Решение б/н решение от 21 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/7-827/2022

 

21 декабря 2022 года                                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2022 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 058/05/7-827/2022, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя  по признакам нарушения пункта  8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»; Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) поступило обращение , перенаправленное Управлением Роскомнадзора по Пензенской области (от 17.11.2022 вх. №4786-э) и Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области (от 18.11.2022 вх. №4820-э), по поводу трансляции рекламным агентством «Визуал» в общественных местах в г. Заречном Пензенской области (в том числе в отделениях «Почта России») видеороликов с рекламой магазина электронных сигарет и аксессуаров «LIGHT SMOKE» с изображением устройств для потребления никотинсодержащей продукции (к обращению приложен видеоролик).

Пензенским УФАС России определением от 28.11.2022 по факту распространения вышеуказанной рекламы возбуждено дело № 058/05/7-827/2022 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена ИП .  Рассмотрение дела назначено на 21.12.2022 в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Пенза, ул. Урицкого, 127, к. 301.

На заседании Комиссии 21.12.2022 ИП  не присутствовала. В адрес Пензенского УФАС России представила ходатайство о рассмотрении дела № 058/05/7-827/2022 без ее участия.

Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что на плазменных панелях, установленных в г. Заречный Пензенской области по адресу: ул. Ленина, 70а (магазин «Моя сантехника»); ул. Ленина, 18б («Почта России»); проспект 30 лет Победы, 22 (универсам «Победа»); ул. Строителей, 4а (ЕРКЦ); проспект Мира, 5 (ТЦ «Арена»); ул. Братская, 2 (магазин «Колосок»); ул. Комсомольская, 10а (ТЦ «Ряд»); ул. Ленина, 18а (ТЦ «Дубрава»), демонстрируются видеоролики с рекламой магазина электронных сигарет и аксессуаров «LIGHT SMOKE» с изображением устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, в данном случае к услугам магазина электронных сигарет и аксессуаров «LIGHT SMOKE» (с изображением устройств для потребления никотинсодержащей продукции), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из имеющегося в деле видеоролика очевидно следует, что реклама магазина электронных сигарет и аксессуаров «LIGHT SMOKE» (с изображением устройств для потребления никотинсодержащей продукции) была доступна для обозрения всем посетителям магазина «Моя сантехника», «Почта России», универсама «Победа», ТЦ «Арена», магазина «Колосок», ТЦ «Ряд», ТЦ «Дубрава».

В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения.

Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в данном случае является деятельность продавца (магазин электронных сигарет и аксессуаров «LIGHT SMOKE»), предлагающего к продаже устройство для потребления никотинсодержащей продукции.

Посредством распространяемой рекламы продвигается деятельность продавца товаров, предназначенных для процесса курения – устройство для потребления никотинсодержащей продукции.

В данном случае в спорной информации явно присутствуют сведения, имеющие своей целью привлечение внимания к устройству для потребления никотинсодержащей продукции как к объекту рекламирования. Как указано в п. 2 Постановления Пленума ВАС №58 от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Комиссия, оценив содержание спорной информации, способ и манеру исполнения, приходит к выводу, что рассматриваемая в деле информация преследует цель выделения конкретного товара (устройство для потребления никотинсодержащей продукции), привлечение к нему внимания потребителей и продвижение его на рынке и, соответственно, в силу соответствия квалифицирующим признака рекламы, установленным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе такая информация является рекламой и на нее распространяются требования рекламного законодательства.

Реклама продавца «магазин электронных сигарет и аксессуаров «LIGHT SMOKE» имеет побудительный характер, стимулирует интерес к приобретению устройств для потребления никотинсодержащей продукции, и способствует росту числа потребителей таких товаров, что приводит к ухудшению состояния здоровья населения.

Пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее -  Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ) устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака или никотинсодержащей продукции.

Установлено, что "в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции, в том числе:..." (далее указан конкретный перечень форм стимулирования).

Соответственно, распространение вышеуказанной рекламы, с учетом ее содержания и места размещения не соответствует требованиям действующего законодательства о рекламе.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая информация, распространяемая в период с октября по ноябрь 2022 года на плазменных панелях, установленных в г. Заречный Пензенской области (магазин электронных сигарет и аксессуаров «LIGHT SMOKE» с изображением устройства для потребления никотинсодержащей продукции) является рекламой и нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

На основании пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель Ц, что подтверждается договором оказания услуг по размещению рекламы № от 15.10.20222, заключенным с индивидуальным предпринимателем А.

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ИП нарушила требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела ИП  устранила нарушения требований части 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» (представила исправленный видеоролик). Из содержания представленного в материалы дела видеоролика усматривается, что изображение устройства для потребления никотинсодержащей продукции, удалено.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу предписание ИП  не выдавать.

В силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу магазина электронных сигарет и аксессуаров «LIGHT SMOKE» с изображением устройств для потребления никотинсодержащей продукции, распространенную ИП  в октябре-ноябре 2022 года на плазменных панелях, установленных в г. Заречный Пензенской области по адресу: ул. Ленина, 70а (магазин «Моя сантехника»); ул. Ленина, 18б («Почта России»); проспект 30 лет Победы, 22 (универсам «Победа»); ул. Строителей, 4а (ЕРКЦ); проспект Мира, 5 (ТЦ «Арена»); ул. Братская, 2 (магазин «Колосок»); ул. Комсомольская, 10а (ТЦ «Ряд»); ул. Ленина, 18а (ТЦ «Дубрава»), поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

          2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны