Предупреждение №2617-3 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 26 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-20-1/25-2020
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

26 августа 2020 года

г. Пенза

В соответствии с поручением ФАС России от 04.03.2020 № ИА/17185/20 «О вопросах контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям» Пензенским УФАС России проведен анализ нормативно-правовых актов органов власти на территории Пензенской области по вопросам предоставления мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

По результатам проведенного анализа нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Бессоновского района Пензенской области установлено следующее.

Постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области от 06.08.2020 № 590 внесены изменения в муниципальную программу «Развитие агропромышленного комплекса Бессоновского района на 2014–2022 годы», утвержденную постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области от 12.11.2013 № 1543 (далее – Муниципальная программа).

Муниципальная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Бессоновского района, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий Муниципальной программы и показатели их результативности.

Условия и порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета Бессоновского района устанавливаются Администрацией Бессоновского района.

Муниципальная программа включает в себя подпрограмму «Развитие овощеводства защищенного грунта в Бессоновском районе на 2014–2022 годы».

Цели подпрограммы: развитие овощеводства защищенного грунта в районе; круглогодичное обеспечение населения района и области свежими овощами и овощеводческой продукцией.

Подпрограмма является документом, определяющим действия администрации Бессоновского района, предприятий, организаций и учреждений района, направленные на решение основных социально-экономических проблем, достижение целей экономического развития Бессоновского района на период до 2017 года, увеличения собственных доходов, повышения уровня жизни населения.

Источник финансирование подпрограммы – бюджет Бессоновского района Пензенской области.

Подпрограмма предусматривает реализацию мероприятия по возмещению части расходов по кредитным договорам, взятым на строительство и модернизацию действующих теплиц.

В качестве приложения 1 к подпрограмме «Развитие овощеводства защищенного грунта в Бессоновском районе на 2014–2022 годы» утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из местного бюджета Бессоновского района Пензенской области сельхозтоваропроизвоителям КФХ, ИП, ООО, СПОК, а также гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитным договорам на сумму не более 300000 (триста тысяч) рублей взятым на строительство и модернизацию действующих теплиц (далее – Порядок).

Порядок определяет условия и механизм предоставления субсидий из бюджета Бессоновского района Пензенской области сельхозтоваропроизводителям района (КФХ, ИП, ООО, СПоК), а также гражданам ведущим личное подсобное хозяйство (зарегистрированным и фактически проживающим в Бессоновском районе) на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитным договорам взятым на строительство и модернизацию действующих теплиц в рамках реализации подпрограммы «Развитие овощеводства защищенного грунта в Бессоновском районе на 2014–2022 годы», в пределах лимита бюджетных ассигнований на финансирование вышеуказанных субсидий на финансовый год и плановый период.

Субсидии предоставляются за счет средств местного бюджета на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях Российской Федерации в соответствии с законодательством (далее – кредиторы), привлеченными сельхозтоваропроизводителями и гражданами ведущим личное подсобное хозяйство (далее – заемщики) на реализацию бизнес-проектов по развитию овощеводства защищенного грунта (далее – субсидирование).

Согласно пункту 4 Порядка субсидии не предоставляются заемщикам: не зарегистрированным на территории Бессоновского района Пензенской области.

Следовательно, для получения субсидий хозяйствующему субъекту необходимо осуществлять субсидируемую деятельность (строительство и модернизацию действующих теплиц) на территории Бессоновского района, и быть зарегистрированным на территории Бессоновского района.

Конечной целью субсидирования является развитие овощеводства защищенного грунта в Бессоновском районе.

Статьей 8 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Действующим законодательством не установлен запрет на осуществление хозяйствующим субъектом деятельности за пределами территории муниципального образования, в котором он зарегистрирован.

Установление администрацией Бессоновского района Пензенской области требования об одновременной регистрации и осуществлении деятельности на территории муниципального образования в качестве условия для получения субсидии, исключает из числа претендентов на получение субсидии хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в других муниципальных образования, субъектах Российской Федерации, но осуществляющих субсидируемую деятельность на территории Бессоновского района Пензенской области.

Таким образом, органом местного самоуправления установлен дополнительный, не предусмотренный действующим законодательством, административный барьер для получения субсидии на указанные цели в Бессоновском районе, что приводит (может привести) к ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке.

Согласно пункту 8 Порядка для рассмотрения вопроса о субсидировании (заемщика) необходимо сформировать пакет документов для подачи в Сектор развития сельского хозяйства администрации Бессоновского района Пензенской области (далее – Сектор).

Распределение субсидий из бюджета Бессоновского района Пензенской области заемщикам осуществляет Сектор (пункт 9 Порядка).

Порядком установлен следующий критерий отбора получателей субсидий являются (пункт 10): принятие заемщиком обязательств по целевому использованию кредитных средств.

Сектор в день подачи заявления на рассмотрение бизнес-проекта по развитию овощеводства закрытого грунта, регистрирует заявки в порядке поступления в специальных журналах регистрации заявок, которые пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью (пункт 11.1 Порядка).

В течение девяти рабочих дней с даты регистрации заявки Сектор рассматривает представленные документы, указанные в пункте 11.1 Порядка, и направляет заявителя на «комиссию по отбору бизнес-проектов по развитию овощеводства защищенного грунта в Бессоновском районе на 2014–2020 годы» при администрации Бессоновского района (пункт 11.2 Порядка).

На основании протокола решения комиссии, заемщики, претендующие на получение субсидий, с первого рабочего дня и до 29 декабря текущего года представляют в Сектор заявление о предоставлении субсидий (далее – заявление), справки-расчеты (в 2-х экземплярах) на предоставление субсидий по форме согласно приложению № 1 к Порядку и копии документов, являющихся основанием для предоставления субсидий, по прилагаемому перечню согласно приложению № 2 к Порядку (пункт 11.3 Порядка).

Администрация Бессоновского района Пензенской области отказывает в предоставлении субсидий по следующим основаниям: протокол решения комиссии (пункт 11.4 Порядка).

Таким образом, Порядком не определены решения, которые принимает комиссия по результатам рассмотрения поданных заявок, а также основания для принятия решения о предоставлении субсидии и для отказа в ее предоставлении.

Отсутствие регламентированной процедуры принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидий порождает правовую неопределенность, что приводит (может привести) к злоупотреблениям со стороны органов местного самоуправления и установлению зависимости деятельности хозяйствующих субъектов от субъективного волеизъявления органа местного самоуправления, что в свою очередь приводит (может привести) к ущемлению прав хозяйствующих субъектов и как следствие, к ограничению конкуренции на товарном рынке.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая вышеизложенное, в действиях администрации Бессоновского района Пензенской области, выразившихся в установлении в качестве обязательного требования для предоставления субсидии наличие регистрации хозяйствующего субъекта в Бессоновском районе Пензенской области и бездействии администрации, выразившемся в отсутствии регламентированного порядка принятия решения по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении субсидии, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях администрации Бессоновского района Пензенской области, признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения, для чего в срок до 26.09.2020:

- исключить из Порядка предоставления и распределения субсидий из местного бюджета Бессоновского района Пензенской области сельхозтоваропроизвоителям КФХ, ИП, ООО, СПОК, а также гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитным договорам на сумму не более 300000 (триста тысяч) рублей взятым на строительство и модернизацию действующих теплиц, утвержденного постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области от 06.08.2020 № 590, пункт 4, предусматривающий невозможность предоставления субсидий заемщикам, не зарегистрированным на территории Бессоновского района Пензенской области;

- внести изменения в Порядок предоставления и распределения субсидий из местного бюджета Бессоновского района Пензенской области сельхозтоваропроизвоителям КФХ, ИП, ООО, СПОК, а также гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитным договорам на сумму не более 300000 (триста тысяч) рублей взятым на строительство и модернизацию действующих теплиц, утвержденный постановлением администрации Бессоновского района Пензенской области от 06.08.2020 № 590, в части установления регламентированного порядка принятия решения по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении субсидии.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Врио руководителя Управления

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны