Предупреждение б/н предупреждение 2-01-03/07-2024 от 29 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-01-03/07-2024
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

29 мая 2024 года

    г. Пенза

 

 

 

В Пензенское УФАС России поступило обращение жителя города Пенза  Пензенской области, проживающего по адресу: г.Пенза, ул.Свердлова, д.38, в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Управление благоустройства и очистки» (далее – Общество, ООО «УБО») по вопросу оказания Обществом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Из обращения следует, что Управление Роспотребнадзора по Пензенской области по результатам проверки обращения <...> установило, что контейнерная площадка для сбора ТКО не соответствует требованиям п.4 СанПиН 2.1.3684-21, а именно контейнерная площадка находится на расстоянии более 100 метров от жилого дома Заявителя. 

По результатам анализа документов и информации установлено следующее.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности  ООО «УБО» (ОГРН 1105837002512, ИНН 5837044683, 440000, г.Пенза, ул.Суворова, стр 10, офис 11) является  сбор неопасных отходов (ОКВЭД 38.11).

По результатам конкурсного отбора об организации деятельности  по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО)  на территории Пензенской области зона «Северная» ООО «УБО» выбран региональным оператором на данной территории (протокол о результатах проведения конкурсного отбора N 3 от 13.09.2018).

Согласно Соглашению, заключенному между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и ООО «УБО» от 28.09.2018г., «УБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО (далее – Соглашение)

«УБО» осуществляет деятельность по обращению с ТКО  по регулируемым тарифам в области ТКО, устанавливаемым Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (п.1.2 Соглашения).

Статус регионального оператора присваивается Региональному оператора с момента вступления в силу Соглашения и действует 10 лет (п.1.3 Соглашения).

Зона деятельности Регионального оператора определена зоной деятельности регионального оператора «Северная зона», установленная схемой обращения с отходами (п.1.4 Соглашения).

Таким образом, ООО «УБО» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Пензенской области зона деятельности «Северная».

В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области  от 10.04.2020г. №226-пП «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами на территории Пензенской области» (далее – Территориальная схема обращения с отходами на территории Пензенской области) к «Северной зоне» относятся следующие районы/городские округа: Городской округ город Пенза, городской округ город Заречный (ЗАТО), Бессоновский, Иссинский, Лунинский, Мокшанский, Пензенский, Шемышейский муниципальные районы.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Правовое регулирование в области обращения с ТКО осуществляется, в том числе Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156),

В соответствии с указанным правовым регулированием под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый статьи 1 Закона об отходах).

Под региональным оператором по обращению с ТКО понимается оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац двадцать седьмой статьи 1 Закона об отходах).

Под потребителем понимается собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (абзац девятый пункта 2 Правил N 1156).

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждается территориальная схема обращения с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования

Территориальная схема обращения с отходами должна, в том числе включать в себя:

- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

- схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункты 1, 2, 3 статьи 13.3 Закона об отходах).

Из обращения и приложенных документов следует, что ближайшая контейнерная площадка для сбора ТКО от дома Заявителя находится по адресу: г.Пенза, ул.Красная, 3. Данная контейнерная площадка расположена на расстоянии более 100 м от жилых многоквартирных домов №38, №40 по ул.Свердлова, что является нарушением требования пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (далее – СанПиН 2.1.3684-21).

Вместе с тем, согласно Приложению №7 Территориальной схеме обращения с ТКО на территории Пензенской области «Сведения о местах накопления ТКО (контейнерные площадки)» (пункт 1693, 1694) по адресу ул.Свердлова, 38 имеется 2 контейнерных площадки (открытые) с общим количеством контейнеров 4.

Однако, как следует из обращения и приложенных к нему документов фактически контейнерная площадка по адресу ул.Свердлова, 38 отсутствует.

Таким образом, при наличии предусмотренной Территориальной схемой по обращению с отходами на территории Пензенской области контейнерной площадки потребители, проживающие в домах по адресам: ул.Свердлова, 38,40, не имеют возможности получать надлежащую услугу и вынуждены использовать для складирования ТКО иные места накопления ТКО (контейнерные площадки), которые не соответствуют требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.

В соответствии с пунктом 4 Правил №1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Положениями раздела 2.1 Соглашения также определены обязанности регионального оператора – ООО «УБО».

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренных Схемой обращения с отходами (п.2.1.1 Соглашения).

 Региональный оператор обязан не допускать нарушений Правил обращения с ТКО, условий настоящего Соглашения, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, иных договоров, заключенных в установленном порядке (п. 2.1.24 Соглашения).

Региональный оператор обязан не допускать нарушений схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, закрепленной Схемой по обращению с отходами (п.2.1.26 Соглашения).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

По результатам анализа товарного рынка установлено, что региональный оператор – ООО «УБО» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в границах «Северной зоны» Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на указанном рынке.

Таким образом, региональный оператор – ООО «УБО» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по обращению ТКО в границах «Северной зоны» Пензенской области с долей 100% и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.

Исходя из вышеизложенного, Общество не вправе навязывать потребителям условия невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Таким образом, в действиях (бездействиях) ООО «УБО», выразившихся в  непринятии мер по предоставлению потребителям возможности получать услугу по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой по обращению с отходами в Пензенской области, содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 28 июня 2024 года, а именно прекратить навязывать потребителям условия невыгодные для них или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами путем принятия мер, направленных на  предоставление потребителям возможности получать услугу по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой по обращению с отходами в Пензенской области.

 

 О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны