Решение №1870-3 Решение от 11 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления),

в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Промэкспертиза» (о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом),

при участии представителей акционерного общества «Газпром газораспределение Пенза»,

рассмотрев жалобу ООО «Промэкспертиза» (ИНН 6658217250, ул. Одинарка, д. 6, г. Екатеринбург, 620034) на действия Заказчика АО «Газпром газораспределение Пенза» (ИНН 6836611971, ОГРН 1025801359858, ул. Максима Горького, д. 50, г. Пенза, Пензенская область,440600) при осуществлении запроса предложений в электронной форме по отбору организации на выполнение (оказание услуг) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (извещение о закупке № 32009127764 от 30.04.2020 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 21.05.2020 поступила жалоба ООО «Промэкспертиза» (ИНН 6658217250, ул. Одинарка, д. 6, г. Екатеринбург, 620034) на действия Заказчика АО «Газпром газораспределение Пенза» (ИНН 6836611971, ОГРН 1025801359858, ул. Максима Горького, д. 50, г. Пенза, Пензенская область,440600) при осуществлении запроса предложений в электронной форме по отбору организации на выполнение (оказание услуг) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (извещение о закупке № 32009127764 от 30.04.2020 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – запрос предложений).

В жалобе Заявитель указывает что в разделе Документации подкритерий «Опыт выполнения работ в денежном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» является некорректным и несоответствующим законодательству о закупках, поскольку под опытом понимается выполнение совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков, которыми могут обладать только физические лица – работники юридического лица. Наличие такого опыта можно требовать только у штатных работников юридического лица. Кроме того, по данному показателю оценивается объем выполненных аналогичных работ (оказанных услуг) в денежном выражении по выполненным (исполненным) договорам. Включение в качестве критерия оценки опыта (в рублях) без указания предельного максимального количественного значения может привести к ограничению конкуренции. Подкритерий «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» податель жалобы также считает несоответствующим закону о Закупках, поскольку в документации не установлен необходимый верхний и нижний предел максимального количества специалистов требуемой квалификации, привлекаемых для выполнения работ. Заявитель просит выдать Заказчику – АО «Газпром газораспределение Пенза» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Правовая позиция АО «Газпром газораспределение Пенза» изложена в письменном отзыве на жалобу № 3076 от 28.05.2020, и дополнениях к отзыву №3289 от 08.06.2020.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 22.05.2020 № 1137-3э назначено и проведено 01.06.2020.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

Уведомлением от 01.06.2020 исх. № 1213-3э срок принятия решения по рассмотрению жалобы ООО «Промэкспертиза» был продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 09.06.2020 в 10 часов 00 минут.

На заседании Комиссии Управления представители АО «Газпром газораспределение Пенза» с доводами жалобы не согласились. Пояснили, что оценка участников закупки по критерию «Квалификация участника» обусловлена тем, что предметом закупки является оказание услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления, которые являются источниками повышенной опасности. В связи с этим, предпочтительным является опытный участник, обладающий максимальным количеством персонала и выполняющий аналогичные работы.   Критерии оценки заявок в равной степени относятся ко всем участникам закупки и служат для определения лучших условий исполнения договора. Кроме того, АО «Газпром газораспределение Пенза» указывает, что Заявитель не имеет права осуществления деятельности по экспертизе промышленной безопасности по причине отсутствия соответствующей лицензии.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Комиссией Управления установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 закона о защите конкуренции.

АО «Газпром газораспределение Пенза» относится к субъектам, закупка товаров, работ и услуг которых регулируется Законом о закупках.

Закупочная деятельность АО «Газпром газораспределение Пенза» регламентируется  также Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Пенза», утвержденным решением Совета директоров Общества (протокол от 06.04.2020 №18) (далее – Положение о закупках).

В Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru 30.04.2020 размещено извещение №32009127764 о проведении запроса предложений в электронной форме по отбору организации на выполнение (оказание услуг) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности.

Дата начала приема заявок – 30.04.2020.

Дата и время окончания срока подачи заявок– 18.05.2020 в 11:59.

Извещением о проведении закупки начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 8 253 163,85 руб. (с НДС), 6 877 636,54 руб. (без НДС).

Согласно итоговому протоколу №130420 от 19.05.2020 заявка участника ООО «Диатэк» признана наилучшей. Участнику закупки ООО «Комплексные инженерные системы» присвоен второй номер.

В соответствии со статьей 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Статьей 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке заказчики руководствуются законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регламентирующими правила закупки - положениями о закупке, являющимися документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закон о закупках не содержит закрытого перечня критериев, по которым могут оцениваться участники закупок, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования.

Пунктам 13,14 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 6.3.1.14 Положения о закупках документация должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно пункту 6.3.1.15 Положения о закупках документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке.

Разделом 11 Положения о закупках предусмотрено осуществление закупки путем проведения запроса предложений, а также регламентирован ее порядок.

Пунктом 3.29 Документации установлен перечень критериев оценки заявок на участие в процедуре Закупки:

 

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

Лот 1

 

 

1

Уровень цены заявки

3

2

Квалификация участника

7

2.1

Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок

0,4

2.2

Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации

0,4

2.3

Объем работ, выполняемый собственными силами

0,2

 

Порядок оценки заявок по установленным критериям предусмотрен в Информационной карте (раздел 3 Документации).

Согласно пункту 3.30 Документации оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проводится членами Комиссии в строгом соответствии с критериями и порядком, предусмотренными настоящей Документацией.  В случае непредставления в полном объеме документов, подтверждающих квалификацию по критериям оценки, по данному критерию присуждается «0» баллов.

Как следует из пункта 2.3.1 Документации участник должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями настоящей Документации таким образом, чтобы Заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям настоящей Документации. Заявка на участие в Закупке состоит из первой части, второй части и ценового предложения.

Оценка заявок по подкритерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет» осуществляется по формуле: B2.1=10x(Ci/Cmax), где:

B2.1 – оценка (балл) заявки i-го участника;

Cmax – максимальное значение критерия среди заявок всех участников;

Ci – значение критерия по заявке i-го участника.

Пунктом 2.3.1.6 Документации установлено, что в случае, если заявки участников оценивается по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет» участник предоставляет сведения о количестве и стоимости заключенных и исполненных договоров за установленный период по Форме 7.  Указанные в Форме 7 сведения подтверждаются копиями заключенных и исполненных договоров, и актов выполнения работ/услуг, содержащими сведения о предмете договора.

Заказчиком в Документации указано, что предметом оценки по показателю «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет» является объем выполненных аналогичных работ (оказанных услуг) в денежном выражении по выполненным (исполненным) договорам, то есть, для оценки по данному показателю участник в составе заявки должен представить информацию об общей цене исполненных участником договоров с аналогичным предметом.

Исходя из формулы, наибольшее значение при оценке получит участник, который представит документы о наибольшем опыте работы, что соответствует принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Законом о закупках не установлено, что в таких случаях Заказчики обязаны ограничивать верхний предел какой-либо максимальной ценой исполненных договоров.

В связи с тем, что Заказчиком в Положении о закупках, в том числе предусмотрена возможность оценки заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет», Комиссия Пензенского УФАС России приходит к выводу, что данный критерий не противоречит нормам законодательства о закупках и Положения о закупках. Соответственно, любой участник может принять участие в запросе предложений и его заявка будет оцениваться в соответствии со сведениями, которые он представит в заявке. Также, критерий оценки не является обязательным требованием, предъявляемым к участнику закупки, то есть к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо, независимо от того, имеет ли такой участник опыт.

Аналогичный способ оценки заявок предусмотрен по подкритерию «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации», расчет также осуществляется по формуле: B2.2=10x(Ci/Cmax), где:

B2.2 – оценка (балл) заявки i-го участника;

Cmax – максимальное значение критерия среди заявок всех участников;

Ci – значение критерия по заявке i-го участника.

Лучшим условием исполнения договора по показателю является наибольшее количество персонала, отвечающих требованиям подпунктов 3,4, пункта 4 Технического задания.

Таким образом довод заявителя о том, что подкритерий «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» является некорректным, так как заказчиком в документации не установлен необходимый верхний предел по максимальному количеству специалистов требуемой квалификации, привлекаемых для выполнения работ, не нашел своего подтверждения в силу того, что в Документации не установлено обязательных требований к участникам о предоставлении документов в отношении специалистов. Оценка заявок по данному критерию производится на основании сведений о количестве специалистов требуемой квалификации, что не противоречит специфике проводимой закупки, предусматривающей выполнение работ именно квалифицированными специалистами в области технического диагностирования и промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Таким образом, установление в Документации нестоимостного критерия оценки заявок и двух его вышеуказанных подкритериев не противоречат Положению.

Комиссия Управления, также принимает во внимание тот факт, что на участие в запросе предложений было подано 6 заявок, что свидетельствует о соблюдении заказчиком принципа обеспечения конкуренции. Заявитель заявку на участие в данной закупке не подавал.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях АО «Газпром газораспределение Пенза» нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Промэкспертиза» (ИНН 6658217250, ул. Одинарка, д. 6, г. Екатеринбург, 620034) на действия Заказчика АО «Газпром газораспределение Пенза» (ИНН 6836611971, ОГРН 1025801359858, ул. Максима Горького, д. 50, г. Пенза, Пензенская область,440600) при осуществлении запроса предложений в электронной форме по отбору организации на выполнение (оказание услуг) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (извещение о закупке № 32009127764 от 30.04.2020 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны