Заключение №2585-2 Заключение об обстоятельствах дела от 5 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 058/01/10-74/2019

 

«5» июля 2019 года

г. Пенза

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- ... - руководителя управления, председателя Комиссии;

- ... – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

- ... –специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;

рассмотрев дело № 058/01/10-74/2019 по признакам нарушения СПОК «Источник» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

в присутствии на заседании:

заявитель С... не явился, извещен надлежащим образом;

ответчик СПОК «Источник», не явился, извещен надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило обращение С.... в отношении Сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Источник Малосердобинского района Пензенской области (далее - СПОК «Источник») (ИНН 5822003596, ОГРН 1105805000949) по вопросу стоимости водоснабжения по адресу: Пензенская область, Малосердобинский район, село Старое Славкино.

Приказом от 08.05.2019 г. № 62 возбуждено дело по признакам нарушения СПОК «Источник» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении закрепленного в законодательстве порядка установления тарифа на питьевое водоснабжение.

Определением от 08.05.2019 г. рассмотрение дела назначено на 18.06.2019 г.

        На заседании Комиссии 18.06.2019 г. представитель СПОК «Источник» Г... пояснила, что Кооператив обратился с заявлением на установление одноставочного тарифа на питьевую воду на 2019 год в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области. СПОК «Источник» согласен с тем, что не имеет полномочий по установлению тарифа на питьевое водоснабжение.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, а также учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия приняла решение о подготовке заключения об обстоятельствах дела. Определением от 18.06.2019г. рассмотрение дела отложено и назначено на 05.07.2019 г.

В ходе рассмотрения дела №058/01/10-74/2019 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

СПОК «Источник» оказывает услуги водоснабжения на территории с. Старое Славкино Малосердобинского района Пензенской области с использованием предоставленного на основании договора аренды комплекса водопроводных сетей от 29.12.2017 г. В соответствии с договором аренды ООО «Концессия-В» сдает, а СПОК «Источник» принимает в аренду комплекс водопроводных сетей, который включают в себя: две водонапорные башни (башня Рожновского) емкостью – 15 м³; водонапорную сеть протяженностью – 20 км (в дальнейшем - Объект), расположенный в Пензенской области, Малосердобинском районе, селе Старое Славкино, в состоянии, представляющем их нормальную эксплуатацию.

В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности СПОК «Источник» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2).

Пензенским УФАС России по результатам анализа товарного рынка подготовлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке питьевого водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей СПОК «Источник» на данном товарном рынке (далее – аналитический отчет).

По результатам анализа товарного рынка установлено, что СПОК «Источник» занимает доминирующее положение на данном рынке в границах присоединенных водопроводных сетей на территории Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке. Продуктовые границы товарного рынка определены как деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга лиц.

Федеральный закон от 07.11.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) определяет водоснабжение как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или  нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что услуги по водоснабжению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

При проведении анализа о состоянии конкурентной среды на рынке питьевого водоснабжения в границах пролегания водопроводных сетей СПОК «Источник»   Пензенским УФАС Росси было установлено, что Кооперативу на праве хозяйственного ведения принадлежит комплекс водопроводных сетей, который включают в себя: две водонапорные башни (башня Рожновского) емкостью – 15 м³; водонапорную сеть протяженностью – 20 км ( в дальнейшем - Объект), расположенный в Пензенской области, Малосердобинском районе, селе Старое Славкино.

Таким образом, СПОК «Источник» занимает доминирующее положение на товарном рынке питьевого водоснабжения в границах пролегания водопроводных сетей с долей 100 %.

Также установлено, что технологическое присоединение абонентов СПОК «Источник» к сетям иных хозяйствующих субъектов отсутствует.

Из информации, представленной СПОК «Источник» следует, что кооператив применяет тарифы на водоснабжение, принятые на собрании водопользователей 06.03.2018 года.

Протоколом №1 собрания водопользователей села Старое Славкино от 06.03.2018 г. установлен тариф за воду в размере 130 рублей с человека, если вода дома, 100 рублей с уличной колонки и 65 рублей за м³ с 01.03.2018 года.

Взимание СПОК «Источник» платы за воду по вышеуказанным тарифам подтверждается представленными в Пензенское УФАС России счет-квитанциями, предъявляемыми Абонентам для оплаты за услугу холодного водоснабжения (приходный кассовый ордер № 1252 на оплату услуг по водоснабжению (выставленная ... за август 2018 г.), № 1420 (выставленная ... за февраль 2018 г.), №891 (выставленная .... за июнь 2018 г.)).

СПОК «Источник» также оказывает услуги холодного водоснабжения физическим лицам (в количестве 311 человек) и юридическим лицам (МБОУ СОШ с. Старое Славкино, МБДОУ Детский сад «Солнышко», не являющимся членами СПОК «Источник».

В материалах дела имеются квитанции, выставленные СПОК «Источник» ..., не являющемуся членом Кооператива, на оплату услуг водоснабжения за август 2018г, .... – за ноябрь 2018 г.

 Также у СПОК «Источник» заключены договоры на обеспечение потребителей услугами по водоснабжению с МБОУ СОШ с. Старое Славкино (Договор № б/н от 16.01.2018 г.) и МБДОУ ДС «Солнышко» с. Старое Славкино (договор № б/н от 17.01.2018 г.). Стоимость услуги по данным договорам установлена в соответствии с Протоколом и составляет 65 рублей за 1 куб.м. Взимание платы за воду по вышеуказанным тарифам с указанных организаций подтверждается представленными в Пензенское УФАС России счет – фактур, предъявляемым Абонентам для оплаты за услугу холодного водоснабжения (счет-фактура №2 от 30.03.2018 г. на оплату услуг по водоснабжению, выставленная МБОУ СОШ с. Старое Славкино за 1 квартал 2018 года, счет-фактура № 3 от 04.05.2018 г., выставленная МБДОУ Детский сад «Солнышко» за 1 квартал 2018 года).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон водоснабжении) к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:

1) холодное водоснабжение, в том числе:

а) транспортировка воды, включая распределение воды;

б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;

2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:

1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

2) тариф на техническую воду;

3) тариф на транспортировку воды;

4) тариф на подвоз воды;

5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о водоснабжении государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307) установлено, что размер платы, в том числе за холодное водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под ресурсоснабжающей организацией понимается - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования) установлено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на холодную воду.

Пунктом 14 Основ ценообразования предусмотрено, что установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закона № 210).

Частью 1 статьи 9 Закона № 210 предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Частью 8 данной статьи установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 13 Закона № 210 тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.

Органом исполнительной власти на территории Пензенской области, уполномоченным устанавливать тарифы на холодную воду для населения, является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области. Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности. Согласно части 2 указанной статьи тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) подлежат регулированию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 г. № 440-ПП Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее-Управление) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

В ходе рассмотрения дела установлено, что СПОК «Источник» обратился в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области для утверждения тарифов на холодное водоснабжение (письмо СПОК «Источник» от 19.04.2019 г.). В соответствии с ответом от Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 13.05.2019 №35/04-05/1803 «Уведомление о невозможности открытия дела», по результатам проведенного Управлением анализа расчетных материалов установлено, что представлены не все документы и сведения, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила). 18.06.2019 г. СПОК «Источник» повторно обратился в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области для утверждения тарифов на холодное водоснабжение.

Действия СПОК «Источник» по самостоятельному установлению цены на услугу холодного водоснабжения являются неправомерными и нарушают установленный законодательством РФ порядок ценообразования.

Таким образом, СПОК «Источник» отсутствовали законные основания самостоятельно утверждать тарифы на услуги по водоснабжению. Результатом указанных действий могло стать ущемление интересов неопределенного круга потребителей услуг питьевого водоснабжения (физических и юридических лиц) СПОК «Источник».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенных круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия СПОК «Источник» по установлению тарифа на питьевое водоснабжение в нарушение закрепленного в законодательстве порядка, которое повлекло (могло повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) неопределенного круга потребителей, содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях СПОК «Источник»» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении закрепленного в законодательстве порядка установления тарифа на питьевое водоснабжение, которое повлекло (могло повлечь) ущемление интересов неопределенного круга лиц потребителей СПОК «Источник».

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            ...

 

Члены комиссии                                                                                       ...

                                                                                                                  ...

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны