Решение (комиссия) №ЕП/4741/23 Решение от 20 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-721/2023

 

«18» декабря 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...>– заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- Ф<...>. – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

- от заявителя – Л<...>, Б<...>;

- от организатора торгов – представителя конкурсного управляющего ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> П<...> (доверенность от 30.11.2023 б/н);

рассмотрев жалобу Л<...> на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по реализации имущества банкрота – ООО «СВЕТОФОРМ» (сообщение № 12295923 от 01.09.2023 размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru, сообщение № 0059490 от 01.09.2023 размещено на сайте http://www.utender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области из ФАС России 04.12.2023 поступила жалоба Л<...> на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по реализации имущества банкрота – ООО «СВЕТОФОРМ» (сообщение № 12295923 от 01.09.2023 размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru, сообщение № 0059490 от 01.09.2023 размещено на сайте http://www.utender.ru).

Из жалобы заявителя следует, что между Л<...> и Б<...> заключен договор поручения для участия в торгах. При подготовке к участию в торгах заявителем установлено, что организатором торгов в извещении на сайте электронной торговой площадки в разделе «Обеспечение задатка» допущена ошибка в части срока внесения задатка, а именно в извещении указана следующая информация:

«Задаток должен поступить на расчетный счет до 20.08.2023. Заявки принимаются с 09.10.2023 по 20.08.2023 с 10 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин. Реквизиты для оплаты задатка: получатель – ООО "СВЕТОФОРМ" р/с 40702810001100027466 в АО «Альфа-Банк», к/с 30101810200000000593, БИК 044525593 Задаток должен поступить на счет в течение срока приема заявок.»

По данному факту Л<...>обратился к организатору торгов посредством телефонного звонка, при этом допущенная конкурсным управляющим ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...>ошибка не устранена. Указанная в извещении информация о сроке внесения задатка ввела заявителя в заблуждение, что привело к принятию решения о неучастии в торгах.

Правовая позиция конкурсного управляющего ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...>изложена в письменном отзыве на жалобу от 06.12.2023 вх. № 5840-ЭП/23.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 04.12.2023 № ЕП/4434/23 назначено и проведено 07.12.2023 в 14 часов 00 минут.

На рассмотрение жалобы 07.12.2023 заявитель - Л<...> не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.

На заседании Комиссии 07.12.2023 представитель организатора торгов - конкурсного управляющего ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...>П<...> с доводами жалобы не согласился, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержал в полном объеме, просил в удовлетворении жалобы отказать. Указал, что в извещении о проведении торгов в разделе «Обеспечение задатка» допущена опечатка в сроке внесения задатка. Однако, все источники информации о торгах (ЕФРСБ, газета «КоммерсантЪ», ЭТП) содержали информацию о том, что задаток должен поступить на счет до окончания приема заявок на интервале. Таким образом, явно ошибочная информация о сроке поступления задатка до 20.08.2023 опровергалась конкретным правилом о сроках оплаты задатка применительно к каждому отдельному интервалу торгов, что исключало введение в заблуждение любого потенциального претендента. С учетом того, что объявления о проведении торгов были опубликованы в официальном издании и ЕФРСБ за два с половиной месяца до спорного интервала торгов, претендент имел возможность заблаговременно ознакомиться с информацией о торгах, находящейся в открытом публичном доступе, и для уточнения информации связаться с организатором торгов. Указанная опечатка не помешала победителю торгов - К<...>обеспечить поступление задатка и принять участие в торгах. С 01.09.2023 Л<...> обладал достаточным количеством времени для разрешения всех спорных вопросов, связанных с порядком проведения торгов и участия в них, однако заблаговременно не предпринял соответствующих разумных действий.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением–требованием от 07.12.2023 № ЕП/4528/23 назначено и проведено 18.12.2023 в 14 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 18.12.2023 заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме, указал, что допущенная организатором торгов ошибка в извещении о проведении торгов в части установленного срока поступления задатка может являться основанием для признания торгов недействительными и их отмены. Данное обстоятельство повлияло на решение об участии в рассматриваемых торгах и послужило причиной отказа заявителя от участия в них.

На заседании Комиссии 18.12.2023 представитель организатора торгов поддержал ранее изложенную позицию.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба Л<...>подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В рамках обжалуемых торгов реализуется имущество коммерческой организации - ООО «СВЕТОФОРМ», а именно нежилое помещение.

Характер данного имущества не предполагает его исключительного использования потенциальным покупателем в личных целях, а также связано с экономической составляющей, цель которой извлечение прибыли от использования имущества (в том числе, от продажи\аренды нежилого помещения). Данное обстоятельство предполагает наличие круга профессиональных участников указанной деятельности, следовательно – наличия соответствующего товарного рынка.

Учитывая вышеизложенное, жалоба Л<...> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Порядок продажи имущества должника в процедурах банкротства регламентируется положениями статей 110, 111, 139 Закона о банкротстве.

В силу статей 110 и 139 Закона о банкротстве процедура реализации имущества должника, признанного банкротом, включает в себя последовательное проведение первых, повторных торгов, а также торгов путем публичного предложения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2022 по делу № А40-269814/2021 ООО «СВЕТОФОРМ» признано несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим ООО «СВЕТОФОРМ» утверждена Б<...>

22.03.2023 собранием кредиторов ООО «СВЕТОФОРМ» утверждено Положение о порядке, условиях и сроках проведения торгов по продаже имущества должника (банкрота) ООО «СВЕТОФОРМ» (далее – Положение).

01.09.2023 организатором торгов - конкурсным управляющим ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 12295923 о проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества ООО «СВЕТОФОРМ».

Также, извещение о проведении торгов размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «ЮТендер» http://utender.ru (извещение № 0059490 от 01.09.2023).

Лот №1: Нежилое помещение, общей площадью 108,9 кв.м., 16 этаж, расположенное по адресу: г. Москва, проезд Научный, д.17. Кадастровый номер: 77:06:0004009:4730.

Начальная цена лота – 17 237 340,00 руб.

Дата начала первого интервала – 09.10.2023 в 10:00

Дата окончания последнего интервала – 22.01.2024 в 17:00

В соответствии с протоколом об определении участников торгов и протоколом о результатах проведения торгов по Лоту № 1 от 21.11.2023 победителем торгов признан единственный участник торгов с ценовым предложением в размере 16 409 000 руб.

30.11.2023 конкурсным управляющим ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> и победителем торгов заключен договор № 1 купли-продажи имущества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться сведения, в том числе, о размере задатка, сроках и порядке внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении торгов от 01.09.2023 № 0059490, размещенном на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «ЮТендер» (www.utender.ru), в разделе «Обеспечение задатка» указана следующая информация:

«Дата внесения задатка: Задаток должен поступить на расчетный счет до 20.08.2023. Заявки принимаются с 09.10.2023 по 20.08.2023 с 10 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин. Реквизиты для оплаты задатка: получатель –ООО "СВЕТОФОРМ" р/с 40702810001100027466 в АО «Альфа-Банк», к/с 30101810200000000593, БИК 044525593 Задаток должен поступить на счет в течение срока приема заявок

Порядок внесения и возврата задатка: Задаток должен поступить на расчетный счет до 20.08.2023. Заявки принимаются с 09.10.2023 по 20.08.2023 с 10 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин. Реквизиты для оплаты задатка: получатель –ООО "СВЕТОФОРМ" р/с 40702810001100027466 в АО «Альфа-Банк», к/с 30101810200000000593, БИК 044525593 Задаток должен поступить на счет в течение срока приема заявок. Возврат задатка в течение 5 рабочих дней с даты проведения торгов. Рекомендуется указывать реквизиты для возврата задатка в заявке».

Таким образом, согласно указанной в извещении информации задаток на участие в торгах должен поступить в срок до 20.08.2023. Одновременно извещением предусмотрено, что задаток должен поступить на счет в течение срока приема заявок.

Рассматриваемые торги проводятся в форме публичного предложения, в связи с этим в извещении о проведении торгов указаны следующие интервалы снижения цены и периоды приема заявок на интервале:

 

Дата начала приема заявок на интервале

Дата окончания приема заявок на интервале

Дата окончания интервала

Задаток на интервале, руб.

Цена на интервале, руб.

09.10.2023 10:00

13.11.2023 17:00

14.11.2023 00:00

1 723 734,00

17 237 340,00

14.11.2023 10:00

20.11.2023 17:00

21.11.2023 00:00

1 637 547,30

16 375 473,00

21.11.2023 10:00

27.11.2023 17:00

28.11.2023 00:00

1 551 360,60

15 513 606,00

28.11.2023 10:00

04.12.2023 17:00

05.12.2023 00:00

1 465 173,90

14 651 739,00

05.12.2023 10:00

11.12.2023 17:00

12.12.2023 00:00

1 378 987,20

13 789 872,00

12.12.2023 10:00

18.12.2023 17:00

19.12.2023 00:00

1 292 800,50

12 928 005,00

19.12.2023 10:00

25.12.2023 17:00

26.12.2023 00:00

1 206 613,80

12 066 138,00

26.12.2023 00:00

01.01.2024 17:00

02.01.2024 00:00

1 120 427,10

11 204 271,00

02.01.2024 10:00

08.01.2024 17:00

09.01.2024 00:00

1 034 240,40

10 342 404,00

09.01.2024 10:00

15.01.2024 17:00

16.01.2024 00:00

948 053,70

9 480 537,00

16.01.2024 00:00

22.01.2024 17:00

22.01.2024 17:00

861 867,00

8 618 670,00

Оценив вышеуказанную информацию, Комиссия Управления пришла к выводу, что извещение о проведении торгов содержит противоречивую информацию относительно установленных организатором торгов сроков внесения задатка на участие в торгах.

Указанная организатором торгов в извещении информация в части установленных сроков внесения задатка не позволяет однозначно сделать вывод о том, в какой именно срок участнику необходимо обеспечить поступление денежных средств на счет, указанный в извещении.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Таким образом, несвоевременное поступление задатка является одним из оснований для отказа организатором торгов заявителю в допуске к участию в торгах.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в рассматриваемых действиях организатора торгов нарушения пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, выразившегося в указании в извещении о проведении торгов от 01.09.2023 № 0059490 противоречивой информации о сроках внесения задатка.

Комиссия Управления также считает необходимым отметить следующее.

Нарушение процедуры проведения торгов в рассматриваемом случае могло оказать влияние на результаты торгов, а также привело (могло привести) к ущемлению прав и законных интересов заявителя и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.

Поскольку рассматриваемые торги являются способом заключения договора по реализации товара — нежилого помещения, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка его продажи сказалось (могло сказаться) на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов.

При этом потенциальными участниками торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника, с целью извлечения прибыли при его использовании в предпринимательской и иной деятельности.

Согласно представленным в рамках рассмотрения жалобы пояснениям К<...>- победителя торгов, планируемая цель использования реализуемого на торгах недвижимого имущества — сдача в аренду.

Таким образом, выявленное нарушение установленного порядка организации торгов в рамках процедуры банкротства однозначно указывает на наступление или вероятность наступления негативных последствий для конкуренции, так как подобное нарушение влияет (могло повлиять) на результаты торгов.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание, что по результатам торгов конкурсным управляющим ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> и победителем заключен договор купли-продажи имущества, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Л<...> на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по реализации имущества банкрота – ООО «СВЕТОФОРМ» (сообщение № 12295923 от 01.09.2023 размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru, сообщение № 0059490 от 01.09.2023 размещено на сайте http://www.utender.ru) обоснованной.

2. Признать организатора торгов - конкурсного управляющего ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> нарушившей пункт 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Обязательное для исполнения предписание организатору торгов – конкурсному управляющему ООО «СВЕТОФОРМ» Б<...> не выдавать.

4. Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

     
     
     
     

 

 

 

 

Связанные организации

Ютендер
ИНН 6164265896, ОГРН 1076164008359