Решение №1743-3 решение по жалобе № 058/07/3-317/2020 от 2 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 058/07/3-317/2020
28 мая 2020 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:
- .... – председателя Комиссии, руководителя управления;
- .... – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;
- .... – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
при участии:
со стороны ЗАО «Проммонтажстрой»:
- ... – представителя по доверенности от 03.03.2020 № 34;
со стороны АО «Корпорация развития Пензенской области»:
- .... – генерального директора Общества;
- .... – представителя по доверенности от 14.01.2020 № 5;
- .... – представителя по доверенности от 18.05.2020 № 9;
со стороны ООО Межрегиональной специализированной организации «Ценный советник»:
- .... – генерального директора Общества;
рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества «Проммонтажстрой» (ИНН 7805235431, ул. Гороховая, 67 литер А, пом. 14Н, г. Санкт-Петербург, 191180) на действия заказчика – акционерное общество «Корпорация развития Пензенской области» (ИНН 5836636863, ОГРН 1095836001975, ул. Володарского, 2/20, г. Пенза, 440000), организатора торгов – ООО Межрегиональную специализированную организацию «Ценный советник» (ИНН 5836673022, ул. Попова, д.36, ком.22, г. Пенза, 440046) при проведении открытого аукциона в электронной форме на закупку: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство Индустриального парка «Союз» (корпус 1), в г. Пенза, ул. Центральная, 1. Реконструкция корпуса №1. Корректировка под промышленный технопарк «Союз». Первый этап строительства» (извещение № 32009056310 от 02.04.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступила жалоба закрытого акционерного общества «Проммонтажстрой» (ИНН 7805235431, ул. Гороховая, 67 литер А, пом. 14Н, г. Санкт-Петербург, 191180) на действия заказчика – акционерное общество «Корпорация развития Пензенской области» (ИНН 5836636863, ОГРН 1095836001975, ул. Володарского, 2/20, г. Пенза, 440000), организатора торгов – ООО Межрегиональную специализированную организацию «Ценный советник» (ИНН 5836673022, ул. Попова, д.36, ком.22, г. Пенза, 440046) при проведении открытого аукциона в электронной форме на закупку: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство Индустриального парка «Союз» (корпус 1), в г. Пенза, ул. Центральная, 1. Реконструкция корпуса №1. Корректировка под промышленный технопарк «Союз». Первый этап строительства» (извещение № 32009056310 от 02.04.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – Аукцион).
Из жалобы заявителя следует, что отклонение заявки ЗАО «Проммонтажстрой» является необоснованным, поскольку изложенные в пунктах 3.8, 3.9, 6.3, 33.2, 33.3 заявки Общества технические характеристики товаров, содержащиеся в техническом задании аукционной документации, отсутствуют в проектно-сметной документации, являющейся приложением к аукционной документации. Также, вывод аукционной комиссии по позиции 33.1 заявки ЗАО «Проммонтажстрой», по мнению заявителя, является ошибочным. Кроме того, в жалобе указано, что в техническом задании аукционной документации установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ по договору, а также необоснованные требования к участнику закупки по описанию химических и физических свойств, конкретных показателей веществ, применяемых при изготовлении данных товаров, что ограничивает возможность участников надлежаще подготовить заявку на участие в аукционе. Из жалобы заявителя также следует, что часть материалов и товаров, требования к которым установлены в техническом задании, в проектно-сметной документации не содержатся.
Правовая позиция АО «Корпорация развития Пензенской области» изложена в письменном отзыве на жалобу от 13.05.2020 №б/н, и дополнениях к отзыву от 19.05.2020 № б/н, 27.05.2020 № б/н.
Правовая позиция ООО Межрегиональной специализированной организации «Ценный советник» изложена в письменном отзыве на жалобу от 14.05.2020 №б/н, и дополнениях к отзыву от 19.05.2020 № 169/1, 19.05.2020 № 161, 25.05.2020 № 174
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 18.05.2020 № 1060-3э назначено и проведено 19.05.2020.
На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации уведомлением от 20.05.2020 исх. № 1073-3э срок принятия решения по рассмотрению жалобы ЗАО «Проммонтажстрой» был продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 26.05.2020 в 16 часов 00 минут.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение жалобы назначено и проведено в 11 часов 00 минут 28.05.2020.
На заседании Комиссии Управления представители ЗАО «Проммонтажстрой» поддержали доводы, изложенные в жалобе.
На заседании Комиссии Управления представители АО «Корпорация развития Пензенской области» с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Пояснили, что ЗАО «Проммонтажстрой», отказано в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием заявки Общества техническому заданию. Дополнили, что участник закупки подав заявку на участие в Аукционе, согласилось со всеми требованиями и условиями закупочной документации. Указали, что требование об указании участниками закупки в составе заявки конкретных показателей товаров не может считаться избыточным, так как данные товары используются при выполнении работ в качестве строительных материалов, а конкретные показатели таких товаров определяют их качественные характеристики и позволяют заказчику определить соответствие применяемых материалов требованиям проектной документации. Также, пояснили, что техническое задание аукционной документации разработано в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
На заседании Комиссии Управления представитель ООО Межрегиональная специализированная организация «Ценный советник» с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что описание объекта закупки, в том числе указанных в техническом задании товаров, составлено на основании проектно-сметной документации, прошедшей соответствующую экспертизу. Указал, что заявка ЗАО «Проммонтажстрой» отклонена за несоответствие требованиям, установленным частью 27 Информационной карты аукционной документации.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что ЗАО «Проммонтажстрой» является лицом, подавшим заявку на участие в Аукционе.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ЗАО «Проммонтажстрой» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
АО «Корпорация развития Пензенской области» относится к субъектам, закупка товаров, работ и услуг которых регулируется Законом о закупках.
Закупочная деятельность АО «Корпорация развития Пензенской области» регламентируется также Положением о закупках товаров, работ и услуг для собственных нужд АО «Корпорация развития Пензенской области», утвержденным решением Совета директоров АО «Корпорация развития Пензенской области» (протокол от 30.18.2018 № 9, с изм. Протокол от 31.03.2020 № 5) (далее – Положение о закупках).
Как следует из материалов дела АО «Корпорация развития Пензенской области» издан приказ от 02.04.2020 № 13 о проведении открытого аукциона в электронной форме на закупку: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство Индустриального парка «Союз» (корпус 1), в г. Пенза, ул. Центральная, 1. Реконструкция корпуса №1. Корректировка под промышленный технопарк «Союз». Первый этап строительства», заключении договора на проведении указанной закупки с ООО Межрегиональной специализированной организацией «Ценный советник», а также о создании закупочной комиссии.
Между АО «Корпорация развития Пензенской области» (Заказчик) и ООО Межрегиональной специализированной организацией «Ценный советник» (Исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг от 02.04.2020 (далее – Договор), согласно пункту 1.1. которого в соответствии с условиями Договора Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги организатора закупок и консультационные услуги по организации и проведению закупки: выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство Индустриального парка «Союз» (корпус 1), в г. Пенза, ул. Центральная, 1. Реконструкция корпуса №1. Корректировка под промышленный технопарк «Союз». Первый этап строительства».
В Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 02.04.2020 размещено извещение № 32009056310 о проведении открытого аукциона в электронной форме на закупку: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство Индустриального парка «Союз» (корпус 1), в г. Пенза, ул. Центральная, 1. Реконструкция корпуса №1. Корректировка под промышленный технопарк «Союз». Первый этап строительства».
Начальная (максимальная) цена договора - 335 434 870 (Триста тридцать пять миллионов четыреста тридцать четыре тысячи восемьсот семьдесят) рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 21 апреля 2020 г. в 10:00 ч (время московское).
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 24 апреля 2020 г.;
Дата проведения Аукциона - 06 мая 2020 г. в 10:00 ч..
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и действия, совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.
Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
Реализация права на оспаривание участником закупки положений закупочной документации за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участника закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.
Таким образом, жалоба на положения документации конкурентной закупки может быть подана, в том числе, участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 21.04.2020. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в Пензенское УФАС России 07.05.2020, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия Пензенского УФАС России не вправе рассматривать доводы жалобы Заявителя относительно положений аукционной документации.
По доводу заявителя о необоснованном признании заявки ЗАО «ПромМонтажСтрой» несоответствующей требованиям аукционной документации Комиссией установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 23.04.2020 № 1647653 (далее – Протокол №1647653) на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 2 заявки.
Пунктом 14 Протокола №1647653 предусмотрено, что Аукционная комиссия рассмотрела заявки участников закупки на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, и приняла решение: заявка с порядковым номером 1 – ЗАО «ПромМонтажСтрой» (дата и время подачи заявки -20.04.2020 17:50 (по московскому времени)) не соответствует требованиям, в графе «Обоснование решения» указанного пункта содержится информация следующего содержания: «Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки, установленным частью 27 Информационной карты аукционной документации, а именно:
1) В позициях 3.8 и 3.9 для показателя «Номинальный размер h, не менее» указанные значения «янв.25» и «01.май» соответственно не соответствуют позиции 3 Таблицы 1 Приложение №1 к Информационной карте аукционной документации;
2) В позиции 6.3 для показателя «Длина проката» указано значение показателя «Должна быть от 2* до 12*», что является непредоставлением конкретных показателей;
3) В позициях 19 и 43 товарные знаки товаров указаны с использованием фразы «или эквивалент» ;
4) В позициях 33.1 – 33.3 для показателя «Тип лицевой поверхности» указано «Неглазурованные с гладкой или рельефной поверхностью» без указания конкретных показателей (типа) поверхности;
5) и т.д., и т.п.».
Согласно пункту 27 Информационной карты Документации на закупку путем проведения аукциона в электронной форме (далее – Информационная карта) для участия в электронном аукционе участник, получивший аккредитацию на электронной площадке, указанной в пункте 19 Информационной карты настоящей документации, подает заявку на участие в электронном аукционе, состоящую из двух частей, в срок и по форме, которые установлены извещением о проведении аукциона, аукционной документацией.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении №1 к разделу к документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) (указываются в формате MS Word или другом аналогичном формате).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Инструкция о порядке заполнения 1 части заявки содержится в Приложении № 1.2 к информационной карте аукционной документации (далее – Инструкция).
Согласно Инструкции участник закупки представляет информацию о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Пунктом 11 «Требования к материалам» Технического задания (Приложение № 1 к Информационной карте) предусмотрено, что Требования к материалам, изделиям и оборудованию (товарам), применяемым при выполнении работ указаны в Таблице 1 и «Проектно-сметная документация».
Из сравнительного анализа показателей, представленных в заявке ЗАО «ПромМонтажСтрой» и Таблицы № 1 Технического задания (далее – Таблица №1) установлено следующее.
В позиции 3.8 «Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III, диаметром 12 мм» Таблицы показателей используемого товара, содержащейся в заявке ЗАО «ПромМонтажСтрой» (далее – Таблица заявки Общества) по параметру «Номинальный размер h, не менее» указано значение – «янв.25».
В позиции 3.9 «Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III, диаметром 16-18 мм» Таблицы заявки Общества по параметру «Номинальный размер h, не менее» указано значение – «01.май».
Тогда как в пункте 3 Таблицы № 1 по указанным показателям содержится значение - 0.4, 0.56, 0.65, 0.9, 1.5, [отсутствует]; 0.5, 0.75, 1.0, 1.25, 1.5, [отсутствует]. При этом согласно Инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «точка с запятой», союза «или», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз в отношении товара, а если в позиции указаны несколько товаров, то одно и то же значение или диапазон значений параметра для всех товаров, перечисленных в позиции.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», - участнику закупки необходимо предоставить все значения или все диапазоны значений параметра, указанных через данные символ, союз в описании товара. При этом в описании каждой отдельной разновидности товара может быть указано только одно значение или диапазон значений параметра из перечисленных с использованием символа «запятая», союза «и» (за исключением случая, когда в отношении товара не указаны разновидности, тогда такой товар должен быть представлен в первой части в нескольких вариантах, описания которых включают все значения или все диапазоны значений параметра, указанных через данные символ, союз).
В позиции 6.3 «Сталь полосовая» Таблицы заявки Общества по параметру «Длина проката» указано значение – «Должна быть от 2* до 12*».
Тогда как, в пункте 6 Таблицы № 1 по указанному показателю содержится следующее значение – «Должна быть от 2* до 12*». При этом согласно Инструкции в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», «св.» и «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения. При этом слова «от» и «св.» обозначают нижнюю границу диапазона и минимальное значение показателя, а слово «до» обозначает верхнюю границу диапазона и максимальное значение показателя.
В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны носить предположительный характер (например, не должны сопровождаться словами «может…», «должен…» и их производными, «эквивалент», «аналог», «не менее», «не более», «не ниже», «не выше», «от», «до», «возможно», «в пределах» и т.п., за исключением случаев, когда такие термины содержатся в требуемых параметрах, значения которых не могут изменяться), а должны быть конкретными, позволяющими определить соответствие предлагаемого товара потребностям заказчика и не допускать разночтения или двусмысленное толкование.
В позиции 19 и 43 Таблицы заявки Общества в графе «Наименование товара» «Длина проката» содержаться слова «или эквивалент».
Вместе с тем, как указано ранее, предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться, в том числе, словом «эквивалент».
В позициях 33.1 «Плитки керамогранитные размером 300х300, серые» и 33.3 «Гранит керамический многоцветный неполированный, размером 300х300х8 мм» Таблицы заявки Общества по параметру «Тип лицевой поверхности» указано значение – «Неглазурованные с гладкой или рельефной поверхностью».
Тогда как, в пункте 33 Таблицы № 1 по указанным показателям содержится следующее значение – «Глазурованные или неглазурованные с гладкой или рельефной поверхностью». При этом, как указано выше, в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием союза «или» - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный союз в отношении товара, а если в позиции указаны несколько товаров, то одно и то же значение или диапазон значений параметра для всех товаров, перечисленных в позиции.
В соответствии с пунктом 3.5.1 Положения о закупках Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в аукционе и проверяет, соответствуют ли участники закупки и их заявки требованиям, установленным законодательством РФ, настоящим Положением и аукционной документацией, в месте и в день, которые указаны в документации. По результатам рассмотрения заявок комиссия по закупкам принимает решение о допуске участника закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске.
Пунктом 3.5.4. Положения о закупках предусмотрено, что Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и аукционной документации обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных в п. 1.10.1 настоящего Положения.
Согласно подпункту 2 пункта 1.10.1. Положения о закупках Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения.
Исходя из изложенного, довод заявителя о необоснованном признании заявки ЗАО «ПромМонтажСтрой» несоответствующей требованиям аукционной документации является несостоятельным.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 3 части 13 статьи 3.2. Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.5.7 Положения о закупках протокол должен содержать сведения, указанные в п. 1.7.13 настоящего Положения, а также решение о допуске участника закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске, обоснование такого решения с указанием сведений о решении каждого члена комиссии о допуске или об отказе в допуске.
В пункте 1.7.13. Положения о закупках содержит сведения, аналогичные изложенным в пункте 3 части 13 статьи 3.2. Закона о закупках, которые должен содержать протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), а именно:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
По результатам анализа Протокола № 1647653 установлено, что в пункте 14 данного протокола в графе таблицы с названием «Решение о допуске участника закупки к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника закупки к участию в аукционе» содержится следующая информация:
- по порядковому номеру заявки 1 – «Не соответствует требованиям»;
- по порядковому номеру 2 – «Соответствует требованиям».
Сведения о количестве заявок на участие в закупке, которые отклонены, в том числе, решение об отказе в допуске ЗАО «ПромМонтажСтрой» к участию в аукционе, в данном протоколе отсутствуют.
Кроме того, в графе «Обоснование решения» таблицы пункта 14 Протокола № 1647653 одним из несоответствий заявки ЗАО «ПромМонтажСтрой» требованиям аукционной документации указано «и т.д., и т.п.» (пункт 5).
Согласно данным на заседании Комиссии при рассмотрении настоящей жалобы объяснениям представителей АО «Корпорации развития Пензенской области» и ООО Межрегиональной специализированной организации «Ценный советник», вышеуказанное основание подразумевает иные расхождения по ряду значений параметров товаров, предлагаемых ЗАО «ПромМонтажСтрой» и предусмотренных Таблицей № 1.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом - информационная открытость закупки.
Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, чтобы исключить возможность для организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ).
Участникам же закупки должна быть предоставлена возможность, в случае несогласия с соответствующим решением заказчика (закупочной комиссии), оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур.
Учитывая, что в пункте 5 графы «Обоснование решения» таблицы пункта 14 протокола № 1647653 отсутствует четкое обоснование принятого решения комиссии о несоответствии заявки ЗАО «ПромМонтажСтрой» требованиям аукционной документации, Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу о нарушении закупочной комиссией заказчика - акционерное общество «Корпорация развития Пензенской области» требований пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, по результатам аукциона между АО «Корпорация развития Пензенской области» и ООО «Строй-Партнер» заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство Индустриального парка «Союз» (корпус 1), в г. Пенза, ул. Центральная, 1. Реконструкция корпуса №1. Корректировка под промышленный технопарк «Союз». Первый этап строительства» от 08.05.2020 № 2020.328586.
В связи с вышеизложенным, Комиссия управления принимает решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу закрытого акционерного общества «Проммонтажстрой» (ИНН 7805235431, ул. Гороховая, 67 литер А, пом. 14Н, г. Санкт-Петербург, 191180) на действия заказчика – акционерное общество «Корпорация развития Пензенской области» (ИНН 5836636863, ОГРН 1095836001975, ул. Володарского, 2/20, г. Пенза, 440000), организатора торгов – ООО Межрегиональную специализированную организацию «Ценный советник» (ИНН 5836673022, ул. Попова, д.36, ком.22, г. Пенза, 440046) при проведении открытого аукциона в электронной форме на закупку: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство Индустриального парка «Союз» (корпус 1), в г. Пенза, ул. Центральная, 1. Реконструкция корпуса №1. Корректировка под промышленный технопарк «Союз». Первый этап строительства» (извещение № 32009056310 от 02.04.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
2. Признать закупочную комиссию заказчика - акционерное общество «Корпорация развития Пензенской области» (ИНН 5836636863, ОГРН 1095836001975, ул. Володарского, 2/20, г. Пенза, 440000) нарушившей пункт 1 части 1 статьи 3 и п. 3 части 13 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Обязательное для исполнения предписание АО «Корпорация развития Пензенской области» (ИНН 5836636863, ОГРН 1095836001975, ул. Володарского, 2/20, г. Пенза, 440000) не выдавать.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии