Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «СЕЛАР» (вх. № 000508 от 19.01.201... от 30 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «СЕЛАР»  (вх. № 000508 от 19.01.2016 г.) 

о нарушении законодательства о закупках

26 января 2016 г.                                                                                                                         г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующий Комиссии – Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,

члены Комиссии:

- Андрианова О.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,  

- Важенина В.Р.,  ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии: представителя ООО «СЕЛАР» - Данилова П.А. (на основании доверенности), представителя МУ «Управление капитального строительства» Пермского муниципального района – Ципляковой Н.В. (на основании доверенности), представителя МКУ «Управление муниципальных закупок» Пермского муниципального района – Капитанова С.Н. (на основании доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СЕЛАР» (далее – Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на выполнение работ по реконструкции здания школы в с. Култаево (извещение № 0856300007416000001),

 

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению № 0856300007416000001 Заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение работ по реконструкции здания школы в с. Култаево.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках)  нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона  о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из изложенного следует, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

В пп. 1, 2 п. 3 Раздела 7 Информационной карты конкурсной документации установлено, что участник закупки должен представить информацию о выполняемых работах, их количественных и качественных характеристиках по установленной форме 1.3. Показатели, характеризующие работы, должны быть не ниже показателей, установленных в Главе V «Техническое задание».

С учетом приведенных выше положений Закона о закупках Комиссия пришла к выводу, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в конкурсной документации спорные требования не противоречат требованиям Закона о закупках, в связи с чем, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не может быть установлено нарушений требований Закона о закупках.

Довод Заявителя  о том, что поскольку документация о закупке частично размещена в формате «pdf», что не обеспечивает возможность копирования, поиска, и, как следствие, ограничивает  ознакомление с текстом документа, действия Заказчика нарушают требования Закона о закупках, отклоняется Комиссией на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

Согласно части 4 статьи 4 Закона о закупках информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

В соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о закупках документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

В ч. 5 ст. 112 Закона о закупках, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок", в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет Федеральному казначейству: обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г., при этом возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений должна быть обеспечена не позднее 1 января 2017 г.

С 1 января 2016г. Единая информационная система в сфере закупок введена в эксплуатацию.

В Разделе «Дополнительно» Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) опубликованы обучающие материалы, в числе которых имеется «Руководство пользователя. Официальный сайт ЕИС Редизайн», в котором отсутствует запрет на публикацию документов в Единой информационной системе в формате «pdf».

При этом, в данном Руководстве указано, что быстрый поиск работает с документами следующих форматов: docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, ppt, odf, а также с файлами данных форматов, которые находятся в архивах rar, zip.

Таким образом, функционал Единой информационной системы в сфере закупок позволяет осуществлять копирование, поиск, и, как следствие, ознакомление с текстом документа в формате pdf, в связи с чем, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках.

Кроме того, Заявителем не представлены доказательства в подтверждение обоснованности данного довода жалобы.

Довод Заявителя о том, что проектная документация размещена на официальном сайте  в формате, не доступном для ознакомления с его содержанием без использования иного программного обеспечения – «AutoCAD», также отклоняется Комиссией, как несостоятельный, поскольку   проектная документация размещена на официальном сайте в заархивированном виде в формате «dwg», который является универсальным форматом для хранения данных 2D- и 3D-чертежей и для просмотра указанных файлов используется программа «AutoCAD», которая доступна для свободного скачивания в сети Интернет. Доказательств обратного жалоба не содержит.

Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с ч.5 ст.32 Закона  о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

В п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о закупках, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 (далее – Правила).

Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

В пп. «б» п. 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

 В соответствии с п.28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

Согласно ч.9 ст.32 Закона о закупках, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

В Главе 3 «Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и порядок их оценки» конкурсной документации Заказчиком установлен, в том числе, следующий критерий квалификации, показателем которого является опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Показатель критерия, его содержание и особенности оценки: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - наличие у участника конкурса в 2015 году опыта работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства учебно-образовательного назначения (детского сада, школы и т.п.).

Наличие у участника конкурса в 2015 году опыта работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства учебно-образовательного назначения (детского сада, школы и т.п.) подтверждается следующими документами: 

- в случае, если строительство или реконструкция проводилась подрядным способом: копией исполненного договора/контракта, копией разрешения на строительство, копией акта приемки законченного строительством объекта по форме КС-11, копией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

- в случае, если строительство или реконструкция проводилась хозяйственным способом (инвестор, заказчик и генеральный подрядчик в одном лице): копией разрешения на строительство, копией отчета экспертной организации об определении рыночной стоимости объекта, документами, подтверждающими расходы инвестора на проектно-изыскательские работы и экспертизу проектно-сметной документации (при наличии таких расходов)  и копией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Документы, подтверждающие расходы инвестора на проектно-изыскательские работы и экспертизу проектно-сметной документации: копия утвержденного инвестором Сводного сметного расчета стоимости строительства, содержащего информацию о затратах по Главе 12, и/или копии договоров на проектно-изыскательские работы и экспертизу проектно-сметной документации с копиями актов приема-передачи выполненных работ, и/или иные документы (их копии), подтверждающие фактические расходы на проектно-изыскательские работы и экспертизу проектно-сметной документации.

Предметом оценки является количество реконструированных или построенных объектов капитального строительства учебно-образовательного назначения (детского сада, школы и т.п.) со стоимостью выполненных работ по строительству или реконструкции объекта не менее 176 768 627 рублей 26 копеек, указанной в форме КС-11 (в случае выполнения работ подрядным способом) или указанной  в отчете экспертной организации, с учетом всех расходов инвестора, за исключением расходов на проектно-изыскательские работы и экспертизу проектно-сметной документации (при наличии таких расходов) (в случае выполнения работ хозяйственным способом).

Стоимость работ по строительству или реконструкции объекта, составляющая 176 768 627 рублей 26 копеек, рассчитана от начальной максимальной цены контракта с применением индекса-дефлятора на строительство по Прогнозу СЭР РФ Минэкономразвития РФ от 26.10.2015г. – 2016г/2015г. - 104,9%;

Начисление баллов производится по объектам капитального строительства, по которым в 2015 году выполнены все нижеуказанные условия:

  • получено разрешение на строительство,
  • заключен договор/контракт (при наличии такого договора/контракта)
  • получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Величина значимости показателя – 100%. Коэффициент значимости показателя (КЗ) – 1.

В соответствии с требованиями п.6 ч.2 ст. 51 Закона  о закупках, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Перечень вышеуказанных документов обозначен также в пп. 5 п. 2 Раздела 7 документации о закупке. При этом, согласно требованиям конкурсной документации (в пп. 5 п. 2 Раздела 7), отсутствие в составе заявки на участие в открытом конкурсе сведений и документов, предусмотренных подпунктом 5, не является основанием для отказа в допуске участнику открытого конкурса к участию в открытом конкурсе.

Таким образом, довод о том, что спорные требования ограничивают количество участников закупки, не может быть принят во внимание.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что показатель критерия квалификация участника закупки «Опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема» прямо предусмотрен Правилами, коррелирует с объектом закупки, в том числе, в части характера, к которому в данном случае можно отнести назначение объекта и объема, который оценивается стоимостью, следовательно, довод Заявителя о незаконности установленного предмета оценки не основан на нормах Закона о закупках,  установленный критерий и порядок оценки соответствует как Правилам, так и Закону о закупках, более того, позволяет в результате выбрать хозяйствующий субъект, который по квалификации наиболее отвечает требованиям Заказчика, Уполномоченного органа. 

Вместе с тем, довод Заявителя о том, что опыт участника закупки оценивается исключительно в 2015 году, заслуживает внимания.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика не смогла пояснить, почему квалификация участника закупки оценивается исключительно за 2015 год.

В свою очередь, представитель Уполномоченного органа пояснил, что наличие опыта выполнения работ сопоставимого характера в 2015г. по смыслу Правил можно отнести к характеру работ.

В Техническом задании Заказчиком обозначено, что срок выполнения работ – не более 380 календарных дней со дня подписания контракта.

Таким образом, в данном случае объем закупаемых работ предполагается выполнить в срок, превышающий 1 год, следовательно, установленный показатель оценки опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема в 2015г. не является сопоставимым по характеру с объектом закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что установленный Заказчиком в конкурсной документации спорный показатель критерия оценки квалификации не позволяет объективно оценить опыт участников закупки, выполнявших работы сопоставимого характера и объема, в связи с чем, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.

На основании статей 99, 106 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1.  Признать жалобу ООО «СЕЛАР» на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на выполнение работ по реконструкции здания школы в с. Култаево (извещение № 0856300007416000001) обоснованной в части довода относительно установленного в конкурсной документации требования о наличии опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема только за 2015г.
  2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
  3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.

4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение  требований Закона о закупках.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председательствующий   Комиссии                                                                        Е.С. Субботина

 

Члены Комиссии:                                                                                                        О.Н. Андрианова

                                                                                                                                       

                                                                                                                                         В.Р. Важенина

 

Важенина В.Р., 2351482

Связанные организации

Связанные организации не указаны