанность по обеспечению соблюдения ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» требований действующего законодательства, в том числе запретов, установленных Законом о защите конкуренции.

Директором ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» совершены действия, повлекшие за собой злоупотребление доминирующим положением и нарушение Учреждением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Таким образом, в действиях директора ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно, совершение ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», являющимся субъектом естественной монополии и занимающим доминирующее положение на товарном рынке, действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Место совершения правонарушения – Пензенская область.

Время совершения правонарушения – с 23.06.2020г. по 22.01.2021г.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, является то, что ранее не подвергался административному наказанию за совершение однородного правонарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно
статье 4.3 КоАП РФ при рассмотрении дела не установлены.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 названной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного              административного нарушения и освобождении от административной ответственности, по статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Данное административное правонарушение посягает на интересы потребителей  аэропортовых услуг, предоставляемых ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», - авиаперевозчиков. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей аэропортовых услуг и обеспечение качества оказанных услуг, а также для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с ущемлением интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности. Следовательно, опасность совершенного директором ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении Учреждения к установленному государством запрету на совершение действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», злоупотребив доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг на территории Пензенской области, допустило бездействие по утверждению сбора (тарифа) за наземное обслуживание дополнительно к базовому сбору (тарифу), включающего только предоставляемые потребителю операции (без учета услуги по составлению центровочного графика), которое привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Исходя из характера, совершенного директором ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 стати 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

 

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление Федеральной антимонопольной

службы по Пензенской области, л/с 04551456870)

КБК 161 116 01141 01 0031 140

ОКТМО 56701000

ОГРН 1025801359539

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНЗА БАНКА РОССИИ// УФК по Пензенской области г. Пенза

БИК 015655003

Единый казначейский счет (ЕКС): 40102810045370000047

Казначейский счет: 03100643000000015500

 

УИН 16100500000000721958

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (to58@fas.gov.ru).

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Руководитель управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны