Решение №000693 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «УралАнтокорСтрой» (вх. № 000693) от 3 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «УралАнтокорСтрой» (вх. № 000693)

 

«07» февраля 2017 г.                                                                                                                    г. Пермь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

Баранов Д.Е.,  начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов.                         

Члены комиссии:

Трутнева Е.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Анущенко Г.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

 

рассмотрев жалобу ООО «УралАнтокорСтрой» (вх. № 000693) (далее – заявитель) на действия МАДОУ «Детский сад №35» (далее – организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса на право выполнения работ по капитальному ремонту крыши здания МАДОУ «Детский сад № 35» (извещение № 31604495612, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

          

20.01.2017 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано на необоснованный незачет всех представленных Обществом договоров по кровельным работам. Документация не содержит конкретики.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, указывает на соответствие процедуры проведения торгов действующему законодательству.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия  Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

  1. Порядок и условия проведения процедур закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее – Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:

1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно ч.ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик – автономное учреждение обязан руководствоваться, в т.ч. утверждённым наблюдательным советом и размещённым на официальном сайте, не позднее 15 дней с момента утверждения, Положением о закупках, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Частью 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. 

Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. №908).

В случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений (п. 9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

На основании ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

 

  1. Согласно положениям Извещения, размещенного на официальном сайте 15.12.2016г., датой окончания подачи заявок является – 09.01.2017г., дата вскрытия конвертов с заявками – 10.01.2017г., срок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок – 12.01.2017г., подведение итогов – 19.01.2017г.

Рассматриваемая закупка проводилась согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг МАДОУ «ДС № 35», размещенному на официальном сайте 30.12.2016г., утверждено наблюдательным советом МАДОУ «ДС № 35» (Протокол № 4 от 29.12.2016г.).

Как следует из Протокола № 1 вскрытия конвертов с заявками от 10.01.2017г. на участие в закупке поступило 25 заявок.

Согласно протоколу № 2 рассмотрения заявок от 12.01.2017г. заявители – ООО «УралАнтикорСтрой» были допущены к участию в закупке.

Из протокола оценки и сопоставления заявок от 16.01.2017г. следует, что первый номер был присвоен заявке ООО «Строймодуль».

Заявке ООО «УралАнтокорСтрой»  был присвоен 22 номер <...> Комиссия организатора торгов зачла у данного участника 4 договора из 9 представленных.

Как пояснил представитель Учреждения, причиной незасчитывания всех договоров Обществу послужило то, что только 4 договора подпадали под понятие «аналогичные работы», то есть «соответствующие предмету» закупки, которые, по мнению представителя организатора торгов, предполагают работы по мягкой кровле.

Комиссия Пермского УФАС России не может согласиться с такими действиями организатора торгов (комиссии) по следующим основаниям.

Так, в силу положений Раздела 12 конкурсной документации, основаниями для отказа в допуске к участию в торгах являются следующие:

  1. Участник закупки не предоставил документы, перечень которых установлен в пункте 2 раздела 7 Информационной карты.
  2. Установлена недостоверность сведений об участнике закупки, содержащихся в представленных им документах, или о поставляемых товарах, выполняемых работах, оказываемых участником закупки услугах.
  3. Участник закупки не соответствует требованиям, установленным в разделе 5 Информационной карты.
  4. Участник закупки не предоставил документ или копию документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в полном объеме (размере), если требование обеспечения заявки указано в разделе 8 Информационной карты.
  5. Заявка на участие в открытом конкурсе не соответствует требованиям настоящей конкурсной документации:
    1. заявка оформлена с нарушением требований пункта 1, пункта 3, подпунктов 1,2,4,5 пункта 4 и подпунктов 1-6 пункта 5 раздела 7  Информационной карты;
    2. показатели, характеризующие товары, работы или услуги, предложенные участником закупки в заявке на участие в открытом конкурсе, не соответствуют показателям, установленным в Главе IV «Техническое задание (Спецификация)», локальном сметном расчете;
    3. цена договора, предложенная участником закупки, превышает начальную (максимальную) цену договора;
    4. отсутствуют сведения о стране происхождения товара.

Конкурсная комиссия обязана отстранить участника закупки от участия в открытом конкурсе на любом этапе его проведения вплоть до заключения договора в случае установления факта:

  • предоставления заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе;
  • проведения ликвидации юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании участника закупки (юридического лица или индивидуального предпринимателя) банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • нахождения имущества участника закупки под арестом, наложенным по решению суда, балансовая стоимость которого на момент истечения срока заключения договора превышает 25 % балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

наличия у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что участник закупки не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Согласно положениям Раздела 12 документации критериями оценки и сопоставления заявок являются:

 

Номер
критерия

Критерии оценки
заявок

Для проведения оценки в документации необходимо установить

Значимость критериев               в процентах.

1.

Цена договора

Предложение о цене договора

30 %

2.

Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)

1.Конкретный предмет оценки по критерию (оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ);

1-4 договоров свыше 100 тыс. руб. - 20 баллов.

5-8 договоров свыше 100 тыс. руб. - 30 баллов.

9 и более договоров свыше 100 тыс. руб. - 50 баллов.

2.Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (таблица, отражающая опыт участника, форма 1.4);

3.Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки (форма КС-2))

50 %

3.

Срок выполнения работ

Максимальный срок 45 календарных дней, минимальный срок 30 календарных дней  начиная с «19» июня 2017 года

10 %

4.

Срок гарантии на результат работ

Минимальный срок гарантии на результат работ: 36 месяцев со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2)

Максимальный срок гарантии на результат работ: 60 месяцев со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2)

10 %

 

Согласно Форме 1.4. документации участникам необходимо было приложить количество договоров на выполнение аналогичных работ, заключенных за последние 2 года.

Из вышеизложенных положений документации по критерию «квалификация участника» оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ.

При этом, необходимо отметить, что положения конкурсной документации не содержат разъяснение понятию «аналогичные работы».

Таким образом, организатор торгов посредством «субъективного» мнения членов комиссии разграничивал представленные участниками договоры на «аналогичные» и «не аналогичные».

Наличие в конкурсной документации положений, позволяющих неоднозначно трактовать требования заказчика, не должно нести негативные последствия для участников торгов, добросовестно исполнивших указанные требования, исходя из логического (доступного) понимания.

Проведение конкурса, призвано, в частности, обеспечить расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в торгах и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу положений п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, организатором торгов была нарушена ч. 6 ст. 3 и п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Помимо изложенного, необходимо отметить, что действиями организатора торгов была также нарушена ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Так, как было указано выше, согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за право заключения с заказчиком договора, являющегося предметом торгов.

Действующее законодательство всем без исключения хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключении указанного договора, гарантирует право на осуществление самостоятельных действий, в т.ч. путём участия в соответствующей процедуре торгов.

При этом, каждый из указанных лиц вправе рассчитывать, что не признание его победителем (согласно установленным порядку выбора процедуры торгов, порядку, критериям рассмотрения, оценки и сопоставления заявок) означает наличие в заявках конкурентов, соответствующих требованиям документации, лучших условий исполнения договора (цены договора, его квалификации, иных условий), т.е. на добросовестную конкуренцию на торгах.

Обеспечение конкуренции на торгах является обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Нет оснований утверждать, что действия заказчика соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, в случае выбора победителя торгов в отсутствие в закупочной документации четкого и однозначного толкования понятию «аналогичные работы», и, как следствие, присвоение итоговых мест (баллов) лишь на основании субъективного (немотивированного) мнения членов конкурсной комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

В данном случае, Комиссия Пермского УФАС России считает возможным выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «УралАнтокорСтрой» (вх. № 000693) на действия МАДОУ «Детский сад №35» при организации и проведении открытого конкурса на право выполнения работ по капитальному ремонту крыши здания МАДОУ «Детский сад № 35» (извещение № 31604495612, опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»), обоснованной.

2. Признать в действиях МАДОУ «Детский сад № 35» факт нарушения ч. 6 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать в действиях МАДОУ «Детский сад № 35» факт нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать МАДОУ «Детский сад № 35» предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                            Д.Е. Баранов

 

Члены Комиссии                                                                                                              Е.П. Трутнева

 

                                                                                                                                              Г.А. Анущенко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Трутнева Е.П.,

(342) 235-10-36

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны